Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. Рассмотрим эту классификацию применительно к фармацевтическому рынку. Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно ле­карственные средства проходят три стадии товародвижения:

предприятие (изготовитель) — оптовая торговля;

оптовая торговля — розничная торговля;

розничная торговля — потребители.

Однако каналов товародвижения может быть и больше:

предприятие (изготовитель) — оптовая торговля;

оптовая торговля — оптовая торговля;

оптовая торговля — розничная торговля;

розничная торговля — потребители.

При прямых продажах от производителя задействовано две стадии товародвижения:

1. предприятие (изготовитель) — розничная торговля;

2. розничная торговля — потребители.

Всем указанным стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще назы­вают ценой изготовителя;

· оптовая цена посредника (организаций оптовой торговли);

· розничная цена.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовите­ля продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим, в том числе розничным, предприятиям. Реализуя продукцию по оптовой цене, предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы по­зволил ему эффективно функционировать в условиях рынка. Оп­товая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержки производства и реализации), прибыли, акциза (по под­акцизным товарам, например, спирту) и НДС.

Оптовая цена посредника — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена посредника помимо отпускной цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку или скидку и налог на добавленную сто­имость (НДС). Оптовая надбавка — это цена на услугу по снабже­нию и сбыту. Как любая цена она должна компенсировать издерж­ки оптовых организаций (аренда помещений, транспортировка и хранение товара, заработная плата и т.д.) и обеспечить им при­быль. Таким образом, оптовые цены — это цены оптовых продаж и перепродаж для производственного потребления или для дальней­шего продвижения товаров к потребителю. При оптовом обороте сторонами сделки выступают предприниматели, как юридические лица, так и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). При оптовом обороте заключаются сделки:

между предприятиями-производителями и субъектами оптовой и розничной торговли;

предприятиями-производителями и предприятиями-потреби­телями данного товара, изготавливающими другой товар;

субъектами оптовой торговли и субъектами розничной торговли;

субъектами оптовой торговли;

субъектами оптово-розничной и розничной торговли, с одной стороны, и мелкорозничной — с другой.

Розничные цены — это цены, по которым товары реализуют в розничной торговле населению, предприятиям и организациям (в том числе ЛПУ). Они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения.

Состав розничной цены складывается из цены изготовителя, торговой надбавки и НДС. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций (аптечных организаций) и их прибыли. Тор­говая надбавка устанавливается предприятиями розничной тор­говли в процентах к ценам приобретения товаров (рис.2.).

Как видно из рисунка, каждый последующий вид цены вклю­чает в себя предыдущий. Следует подчеркнуть, что на каждой ста­дии реализации товара в цену дополнительно включается НДС, который уплачивается в бюджет предприятием-изготовителем. Яв­ляясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене това­родвижения и аккумулируется в розничной цене, оплачиваясь, таким образом, за счет конечного потребителя.

Цена изготовителя Оптовая цена Розничная цена
Затраты из­готовителя Издержки производства Цена изготовителя (покупная цена товара) Оптовая цена (покупная цена товара)
    Управленче­ские расходы        
    Коммерче­ские расходы        
Прибыль изготовителя от продаж        
НДС и акцизы        
  Торговая надбавка оптовой торговли Издержки обращения оптовой торговли    
      Прибыль оптовой торговли    
      НДС и акцизы    
      Торговая надбавка розничной торговли Издержки обращения розничной торговли
          Прибыль розничной торговли
          НДС и акцизы
             


Рис. 2. Состав и структура цены

Так как в составе цены значительный удельный вес занимают затраты, работа по ценообразованию на предприятии, в том чис­ле аптечном, должна быть направлена на их выявление и сниже­ние. Чтобы управлять затратной составляющей цены, необходимо знать состав и структуру затрат, а также факторы, влияющие на уровень и динамику каждого их элемента.

