Статистические данные о распространенности нарушений голоса.
Д.К.Вильсон (1990) и др.: 6 – 9 % детей имеют голосовые расстройства (дисфонии), при этом около 3% из них отмечают проблемы общения, связанные с нарушением голоса.
Ю.С. Василенко (1997): частота дисфоний у дошкольников – до 23 %, в школьном возрасте снижается до 6% .
Нарушения голоса весьма распространены как у взрослых, так и у детей[††]. Частота случаев патологии гортани у детей за последние два десятилетия возросла. Нередки осложнения после реаниматологических манипуляций и хирургического лечения, которые спасают жизнь человека, но вызывают осложнения в виде хронической патологии гортани с тяжелым нарушением голоса. Данные Л. Б. Дайняк (1982) свидетельствуют об увеличении у детей хронических ларингитов, что всегда считалось главным образом патологией взрослых.
И. Максимов (1987) приводит сведения об изучении состояния голоса специалистами разных стран. Так, по данным Г. Боме (Bohme G., 1974), патологическое изменение голоса наблюдалось у 40% обследованных учащихся начальных классов, А. Соннинен (Sonninen A., 1970) выявил его только у 0,2%. К результатам обследования голоса детей в США, Японии, Израиле обращается и Д. К. Вильсон (1990). Согласно приведенным им материалам, процент патологии голоса колеблется от 1,5 до 21%.
Исследования Ю. С. Василенко и Е. С. Уланова (1984) обнаружили нарушения голоса у 11,7% обследованных детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. По данным Ю. С. Василенко (1983), частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих голосоречевые профессии нарушениями голоса страдают до 40%.
Степанова Ю.Е. (2009):
Заболевания голосового аппарата у детей составляют от 6 до 41%. Большинство исследователей связывают возникновение дисфоний с перенапряжением голоса. Сведения о частоте и характере дисфоний в детском возрасте немногочисленны и противоречивы. Поэтому возникла необходимость в проведении исследования, цель которого состояла в определении этиологических факторов и изучении структуры заболеваемости голосового аппарата у детей мегаполиса.
Клинические исследования были проведены у 600 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Нарушения голосовой функции выявлены у 563 пациентов - 272 (48%) мальчиков и 291 (52%) девочки. Максимальное количество дисфоний встретилось у детей обоего пола в возрасте 8-10 лет, а минимальное - 15-16 лет.
При изучении заболеваемости голосового аппарата выявлено 12 нозологических форм. Так 266 (47%) детей страдали узелками голосовых складок, 89 (16%) - мутационной дисфонией. Примерно одинаковым оказалось количество пациентов с врожденными пороками развития гортани - 56 (10%) и хроническим ларингитом - 51 (9%). Функциональную дисфонию диагностировали у 39 (7%), афонию - у 16 (3%) детей. На долю острого ларингита, полипов, кист, папилломатоза, рубцового стеноза и парезов голосовых складок приходилось от 0,5% до 2%.
Подавляющее большинство детей (94%) с голосовыми расстройствами имели психоневрологические и нейровегетативные нарушения, обусловленные антенатальной и перинатальной патологией. Поэтому профилактика нарушений голосовой функции должна начинаться с раннего возраста и состоять в своевременном лечении соматической и неврологической патологии, соблюдении правил охраны и гигиены детского голоса, ограничении чрезмерной голосовой нагрузки.
Этиология нарушений голоса.
Причины, вызывающие нарушения голоса:
1) органические изменения, не связанные с перенапряжением голоса и неправильной манерой голосоведения, а связанные с другими объективными причинами, такими, как паралич, парез голосовых складок, полип, опухоль на голосовых складках при гормональном сдвиге или нарушении обмена веществ, врожденная или приобретенная в результате травмы, болезни патология гортани, глотки, рта и носа;
2) органические изменения, вызванные перенапряжением голоса; неправильная манера голосоведения может вызывать повреждение голосовых складок и нарушать координированную работу мышц гортани; ярким примером может служить кровоизлияние в голосовую складку, узелки, утолщение краев и покраснение голосовых складок;
3) психоэмоциональные факторы и неправильная манера голосоведения, влекущие за собой функциональные изменения как центральной, так и периферической части голосового аппарата;
4) факторы, способствующие развитию нарушений голоса - аллергии, заболевания верхних дыхательных путей; гормональные нарушения; всевозможные шумы - автомобильный, музыкальный, в цехе, в спортивном зале, в школьном классе, в студенческой аудитории.
О.С. Орлова (2008) разделяет основные причины нарушений голоса у детей на:
· Биологические (конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания)
· Социальные (семейное положение, состав семьи, жизненные условия)
· Психологические (конфликтные ситуации, бытовые и профессиональные, психоэмоциональные и характерологические особенности личности)
· Технические (перенапряжение голоса, неправильная техника фонации, неестественная тональность).
Профессиональными нарушениями голоса считают патологические состояния гортани, в основе которых лежат систематическое перенапряжение голоса и грубые нарушения техники голосообразования.
Перенапряжение голоса можно трактовать как сочетание многочисленных вредных привычек. Формы перенапряжения голоса: крик, визг, твердая голосовая атака, чрезмерная разговорчивость, частое откашливание, напряженная вокализация. К перенапряжению голоса относят также неправильное использование высоты тона и громкости. Перенапряжение голоса может быть кратковременным и очень сильным, а также умеренным, но длительным.
О.С. Орлова (2008):
· В этиологии дисфоний преобладают частое перенапряжение голоса – 65 % случаев; острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей – 20%; астенический синдром – 20%; аденоиды – 5%.
· При афонии наряду с указанными причинами – ОРЗ, перенапряжение голосового аппарата.