Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка».

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Самомассаж с прищепками

Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается больно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Самомассаж подушечек пальцев

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге. (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил», – (указательный)

Так подумал и пошёл (большой)

Он на поиск диких пчёл. (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге. (мизинец)

Игры с массажными мячиками

Колючий ёжик

Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках,

Ёжик, ёжик. делая движения вперёд-назад,

Ты колючий, ну и что же вправо-влево между пальцами.

Катают мячик по правой и левой-

Я хочу тебя погладить, ладоням круговыми движениями.

Я хочу с тобой поладить. Берут мячик в левую руку и

«прыгают» им по ладони другой

руки, затем меняют руки.

Пальчиковые технологии, безусловно, включают в себя пальчиковые игры – различные движения пальцев и кистей рук, сопровождаемые стихотворными текстами. Сложность таких игр варьируется в зависимости от возраста ребенка и его физических возможностей.

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" (хлопаем)

К пальчиковым технологиям можно также отнести следующие:

· Лепка из пластилина и теста;

· Различные аппликации (как из бумаги, так и из других материалов, а также аппликация пластилином – когда пластилин «размазывается» пальцами по поверхности листа);

· Собирание конструктора «лего» и других конструкторов, состоящих из мелких деталей;

· Перебирание круп, бобовых растений, а также бусин и тому подобных мелких предметов;

· Застегивание пуговиц различной величины;

· Шнурование. Используются различные варианты шнуровок, в том числе, и шнуровальные планшеты (см. видео в презентации «Использование логического шнуровального планшета в автоматизации звуков речи (на занятии с детьми с ОВЗ)»;

· Нанизывание бусин различной величины, а также других подходящих предметов (например, макарон);

· Перематывание ниток из клубка в клубок;

· Составление оригами

· Пальчиковый театр (с использованием надеваемых на пальцы «костюмов» героев), а также театр теней (изображение фигур складываемыми в определенной позе руками - за ширмой под лучом света или просто на освещенной стене);

· Перебирание пальцами завязанных на веревке узлов;

· Упражнения с кистевыми эспандерами;

· Су-джок терапия;

· Рисование и раскрашивание различных узоров и контурных рисунков с помощью карандашей, мелков, кистей и красок (в том числе, пальчиковых);

· Игры с подручными материалами – платочками, резинками для волос, крупными бигуди, счетными палочками.

Литература:

1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.

2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.

4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика - М.: АСТ: Астрель, 2007.

     
     

Наши рекомендации