История развития специальной психологии

Человек недостатком в функции какого-либо (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекала к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей. В известном романе В. Гюго «Человек, который смеется» описан весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других.

Даже сейчас, когда известны причины возникновения большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» - у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения [1, с. 12].

Первой наукой, пытавшейся понять природу отклонений была, безусловно, медицина. Именно в области клиники стали накапливаться первые научные сведения о причинах и формах отклонений в психическом развитии. Поворотным пунктом в развитии специальной психологии стало распространение гуманистических идей французских просветителей в ХVIII столетии. Под влиянием этих идей серьезно меняется отношение общества к инвалидам и начинается систематическое обучение детей с нарушениями в развитии[2, с. 24] .

Наиболее рано выделились в качестве направлений специальной психологии олигофренопсихология (психология умственно отсталых); сурдопсихология (психология глухих), тифлопсихология (психология слепых).

Олигофренопсихологияохватывает широкий круг вопросов, свя­занных с изучением механизмов и структуры дефекта умственно от­сталых детей, а также с динамикой их спонтанного и направленного развития.

Этот раздел специальной психологии формировался как сравни­тельная психология нормального и аномального ребенка. Необходимо было установить факторы, определяющие своеобразие психического развития при умственной отсталости, особенно специфику познава­тельных процессов, поскольку данная проблематика не разрабатыва­лась детской психологией.

Соответствующие исследования позволили выявить не только за­кономерности психического развития умственно отсталых детей, но и решить общенаучные теоретические задачи, в частности раскрыть не­которые закономерности развития психики, общие как для нормально развивающихся, так и для умственно отсталых детей. Развитие оли-гофренопсихологии связано с именами Л. В. Занкова, Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Г. М. Дульнева, Б. И. Пинского, Н. Т. Морозовой, X. С. Замского, С. Я. Рубинштейн и др. Ныне в этой области активно работают М. Н. Перова, В. Г. Петрова, В. В. Воронкова, Ю. Т. Матасов и др.

Сурдопсихологиятакже имеет богатую историю: когнитивное развитие при дефектах слуха исследовалось достаточно широко. Ре­зультаты научных исследований отражены в монографиях о психо­логии глухих и слабослышащих детей: их речи и мышлении (Боскис Р. М., 1963; Шиф Ж. И., 1968); познавательной деятельности (Соловьев И. М., 1971); развитии у них памяти и мышления (Розано­ва Т. В., 1978). В настоящее время в этой области развивают исследо­вания М. Н. Никитина, Е. Г. Речицкая, Б. Е. Пеннин и др.

В центре внимания многих исследователей находилась проблема социальной адаптации глухих детей. Особо изучалась также взаимо­связь развития у них речи и других высших психических функций. Многочисленные исследования, проведенные учеными и учителями-практиками, позволили сделать вывод о своеобразии развития речи глухих и слабослышащих детей, обусловленности этим своеобрази­ем их познавательной деятельности и личности. В результате уда­лось доказать продуктивность раннего обучения таких детей устной речи с использованием остаточного слуха на основе предметно-прак­тической деятельности. Установлено, что дошкольное обучение обес­печивает психическое развитие глухого ребенка, приближающееся к норме. Основываясь на научных данных, формы и организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями слуха постоянно совершенствуются.

В ходе изучения слабослышащих детей разрабатывалась теорети­ческая проблема о влиянии частичного дефекта на психическое раз­витие ребенка. Выяснилось, что возраст, когда снизился слух, сте­пень сохранности слуха, а также уровень развития речи сказываются на психическом прогрессе ребенка в целом. У слабослышащих детей потенциальные возможности развития оказались выше по сравнению с глухими детьми. Этот вывод существенен для общепсихологиче­ской теории, так как акцентирует роль сенсорной стимуляции в пси­хическом развитии.