Исходным понятием в учете затрат на предприятии является себестоимость, под которой в торговле (в том числе ЛС) подра­зумевают покупную стоимость товаров. Все остальные затраты, которые называются издержками обращения, показываются в от­четности как «коммерческие расходы» и «расходы на управление». Аптечное предприятие в состоянии повлиять как на покупную стоимость товаров (выбирая поставщика с более низкими опто­выми ценами), так и на снижение издержек обращения, тем са­мым обеспечивая снижение розничных цен на ЛС. При заключе­нии договоров купли-продажи с поставщиками на размер отпускных цен влияет канал товародвижения (закупка товара непо­средственно у производителя обойдется значительно дешевле, чем через посредника), объем закупки, на который поставщик предо­ставляет различные бонусы (скидки), способ оплаты (если поку­пать товар на условиях предоплаты, цены закупки будут ниже), условия поставки (например, транспортные услуги может опла­тить поставщик) и другие факторы, учитывая которые аптечное предприятие может снизить цену закупки, т.е. себестоимость то­вара.

Но в большей степени аптечная организация может влиять на размер торговой надбавки (для ЛС со свободной торговой надбав­кой), которая, как видно из представленной схемы, зависит от величины коммерческих и управленческих расходов и прибыли. Усилия по управлению затратами, направленные на снижение удельных затрат (затраты на единицу товара), всегда будут оправ­даны. Аптечное предприятие с более высоким отношением при­были к затратам, чем в среднем по отрасли, застраховано на слу­чай необходимости снижения рыночных цен под воздействием конъюнктуры рынка. При этом предприятие может участвовать в ценовой конкуренции, снижая цены против установившегося уровня.

В табл 3. дана краткая характеристика видов цен, которые используются фармацевтическими организациями в процессе своей основной деятельности, т. е. оптовой и розничной торговле товарами аптечного ассортимента. Цены, которыми оперируют при совершении сделок, связанных, например, с продажей имуще­ства, ценными бумагами нами не рассматриваются.

Таблица 3.

Виды и характеристика цен

Вид цены Краткая характеристика
По степени вмешательства государства в ценообразование
Фиксированная Как правило, устанавливается государством
Регулируемая Применяется к жизненно необходимым товарам, в том числе ЛС
Зарегистрированная Применяется как первая ступень регулирования цен на ЛС (регистрируется предельная отпуск­ная цена производителя)
Свободная Не регулируется государством и устанавливает­ся фирмой самостоятельно под влиянием фак­торов спроса, предложения, конъюнктуры рын­ка и т.д.
Базисная Цена товара стандартного качества, на основе которой определяется цена товара более высоко­го или низкого качества. База, точка отсчета при определении индекса цен.
По характеру торговли
Оптовая Цена товара, продаваемого крупными партиями. Обычно оптовые иены ниже розничных благо­даря экономии на торговых издержках
Розничная Цена на товар, продаваемый для личного упо­требления в малых, единичных количествах
Закупочная Цена закупки государством сельскохозяйствен­ной продукции (в том числе лекарственного растительного сырья)
Фактическая отпускная Реальная цена отпуска товара от производителя или поставщика, может отличаться от зарегист­рированной цены
Цены, применяемые при сделках
Контрактная Цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара (контракте): 1) твердая (зафиксирована на определенном уровне в момент подписания контракта); 2) с последующей фиксацией; 3) скользящая (изменяется в период действия контракта по согласованной схеме)
Ценовое соглашение Контракт, договор, имеющий юридическую си­лу, в котором фиксируется на определенный срок цена на товар
Валовая Цена, в которую входят затраты на перевозки, страхование и другие расходы
Льготная Пониженный уровень цены на товар в целях стимулирования продаж. Цена, дотируемая для отдельных групп покупателей
Нетто Цена товара на месте его купли-продажи, с ко­торой не делается скидка
Со скидкой Базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или при продаже большой партии товара. Наиболее распространенными являются: 1) бонусные скидки (предоставляются крупным оптовым покупателям за определенный объем обо­рота в год; 2) закрытые скидки (предоставляют­ся на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутри­фирменных поставках); 3) количественные скидки (размер их меняется в зависимости от величи­ны заказа); 4) скидки «сконто» (предоставляют­ся за оплату наличными или за досрочное осу­ществление платежей по сравнению с контрак­том; 5) специальные скидки (предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длитель­ные связи)
Трансфертная Внутрифирменная цена, применяемая в сделках между подразделениями, филиалами, как пра­вило, конфиденциальна
Франко-цена Цена товара, определенная с учетом возмеще­ния транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко», например, цена франко-склад получателя
Каф-цена Цена, в которую включены расходы по доставке, транспортировке товара от продавца до места его приемки покупателем (не включает расходы по страхованию груза)
Сиф-цена Цена, в которую включены все расходы продав­ца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки его покупателю
Фас-цена Цена на товар, исчисляемая с учетом транспорт­ных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное судно
Фоб-цена Цена товара, исчисленная с учетом страхования и транспортных расходов отправителя по достав­ке товара на транспортное средство
Демпинговая Экспортная цена, которая ниже, чем на внут­реннем рынке (на 20 % и более) или ниже мировой цены (на 8 % и более)
Цены, применяемые при анализе
Оптимальная Цена, полученная на основе реальных оценок затрат и дохода от реализации товара
Безубыточности Цена товара, при которой производитель может покрывать свои издержки, или иена, равная из­держкам производства
Сопоставимая Цена, приведенная по величине к условиям оп­ределенного периода времени на определенную дату. Сопоставимые цены используются при сравнении товарооборота в отдельные периоды для устранения влияния инфляции
По типу рынка
Монопольно высокая Цена товара, которая устанавливается субъек­том, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате чего он получает более высокую прибыль, чем в условиях кон­куренции
Монопольно низкая Цена приобретаемого товара, которая устанав­ливается субъектом, занимающим доминиру­ющее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца. Цена товара, сознательно устанавливаемая субъ­ектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уров­не, приносящем убытки от продажи данного то­вара, результатом чего может являться вытесне­ние конкурентов с рынка
     

