История развития специальной психологии
В процессе исторического развития формировались различные формы (элементы) общественного сознания: 1) обыденное сознание; 2) религиозное сознание; 3) художественное сознание; 4) научное сознание. В этих сферах общественного сознания стали концентрироваться сведения об особенностях индивидов с отклонениями в развитии.
Обыденное сознание формировалось на основе обыденного, житейского опыта человека. Лица с различными аномалиями существовали всегда. Окружающие их люди так или иначе пытались объяснить причины этих отклонений. Подобного рода объяснения, при всей их фантастичности, можно считать прообразом будущего научного знания.
Религиозное сознание. Ни одна из мировых религий не обходила вниманием проблему психической патологии, по-разному объясняя ее, что существенно влияло на отношение к лицам с отклонениями: от почитания и обожествления до страха и ненависти, проявлявшихся в жестоких преследованиях.
Художественное сознание в форме искусства и литературы является способом отражения мира. Образы людей, страдающих различными психическими аномалиями, не редкость в литературе и искусстве. Чаще всего – это попытка воспроизвести и понять внутренний мир этих людей, их страдания, глубокое одиночество, отчаянную борьбу за существование, жестокое отношение со стороны окружающих.
Научное сознание как особая форма общественного сознания формируется позднее и представляет собой систему знаний и представлений, основанных на опыте и доказательствах.
Медицина стала первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений. Здесь накапливались первые научные сведения о причинах и формах отклонений в психическом развитии.
В XVIII веке получили широкое распространение гуманистические идеи французских просветителей. Под влиянием этих идей происходят серьезные изменения в отношениях общества к инвалидам; начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии. В рамках педагогической практики накапливались сведения об особенностях психического развития и поведения разных групп детей с ограниченными возможностями.
К началу XX века был накоплен определенный опыт о лицах с нарушенным развитием. В это время специальная психология возникла как относительно независимая наука. В первые два десятилетия специальная психология переживает период бурного развития. Последующие десятилетия шел процесс становление этой отрасли психологии – накопление научных достижений и практического опыта, всего того, что касалось психического развития человека с отклонениями в развитии. Особое влияние на процесс становления специальной психологии оказали детская психопатология, педология, психоанализ.
Первые отрасли специальной психологии, получившие развитие стали психология слепых, глухих, умственно отсталых. Постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка. В 30-40-е годы возникает психология слепоглухихдетей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В 60-е годы начинают активно изучаться дети с задержкой психического развития.В 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нарушениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Позднее актуализируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также с характерологическими и поведенческими нарушениями.
Специальная психология как самостоятельная отрасль отечественной психологической науки и практики формально закреплена в 60-х г.г. ХХ века (появилась в перечне научных специальностей учебных ВУЗов в разделе «Психология»). До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии – комплексной науки, включающей изучение причин и механизмов отклоняющегося развития; а также разработку медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям с недостатками в развитии.
Уникальную роль в становлении специальной психологии в нашей стране Лев Семенович Выготский. Он определил предмет, цели, задачи и методы специальной психологии; построил методологическую базу, в качестве которой выступила теория культурно-исторического развития. В основу этой теории легли клинико-психологические исследования и их результаты, полученные Л.С. Выготским.
Опираясь на эту теорию ученики и последователи Выготского продолжали и продолжают исследования феномена нарушенного развития: П.П.Блонский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, С.Я.Рубинштейн и другие.
Специальная терминология лиц с нарушениями развития.Терминология, применяемая для обозначения людей со всеми категориями нарушенного развития, на протяжении ХХ века претерпевала изменения.
· В начале ХХ века – детей называли «ненормальными детьми» (термин использовался отечественными и зарубежными психологами, психиатрами, невропатологами).
· Почто в это же время используется понятие «дефективные дети».
· В конце 30-х гг. вводится термин «аномальные дети».
· В 60-х гг. за рубежом стало применяться понятие «исключительные дети» как по отношению к детям с недостатками развития, так и к одаренным детям.
· В связи с развитием интегрированного подхода к обучению и стремлением «навешивания ярлыков» за рубежом (в среде неспециалистов, в средствах массовой информации) стали применять понятия «дети с особыми потребностями», «дети с особыми образовательными потребностями». Эти понятия охватывают детей, как с нарушенным развитием, так и с выдающимися способностями.
· В законодательстве ряда стран, в том числе и в нашей стране стал использоваться термин «лица/дети с ограниченными возможностями».
· Психологи и дефектологи используют также термины «нарушения (недостатки) развития», «психические и физические недостатки» по отношению к людям с ограниченными возможностями.
· В последнее время часто применяется термин «отклоняющееся развитие».