Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. Рассмотрим эту классификацию применительно к фармацевтическому рынку. Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно лекарственные средства проходят три стадии товародвижения:
предприятие (изготовитель) — оптовая торговля;
оптовая торговля — розничная торговля;
розничная торговля — потребители.
Однако каналов товародвижения может быть и больше:
предприятие (изготовитель) — оптовая торговля;
оптовая торговля — оптовая торговля;
оптовая торговля — розничная торговля;
розничная торговля — потребители.
При прямых продажах от производителя задействовано две стадии товародвижения:
1. предприятие (изготовитель) — розничная торговля;
2. розничная торговля — потребители.
Всем указанным стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:
· оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
· оптовая цена посредника (организаций оптовой торговли);
· розничная цена.
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим, в том числе розничным, предприятиям. Реализуя продукцию по оптовой цене, предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил ему эффективно функционировать в условиях рынка. Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержки производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам, например, спирту) и НДС.
Оптовая цена посредника — цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена посредника помимо отпускной цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) надбавку или скидку и налог на добавленную стоимость (НДС). Оптовая надбавка — это цена на услугу по снабжению и сбыту. Как любая цена она должна компенсировать издержки оптовых организаций (аренда помещений, транспортировка и хранение товара, заработная плата и т.д.) и обеспечить им прибыль. Таким образом, оптовые цены — это цены оптовых продаж и перепродаж для производственного потребления или для дальнейшего продвижения товаров к потребителю. При оптовом обороте сторонами сделки выступают предприниматели, как юридические лица, так и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). При оптовом обороте заключаются сделки:
между предприятиями-производителями и субъектами оптовой и розничной торговли;
предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями данного товара, изготавливающими другой товар;
субъектами оптовой торговли и субъектами розничной торговли;
субъектами оптовой торговли;
субъектами оптово-розничной и розничной торговли, с одной стороны, и мелкорозничной — с другой.
Розничные цены — это цены, по которым товары реализуют в розничной торговле населению, предприятиям и организациям (в том числе ЛПУ). Они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения.
Состав розничной цены складывается из цены изготовителя, торговой надбавки и НДС. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций (аптечных организаций) и их прибыли. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (рис.2.).
Как видно из рисунка, каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий. Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации товара в цену дополнительно включается НДС, который уплачивается в бюджет предприятием-изготовителем. Являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене, оплачиваясь, таким образом, за счет конечного потребителя.
Цена изготовителя | Оптовая цена | Розничная цена | ||||
Затраты изготовителя | Издержки производства | Цена изготовителя (покупная цена товара) | Оптовая цена (покупная цена товара) | |||
Управленческие расходы | ||||||
Коммерческие расходы | ||||||
Прибыль изготовителя от продаж | ||||||
НДС и акцизы | ||||||
Торговая надбавка оптовой торговли | Издержки обращения оптовой торговли | |||||
Прибыль оптовой торговли | ||||||
НДС и акцизы | ||||||
Торговая надбавка розничной торговли | Издержки обращения розничной торговли | |||||
Прибыль розничной торговли | ||||||
НДС и акцизы | ||||||
Рис. 2. Состав и структура цены
Так как в составе цены значительный удельный вес занимают затраты, работа по ценообразованию на предприятии, в том числе аптечном, должна быть направлена на их выявление и снижение. Чтобы управлять затратной составляющей цены, необходимо знать состав и структуру затрат, а также факторы, влияющие на уровень и динамику каждого их элемента.
Исходным понятием в учете затрат на предприятии является себестоимость, под которой в торговле (в том числе ЛС) подразумевают покупную стоимость товаров. Все остальные затраты, которые называются издержками обращения, показываются в отчетности как «коммерческие расходы» и «расходы на управление». Аптечное предприятие в состоянии повлиять как на покупную стоимость товаров (выбирая поставщика с более низкими оптовыми ценами), так и на снижение издержек обращения, тем самым обеспечивая снижение розничных цен на ЛС. При заключении договоров купли-продажи с поставщиками на размер отпускных цен влияет канал товародвижения (закупка товара непосредственно у производителя обойдется значительно дешевле, чем через посредника), объем закупки, на который поставщик предоставляет различные бонусы (скидки), способ оплаты (если покупать товар на условиях предоплаты, цены закупки будут ниже), условия поставки (например, транспортные услуги может оплатить поставщик) и другие факторы, учитывая которые аптечное предприятие может снизить цену закупки, т.е. себестоимость товара.
Но в большей степени аптечная организация может влиять на размер торговой надбавки (для ЛС со свободной торговой надбавкой), которая, как видно из представленной схемы, зависит от величины коммерческих и управленческих расходов и прибыли. Усилия по управлению затратами, направленные на снижение удельных затрат (затраты на единицу товара), всегда будут оправданы. Аптечное предприятие с более высоким отношением прибыли к затратам, чем в среднем по отрасли, застраховано на случай необходимости снижения рыночных цен под воздействием конъюнктуры рынка. При этом предприятие может участвовать в ценовой конкуренции, снижая цены против установившегося уровня.
