Говорить, а потом думать — или наоборот?
Вы можете не захотеть сидеть рядом с одним из них в самолете, но и вам необходимо иметь здоровое уважение к детям. В конце концов, много ли вы знаете взрослых, способных выучить любой из 3000 языков, превращать обычную домашнюю утварь в смертельное оружие и обучить взрослых быть готовыми прийти на помощь по первому зову? Когда мы вырастаем, это изумляет нас, не правда ли?
Дети-лингвисты. Дети-психологи. Дети-ученые. И, согласно концепции психолога Льва Выготского, дети-ученики. Выготский считал, что дети гораздо ■большему учатся через отношения с другими людьми, чем действуя в одиночку. Согласно этому подходу мы сначала начинаем говорить, а потом — думать.
Психотреп
Когда-нибудь обращали внимание, как часто дети разговаривают сами с собой? Психологи развития называют это эгоцентрической речью. Ее целью является не коммуникация с другими людьми, а управление собственными мыслями и действиями. Выготский полагал, что эгоцентрическая речь является переходным моментом в развитии вербального мышления. Она исчезает примерно в семь лет, потому что ребенок научается говорить про себя — то есть возникает внутренняя речь.
Пиаже рассматривал речь как одно из частных проявлений развития мышления. Выготский, напротив, утверждал, что речь является основой для развития высших форм мышления. По его мысли, слова являются не просто кирпичиками для умственного процесса. Слова, а точнее значения, заключают в себе достижения и ценности культуры и поэтому направляют, ведут за собой всю мыслительную деятельность. Так, дети, выросшие в кулыуре, где счет занимает важное место, будут иметь развитую систему слов-числительных. Некоторые эскимосские культуры имеют сотни слов для описания снега, потому что различение разных типов снега имеет для них жизненно важное значение.
Возможно, что человеческие существа запрограммированы на изучение языка, но сам язык является продуктом культуры. По Выготскому, сначала дети выучивают слова для коммуникации с другими, а потом начинают использовать их как символы, как «инструмент» мышления. Фактически, когнитивное
Часть!>• Психологическая перспектива
развитие заключается в интериоризации (переведение извне во внутренний, психический план. — Прим. пер.) символов, идей и способов рассуждения, которые выработались в культуре в ходе исторического развития. Приверженец школы Выготского скажет: людей объединяет одинаковое строение мозга, но индивидуальное сознание является отражением той культуры, в которой человек вырос.
Мораль сей басни такова
«Это плохие мысли». «Я думаю, что так и нужно поступить». «Она приняла неверное решение». С ранних лет мы не просто думаем о чем-либо. Мы оценива -
ем все, что приходит нам в голову. Всю нашу взрослую жизнь редкая мысль проходит без приписывания ей какого-либо морального веса. Откуда же возникают моральные суждения?
Эта проблема в свое время заинтриговала Лоренца Кольберга: как развивается нравственное чувство — знание о том, что правильно, а что неправильно. В результате появилась хорошо известная в психологии концепция нравственного развития. По аналогии с идеями Пиаже Кольберг предположил, что развитие моральных понятий идет в несколько стадий, через которые проходят люди всех культур в одинаковом порядке. Он верил, что развитие идет от эгоцентрической позиции к высшим уровням, когда человек начинает заботиться о благе общества. Вот как происходит моральное развитие для большинства из нас:
Моральное развитие
Словарь психолога
Мораль— это система убеждений, ценностей и суждений о правильности поступков , человека.
Стадия | Интрига | Мотив |
Стадия 1 Стадия 2 Стадия 3 Стадия 4 | поиск удовольствия, стремление избежать боли взвешивание преимуществ и недостатков желание быть хорошим желание быть законопослушным гражданином | избегание боли и страх быть пойманным 1 получить максимум выгоды быть популярным и избежать неодобрения не попасть в тюрьму, не подвергнуться карательным мерам |
Глава 4>■ Стадии развития
/Моральное развитие
Стадия | Интрига | Мотив |
Стадия 5 Стадия 6 Стадия 7 | удовольствие от взаимовыгодных отношений жить по своим этическим нормам в гармонии с космосом | делать то, что хорошо для общества стараться быть верным себе, не разочароваться в самом себе стремление проявлять заботу обо всем мире |
По мере знакомства со стадиями морального развития по Кольбергу вам могло показаться, что многие из ваших знакомых безнадежно отстали в развитии. Это действительно так. В реальности многие взрослые никогда не достигают стадии 5 и очень редкие продвигаются дальше. Лично я до сих пор ломаю голову над тем, что подразумевал Кольберг, говоря о 7-й стадии!
Сердечно ваш»*»
Прошу заметить, что существует огромная разница между нравственными убеждениями и нравственными поступками. Для предсказания морального поведения конкретного человека необязательно определять, на какой он стадии. Надежнее измерить его способность эмпатично относиться к людям. Эмпатия — это способность переживать то же, что переживает другой человек. Эта способность лежит в основе нравственных поступков детей. Может быть девочка, отдавшая свое одеяло плачущей от холода младшей сестренке, и не забралась высоко по моральной лестнице Кольберга, но она уже умеет делать правильный выбор!
Психотреп
Кольберг понимал, что описанные им стадии более относятся к области идеалов, нежели к реальности. В его собственные добродетели, видимо, не входила терпимость к разнообразию людей. Кольберг не только считал, что некоторые из этих стадий доступны лишь людям западной культуры, у него еще хватило духу предположить, что женщины в среднем находятся на более низкой стадии морального развития, чем мужчины!
Часть 1> Психологическая перспектива