Особенности ценообразования на лекарственные средства.

Ценообразование — это процесс формирования цен на товары и услуги. Перед всеми субъектами фармацевтического рынка (про­изводителями, организациями оптовой и розничной торговли ЛС) как коммерческими организациями, в качестве одной из основ­ных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной взаимосвязи от других сторон деятель­ности предприятия, от уровня цен зависят достигаемые коммер­ческие результаты. Однако ЛС относятся к товарам особого рода и имеют особенности, которые следует учитывать при ценообразо­вании.

Экономическая и социальная сущность ЛС. Как и любой товар, ЛС имеют экономическую сущность, которая выражается стоимостью в деньгах и потребительской стоимостью. Однако ЛС также имеют социальную сущность, которая заключается в сохранении здоровья человека и общества в целом.

Социально-экономическая эффективность ЛС как товара. Эко­номический эффект проявляется в росте национального дохода, связанного с производством ЛС, а социальный эффект связан с экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов в ре­зультате сокращения дней нетрудоспособности и улучшении ка­чества жизни.

Генератором спроса на ЛС рецептурного отпуска является врач. Как известно, большинство лекарственных препаратов должно отпускаться по рецептам врачей, следовательно, генератором спро­са является промежуточный потребитель (врач), остальные ЛС, отпускаемые без рецепта врача, население может приобретать са­мостоятельно.

Ценовая эластичность спроса на ЛС может зависеть от характе­ра заболевания и способа оплаты за него (бесплатный или льгот­ный отпуск). Например, хронические больные не могут обходить­ся без лекарств, поэтому спрос на такие ЛС будет неэластичен или малоэластичен.

Ценообразование на ЛС регулирует государство. Рынок ЛС имеет свои особенности, которые вызывают необходимость государствен­ного регулирования цен на ЛС. Во-первых, эти особенности оп­ределены тем, что выбор ЛС часто мало зависит от самого потре­бителя, так как лекарство назначает лечащий врач или рекомен­дует фармацевт. Врачи при назначении больному препаратов от­дают предпочтение ЛС с наибольшей клинической эффективно­стью независимо от цены. Во-вторых, существенная часть расхо­дов на ЛС оплачивается за счет государственных средств (лекар­ственное обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения). Рациональное использование государственных средств возможно при условии сдерживания роста цен на ЛС, что и осуществляется в результате регулирования цен.

Государственное регулирование цен на ЛС в России. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил цено­образования.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначи­тельного роста. Можно выделить следующие формы прямого вме­шательства государства в процесс ценообразования:

общее замораживание цен или замораживание цен на отдель­ные товары на определенный срок;

установление фиксированных цен и тарифов;

установление предельного уровня цен;

установление предельного норматива рентабельности;

установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;

декларирование цен;

установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

В условиях командной экономики в России использовалось в основном замораживание цен, а также применялись фиксирован­ные цены на Л С и тарифы на фармацевтические услуги.

Меры косвенного государственного регулирования в целом направ­лены на установление оптимального соотношения между спро­сом и предложением. Косвенное регулирование цен осуществля­ется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета. К фор­мам косвенного регулирования цен также можно отнести:

создание условий для развития здоровой конкуренции и пред­принимательства;

государственное стимулирование привлечения в страну иност­ранных инвестиций;

эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным видам продукции или тем ее видам, которые пред­назначены для социально незащищенных групп населения.

В России, как правило, использовались и до сих пор использу­ются прямые методы воздействия на цены. Первая попытка госу­дарственного регулирования цен на ЛС в условиях рынка была предпринята Правительством РФ в декабре 1992 г. (Постановле­ние от 11 декабря 1992 г. № 970 «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения»). В числе мер, направленных на недопущение необоснованного роста свободных цен на ЛС, было установление для предприятий-изготовителей ЛС уровня рентабельности в размере 30 % от себестоимости, а для предприятий аптечной сети — предельных размеров торговых над­бавок не более 50 % (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не более 80 %) к свободным ценам, определяе­мым предприятиями-изготовителями ЛС. Однако эти меры стали тормозом для отечественной фармацевтической промышленно­сти, способствовали хаотичному развитию фармацевтического рынка и не влияли на ценообразование на ЛС.

Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промыш­ленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здра­воохранения лекарственными средствами и изделиями медицин­ского назначения» позволило субъектам РФ устанавливать торго­вые надбавки, исходя из реальной экономической ситуации в ре­гионе.

Одной из основных причин низкого эффекта от принятых мер являлось то, что не были учтены взаимовыгодные интересы про­изводителя, продавца, пациента и государства как защитника со­циальных интересов граждан.

Практика показала, что при введении государством предель­ных наценок на ЛС их контрактная стоимость возросла в два и более раза в силу того, что вся прибыль, риски, издержки стали закладываться в контрактную цену.

Следующим шагом Правительства было принятие Постанов­ления от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного конт­роля за ценами на лекарственные средства». Среди предусмотрен­ных мер ключевое звено отводилось государственной регистрации отпускных цен на препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Вве­дение государственной регистрации отпускных цен производите­лей на ЛС предусматривало применение минимальных торговых надбавок к зарегистрированным ценам производителя и было на­правлено на сокращение разброса цен на одноименные медика­менты в розничных аптечных организациях. Однако анализ величин зарегистрированных цен на ЛС и пре­дельных торговых надбавок показал, что сокращения разброса цен не произошло, цены разных производителей на одни и те же ЛС отличались в 2—3 раза.

Наблюдалось также различие между установленными в регио­нах предельными торговыми надбавками и реальными средними надбавками в сторону уменьшения последних. В то же время ежемесячный мониторинг уровня цен в 2000 г. показывал значи­тельное отклонение (в сторону снижения) фактических оптовых цен от зарегистрированных в целом по РФ в 43,5 % случаев. Раз­ница в ценах достигала 60%, что некоторые участники рынка объясняли большими скидками, предоставляемыми производи­телями оптовикам.

Кроме того, были отмечены случаи низкого уровня розничных цен по отношению к зарегистрированным ценам. В некоторых слу­чаях отклонение фактических розничных надбавок от предельно допустимых составляло — 99 %. В среднем по РФ фактические роз­ничные цены по состоянию на начало 2000 г. ниже зарегистриро­ванных в 15 % случаев.

Вышеуказанные факты можно объяснить тем, что предприя­тия сознательно регистрировали цены на ЛС значительно выше их себестоимости, а проверку их экономического обоснования госу­дарственные органы не проводили. Таким образом, стало очевид­ным, что этот механизм государственного регулирования цен на ЛС являлся несовершенным.

Действующее в настоящее время Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 15.09.2015) "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"предусматривает Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации;

При этом оговаривает­ся, что для аптечных организаций органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты (далее - фактические отпускные цены производителей на лекарственные препараты), выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.

Установление торговых надбавок к указанным ценам осуще­ствляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохра­нения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам.

Благодаря государственному регулированию с 1999 г. темпы роста цен на ЛС замедлились по сравнению с потребительскими ценами (табл. 4.).

Динамика изменения индекса роста цен в 1996—2002 гг.

Показатель
Индекс цен на ЛС Индекс потребительских цен 1,32   1,26 1,09   1,07 2,08   1,84 1,39   1,37 1,19   1,20 1,13   1,28 1,05   1,03
                 

После вступления в действие Постановления Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (утратило силу)Правительство Москвы приняло Постановление от 23 апреля 2002 г. № 303-ПП. Постановление установило с 1 мая 2002 г. для организаций оптовой и розничной торговли ЛС, осуществляющих свою деятельность на территории Москвы, предельные оптовые и розничные торговые надбавки на ЛС, вхо­дящие в Перечень ЖНВЛС.

Предельные оптовые торговые надбавки при формировании цен на ЛС (кроме отпуска по льготным и бесплатным рецептам) уста­навливаются:

к фактической отпускной цене отечественного производите­ля при их прямых закупках — 15 %;

контрактной цене иностранного производителя ЛС при их прямых закупках — 25 %;

отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей ЛС за счет собственных средств непосредственно у производите­лей — 10%;

сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, реализующих ЛС на территории Москвы, не должна превышать 15 % — для ЛС отечественного производства, и 25 % — для ЛС иностранного производства.

Предельные розничные торговые надбавки устанавливаются:

к фактической отпускной цене производителя ЛС при прямых их закупках — 35 %;

отпускной цене организации оптовой торговли при закупке через организации оптовой торговли — 25 %.

Оптовые и розничные торговые надбавки применяются имен­но к фактической, а не зарегистрированной, отпускной цене про­изводителя.

Государственное регулирование цен на ЛС на уровне субъек­тов РФ.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 15.09.2015) "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" установлено:

Ø Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в отношении организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (далее - индивидуальные предприниматели), медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - медицинские организации), осуществляющих реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственные препараты), на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты (далее - фактические отпускные цены производителей на лекарственные препараты), выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.

Ø Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, исходя из следующих принципов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)

а) возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;

б) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;

в) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ø Под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).

Ø В случае если законодательством Таможенного союза не предусмотрены декларирование стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, местом происхождения которых является территория государств - участников Таможенного союза, и оформление в отношении их грузовой таможенной декларации таможенными органами Российской Федерации, под фактической отпускной ценой иностранного производителя на лекарственный препарат понимается цена, указанная иностранным производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации.

Ø Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Ø Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.

Ø Реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".

Ø Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.

Ø Протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть создан в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и покупателя. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 816)

Ø Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

Ø При формировании организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями отпускной цены на лекарственный препарат иностранного производителя оптовая и (или) розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы Российской Федерации, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на этот лекарственный препарат. При этом фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат, задекларированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации.

Ø В случае, указанном в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил, оптовая и розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, указанной в сопроводительной документации на товар и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на данный лекарственный препарат. Фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат, указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату передачи лекарственного препарата иностранным производителем российскому покупателю (уполномоченному им лицу) по передаточному акту или иному аналогичному документу.

Ø Организации оптовой торговли, имеющие структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавок соответственно, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.

Ценообразование в аптечных организациях.

Осуществляя фармацевтическую деятельность, аптечные орга­низации реализуют:

готовые лекарственные средства, закупленные у организаций оптовой торговли или непосредственно у производителя;

лекарственные средства, изготовленные по рецептам врачей;

другие товары аптечного ассортимента.

Так как методы и принципы ценообразования (процесса фор­мирования цены) при реализации этих групп товаров различают­ся, рассмотрим их последовательно.

Ценообразование на готовые лекарственные средства.В аптеч­ной организации ценообразование на готовые лекарственные сред­ства заключается в формировании розничной цены. При этом сле­дует учитывать три основных момента.

– Государственное регулирование цен на ЛС. Если цена на ЛС подлежит регулированию, то используется предельная розничная торговая надбавка, установленная в регионе, где находится ап­течная организация. Если цены на ЛС не регулируются, то приме­няется свободная торговая надбавка.

– Способ закупки (от производителя или посредника). Если закупка ЛС производится непосредственно у производителя, то розничная торговая надбавка прибавляется к отпускной цене про­изводителя. При закупке ЛС у организации оптовой торговли тор­говая надбавка прибавляется к отпускной цене организации оп­товой торговли.

– С 1 января 2002 г. Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ введена 10 % ставка нал<

Наши рекомендации