В табл 3. дана краткая характеристика видов цен, которые используются фармацевтическими организациями в процессе своей основной деятельности, т. е. оптовой и розничной торговле товарами аптечного ассортимента. Цены, которыми оперируют при совершении сделок, связанных, например, с продажей имущества, ценными бумагами нами не рассматриваются.
Таблица 3.
Виды и характеристика цен
Вид цены | Краткая характеристика | |
По степени вмешательства государства в ценообразование | ||
Фиксированная | Как правило, устанавливается государством | |
Регулируемая | Применяется к жизненно необходимым товарам, в том числе ЛС | |
Зарегистрированная | Применяется как первая ступень регулирования цен на ЛС (регистрируется предельная отпускная цена производителя) | |
Свободная | Не регулируется государством и устанавливается фирмой самостоятельно под влиянием факторов спроса, предложения, конъюнктуры рынка и т.д. | |
Базисная | Цена товара стандартного качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или низкого качества. База, точка отсчета при определении индекса цен. | |
По характеру торговли | ||
Оптовая | Цена товара, продаваемого крупными партиями. Обычно оптовые иены ниже розничных благодаря экономии на торговых издержках | |
Розничная | Цена на товар, продаваемый для личного употребления в малых, единичных количествах | |
Закупочная | Цена закупки государством сельскохозяйственной продукции (в том числе лекарственного растительного сырья) | |
Фактическая отпускная | Реальная цена отпуска товара от производителя или поставщика, может отличаться от зарегистрированной цены | |
Цены, применяемые при сделках | ||
Контрактная | Цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара (контракте): 1) твердая (зафиксирована на определенном уровне в момент подписания контракта); 2) с последующей фиксацией; 3) скользящая (изменяется в период действия контракта по согласованной схеме) | |
Ценовое соглашение | Контракт, договор, имеющий юридическую силу, в котором фиксируется на определенный срок цена на товар | |
Валовая | Цена, в которую входят затраты на перевозки, страхование и другие расходы | |
Льготная | Пониженный уровень цены на товар в целях стимулирования продаж. Цена, дотируемая для отдельных групп покупателей | |
Нетто | Цена товара на месте его купли-продажи, с которой не делается скидка | |
Со скидкой | Базисная цена товара, уменьшенная на величину скидки, которая предоставляется приоритетному покупателю или при продаже большой партии товара. Наиболее распространенными являются: 1) бонусные скидки (предоставляются крупным оптовым покупателям за определенный объем оборота в год; 2) закрытые скидки (предоставляются на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутрифирменных поставках); 3) количественные скидки (размер их меняется в зависимости от величины заказа); 4) скидки «сконто» (предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежей по сравнению с контрактом; 5) специальные скидки (предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи) | |
Трансфертная | Внутрифирменная цена, применяемая в сделках между подразделениями, филиалами, как правило, конфиденциальна | |
Франко-цена | Цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко», например, цена франко-склад получателя | |
Каф-цена | Цена, в которую включены расходы по доставке, транспортировке товара от продавца до места его приемки покупателем (не включает расходы по страхованию груза) | |
Сиф-цена | Цена, в которую включены все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки его покупателю | |
Фас-цена | Цена на товар, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное судно | |
Фоб-цена | Цена товара, исчисленная с учетом страхования и транспортных расходов отправителя по доставке товара на транспортное средство | |
Демпинговая | Экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20 % и более) или ниже мировой цены (на 8 % и более) | |
Цены, применяемые при анализе | ||
Оптимальная | Цена, полученная на основе реальных оценок затрат и дохода от реализации товара | |
Безубыточности | Цена товара, при которой производитель может покрывать свои издержки, или иена, равная издержкам производства | |
Сопоставимая | Цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени на определенную дату. Сопоставимые цены используются при сравнении товарооборота в отдельные периоды для устранения влияния инфляции | |
По типу рынка | ||
Монопольно высокая | Цена товара, которая устанавливается субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате чего он получает более высокую прибыль, чем в условиях конкуренции | |
Монопольно низкая | Цена приобретаемого товара, которая устанавливается субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца. Цена товара, сознательно устанавливаемая субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом чего может являться вытеснение конкурентов с рынка | |
Особенности ценообразования на лекарственные средства.
Ценообразование — это процесс формирования цен на товары и услуги. Перед всеми субъектами фармацевтического рынка (производителями, организациями оптовой и розничной торговли ЛС) как коммерческими организациями, в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной взаимосвязи от других сторон деятельности предприятия, от уровня цен зависят достигаемые коммерческие результаты. Однако ЛС относятся к товарам особого рода и имеют особенности, которые следует учитывать при ценообразовании.
Экономическая и социальная сущность ЛС. Как и любой товар, ЛС имеют экономическую сущность, которая выражается стоимостью в деньгах и потребительской стоимостью. Однако ЛС также имеют социальную сущность, которая заключается в сохранении здоровья человека и общества в целом.
Социально-экономическая эффективность ЛС как товара. Экономический эффект проявляется в росте национального дохода, связанного с производством ЛС, а социальный эффект связан с экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов в результате сокращения дней нетрудоспособности и улучшении качества жизни.