Тифлопсихологиятоже изучает психическое развитие в условиях сенсорной недостаточности. В этом разделе специальной психоло­гии подробно исследуется познавательная деятельность при дефек­тах зрения, научно обосновываются методы обучения детей с нару­шениями зрения (Земцова М. И., Кулагин Ю. Г., 1984; Костючек Н. С., Литвак А. Г., 1972; Солнцева Л. И. и др.). Эти исследования и в на­стоящее время актуальны и продолжаются Л. И. Плаксиной, Г. И. Ни­кулиной, В. А. Феоктистовой и многими другими.

Современная специальная психология включает в себя и пси­хологию детей с сочетанием нарушений (например, слепоглухоне­мота).

Большой вклад в изучение слепоглухонемых детей внесли И. А. Со-колянский, А. И. Мещеряков, А. В. Ярмоленко и др. Ими была дока­зана и подтверждена на практике возможность достаточно высокого уровня развития слепоглухонемых. В литературе описаны уникаль­ные случаи компенсации слепоглухих, которые овладевали устной речью, достигали высокого уровня интеллектуального развития и значительных успехов в обыденной жизни (Л. Бриджмен, Э. Келлер, О. И. Скороходова, О. И. Виноградова и др.). Широко известна кни­га Э. Келлер «История одной души» и книга О. И. Скороходовой «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир».

У значительного количества детей с атипичным развитием име­ются нарушения речи. Для многих из них эти нарушения являются ведущими, первичными. Такие нарушения изучаются логопсихологией— разделом специальной психологии, возникшим на базе лого­педии. Логопсихология выделилась относительно недавно, хотя со­ответствующие исследования проводились еще на заре логопедии.

Систематическое изучение неговорящих детей (алаликов) и нако­пление фактов, отражающих особенности их психического развития, позволили создать психологическую классификацию алалий (Леви­на Р. Е., 1952). В последующие годы внимание исследователей рече­вой патологии сместилось на изучение механизмов и структуры ре­чевых нарушений, разработку методов их коррекции. Эти проблемы решались в русле теоретической логопедии. В настоящее время в изучении состояния психики при нарушениях речи используется системный анализ (И. Т. Власенко, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усано-ва, Г. В. Чиркина, Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Ю. Гаркуша и др.). Ме­тодологической основой данных научных исследований являются представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах, о межфункциональных взаимодействиях при нарушении системогенеза.

Как видно из краткого исторического обзора, проблематика спе­циальной психологии преимущественно была связана с задачами спе­циального обучения, поэтому исследовалось в основном когнитивное развитие детей. Большое внимание уделялось описанию нарушений развития и поиску их механизмов. В разные годы такое описание де­лалось на основании достижений различных наук, вследствие чего до сегодняшнего дня отсутствует единая классификация атипий.

Развитие специальной психологии позволило решить целый ряд теоретических и практических задач:

2 произошло углубление общепсихологического понимания позна­вательной деятельности; в специальной психологии описаны факты нарушений психиче­ского развития, разработаны и апробированы психодиагностиче­ские системы для выявления и дифференциации различных ви­дов этих нарушений;

3 проделана и продолжается колоссальная работа по научно-мето­дическому обеспечению обучения и воспитания детей с наруше­ниями психического и физического развития.

Гораздо меньше внимания уделялось становлению личности лиц с атипией развития и их социальной адаптации. В то же время адап­тация этого контингента к обычной жизни — самая актуальная про­блема, ведь многие из них растут и вырастают в не вполне естествен­ных условиях. Порой улучшение их социальной адаптации требует больших усилий разных специалистов. Несомненно, исследователям предстоит глубже изучить факторы социальной адаптации этих лю­дей и такие производные их адаптации, как межличностные отноше­ния, общая удовлетворенность жизнью и т. д.

В целом исторический анализ свидетельствует о неразрывности и взаимообусловленности специальной психологии и дефектологии, особенно наглядна подобная взаимосвязь с важной составляющей де­фектологии — специальной педагогикой [3, с. 23-26].

Содержание самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации