Каждая травка благословлена богом
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Эти загадочные для современного «цивилизованного» человека слова из Ветхого Завета вдруг обрели конкретный смысл на встречах с травницей Еленой Федоровной Зайцевой (г. Москва) на Православной выставке, проходившей в Самаре в начале сентября 2011 года.
Оказывается, нет «сорняков» в том смысле, в каком мы привыкли думать! Всякая травка нам жизненно нужна и полезна. И все эти «злостные сорняки» — и чертополох, и татарник, и пырей, и полынь, и лопух, и лебеда, — самые нужные нам травы. Вот почему их вокруг такое изобилие! Господь по Своей неизреченной любви дает их всем под ноги — берите, дети, питайтесь, лечитесь. Елена Федоровна часто вспоминает слова своей мамы: «Каждая травка благословлена Богом. Господь пронизывает землю светом и любовью».
А мы недовольно отмахиваемся от безценного Божьего дара, утратив знания о природе, травах, деревьях, которыми всего одно-два столетия назад владел каждый русский человек. Наши благочестивые верующие предки, в отличие от нас, прекрасно знали, как питаться, чем лечиться от разных болезней, обходились без таблеток и были крепкими русскими богатырями.
Но, слава Богу, живы еще хранители традиций! Такие, как Православная Христианка Елена Федоровна Зайцева. Она не обычная травница, хорошо разбирающаяся в травах и их воздействии на организм. Ее восприятие природы не рационалистично, это, прежде всего, благодарение и славословие Богу. Русские люди начали утрачивать религиозное знание природы из-за отхода от веры уже в XIX веке и почти утеряли в безбожном XX столетии.
Елена Федоровна Зайцева восприняла его от своей верующей матери и щедро передает другим. Род их отмечен еще одним благодатным явлением. Внук Елены Федоровны Зайцевой — Епископ Корсунский Нестор. Согласитесь, это очень «говорящая» деталь. Есть на Руси и другие травницы, но далеко не у каждой внук сподобился Епископского сана…
Сейчас выходит много книг о травах. Но открываешь их и… тонешь в обилии рецептов, советов. Не знаешь, с чего начать. Поэтому общение с живым носителем традиций неоценимо. Спасибо устроителям Православной выставки, пригласившим в Самару Елену Федоровну, которую часто называют монастырской травницей. Она обучила искусству траволечения насельников двадцати монастырей, выступает с лекциями в монастырях, на приходах.
На Православной выставке в Самаре в музее имени П.В.Алабина ежедневно с утра до обеда она неутомимо читала лекции, отвечала на многочисленные вопросы, консультировала. Потом ехала в Иверский женский монастырь, где нашла кров на время выставки в Самаре, — делиться своими знаниями с монахинями, посещала и лечила больных батюшек. Такой плотный «график работы» у Елены Федоровны все летнее время: она ездит по России, собирает травы, лечит, передавая насельникам монастырей и мирянам забытые знания. Зимой по воскресеньям с четырех до семи вечера она читает лекции в Москве в Музее иконы у Никитских ворот, лечит больных. А как только пригреет весеннее солнышко, вновь отправляется в путь по матушке-России.
Легкая и крепкая, она не носит очков, переносит тяготы дальних дорог, хотя ей уже 86 лет. Такие нагрузки не каждый молодой человек смог бы выдержать. Вот великолепный результат постов, питания и лечения Божьими травами. Она считает, что человек молод до пятидесяти лет, от пятидесяти до ста — он пожилой и продолжает активную деятельность. А старость наступает только после ста лет.
В ее семье в голодные двадцатые-тридцатые годы прошлого века все были крепкими и здоровыми, питаясь дикими травами, которые растут в изобилии даже в самые засушливые годы. Но и сейчас это знание нам нужно! Мы находимся в ситуации, когда прилавки переполнены, а купить нечего — вредные добавки, консерванты делают продукты непригодными в пищу. И лечиться чем, неизвестно: многие лекарства являются вредными для организма.
Вот и выходит, что нам срочно надо возвращаться к нашим исконным традициям питания и лечения. Нам предлагают генетически измененные продукты. А трава нас спасет, как спасала русских людей в голод, в Первую и Вторую мировые войны.
Божьи травы — одно из наших средств защиты, сохранения нашего здоровья и жизни. Мы должны, обязаны выжить, выстоять, быть сильными и крепкими. А это требует усилий, многому надо учиться заново.
«Да будет вам долголетие!»
Мы беседуем с Еленой Федоровной в фойе на втором этаже сестринского корпуса Иверского монастыря, сидя у открытого окошка, откуда тянет прохладным воздухом с Волги в этот теплый сентябрьский вечер.
— Елена Федоровна, кто ваши родители? Где вы родились?
— Мои родители жили в Петербурге. Отец мой Федор Минаевич Босых был георгиевским кавалером. Он участвовал в Японской войне 1905 года, награжден Царем золотыми крестами. Когда началась революция, он с мамой и с детьми в 1918 году приехал на родину мамы — в деревню Ново-Перелесово Ефремовского района Тульской области.
Вскоре начали создаваться колхозы. Отец не пошел в колхоз. Приехали и забрали его как врага народа. Он отсидел одиннадцать лет. Когда вернулся, был очень болен и скоро умер. Мама Евдокия Григорьевна нас воспитывала одна. Нас было восемь детей: четыре мальчика и четыре девочки.
Старшие сестры — Маруся, Лиза — уехали в Москву. Нюра, которой сейчас 97 лет, осталась. Я родилась в 1925 году на огороде. Мама копала картошку, и у нее начались схватки. Прибежали женщины, я родилась, и они мне пупочек завязали. Приехала телега, взяли два мешка картошки и маму со мной и поехали домой. Я появилась на свет под Воздвиженье — 26 сентября.
Нас, было, совсем выселили как семью врага народа, но Нюра пошла работать в колхоз, и нас оставили. В колхозе нам почти ничего не платили, только ставили «галочки» за работу и потом выдавали за них по двести граммов муки или зерна.
У нас все-все забрали! Помню, мама нам, сестрам, разделила платки, каждой по четыре платка. Старшие взяли себе хорошие платки, красивые старинные с кистями. Я была младшей, и мне достался только один платок с кистями, а один совсем полинявший. Как-то я пришла домой с улицы, а мама и сестры плачут: «У нас платки забрали». Я побежала в сельсовет, кричу, плачу: «Отдайте мои платки!» Какая-то женщина сказала: «Отдайте ей платки». Я искала, искала среди конфискованных вещей свои платки, нашла, прибежала домой радостная: «Мама, я взяла свои платки!» Она посмотрела: «Деточка, неужели ты не сообразила — взяла старый линялый платок. Надо было взять хорошие платки, с кистями». — «Мама, то платки не мои, а Нюрины и Лизины».
Мама говорила нам, девочкам: «Запомните, никогда не искажайте образ Божий, не красьтесь, не мажьтесь, волосы не отрезайте. Сохраняйте внутреннюю красоту».
Сейчас нас остались в живых три сестры. Однажды мама сказала нам: «Да будет вам долголетие!» И, слава Богу, мы живем долго.