Генератором спроса на ЛС рецептурного отпуска является врач. Как известно, большинство лекарственных препаратов должно отпускаться по рецептам врачей, следовательно, генератором спроса является промежуточный потребитель (врач), остальные ЛС, отпускаемые без рецепта врача, население может приобретать самостоятельно.
Ценовая эластичность спроса на ЛС может зависеть от характера заболевания и способа оплаты за него (бесплатный или льготный отпуск). Например, хронические больные не могут обходиться без лекарств, поэтому спрос на такие ЛС будет неэластичен или малоэластичен.
Ценообразование на ЛС регулирует государство. Рынок ЛС имеет свои особенности, которые вызывают необходимость государственного регулирования цен на ЛС. Во-первых, эти особенности определены тем, что выбор ЛС часто мало зависит от самого потребителя, так как лекарство назначает лечащий врач или рекомендует фармацевт. Врачи при назначении больному препаратов отдают предпочтение ЛС с наибольшей клинической эффективностью независимо от цены. Во-вторых, существенная часть расходов на ЛС оплачивается за счет государственных средств (лекарственное обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения). Рациональное использование государственных средств возможно при условии сдерживания роста цен на ЛС, что и осуществляется в результате регулирования цен.
Государственное регулирование цен на ЛС в России. Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары на определенный срок;
установление фиксированных цен и тарифов;
установление предельного уровня цен;
установление предельного норматива рентабельности;
установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
декларирование цен;
установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
В условиях командной экономики в России использовалось в основном замораживание цен, а также применялись фиксированные цены на Л С и тарифы на фармацевтические услуги.
Меры косвенного государственного регулирования в целом направлены на установление оптимального соотношения между спросом и предложением. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета. К формам косвенного регулирования цен также можно отнести:
создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;
эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным видам продукции или тем ее видам, которые предназначены для социально незащищенных групп населения.
В России, как правило, использовались и до сих пор используются прямые методы воздействия на цены. Первая попытка государственного регулирования цен на ЛС в условиях рынка была предпринята Правительством РФ в декабре 1992 г. (Постановление от 11 декабря 1992 г. № 970 «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения»). В числе мер, направленных на недопущение необоснованного роста свободных цен на ЛС, было установление для предприятий-изготовителей ЛС уровня рентабельности в размере 30 % от себестоимости, а для предприятий аптечной сети — предельных размеров торговых надбавок не более 50 % (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не более 80 %) к свободным ценам, определяемым предприятиями-изготовителями ЛС. Однако эти меры стали тормозом для отечественной фармацевтической промышленности, способствовали хаотичному развитию фармацевтического рынка и не влияли на ценообразование на ЛС.
Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» позволило субъектам РФ устанавливать торговые надбавки, исходя из реальной экономической ситуации в регионе.
Одной из основных причин низкого эффекта от принятых мер являлось то, что не были учтены взаимовыгодные интересы производителя, продавца, пациента и государства как защитника социальных интересов граждан.
Практика показала, что при введении государством предельных наценок на ЛС их контрактная стоимость возросла в два и более раза в силу того, что вся прибыль, риски, издержки стали закладываться в контрактную цену.
Следующим шагом Правительства было принятие Постановления от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства». Среди предусмотренных мер ключевое звено отводилось государственной регистрации отпускных цен на препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Введение государственной регистрации отпускных цен производителей на ЛС предусматривало применение минимальных торговых надбавок к зарегистрированным ценам производителя и было направлено на сокращение разброса цен на одноименные медикаменты в розничных аптечных организациях. Однако анализ величин зарегистрированных цен на ЛС и предельных торговых надбавок показал, что сокращения разброса цен не произошло, цены разных производителей на одни и те же ЛС отличались в 2—3 раза.
Наблюдалось также различие между установленными в регионах предельными торговыми надбавками и реальными средними надбавками в сторону уменьшения последних. В то же время ежемесячный мониторинг уровня цен в 2000 г. показывал значительное отклонение (в сторону снижения) фактических оптовых цен от зарегистрированных в целом по РФ в 43,5 % случаев. Разница в ценах достигала 60%, что некоторые участники рынка объясняли большими скидками, предоставляемыми производителями оптовикам.
Кроме того, были отмечены случаи низкого уровня розничных цен по отношению к зарегистрированным ценам. В некоторых случаях отклонение фактических розничных надбавок от предельно допустимых составляло — 99 %. В среднем по РФ фактические розничные цены по состоянию на начало 2000 г. ниже зарегистрированных в 15 % случаев.
Вышеуказанные факты можно объяснить тем, что предприятия сознательно регистрировали цены на ЛС значительно выше их себестоимости, а проверку их экономического обоснования государственные органы не проводили. Таким образом, стало очевидным, что этот механизм государственного регулирования цен на ЛС являлся несовершенным.
Действующее в настоящее время Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 15.09.2015) "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"предусматривает Правила государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации;
При этом оговаривается, что для аптечных организаций органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты (далее - фактические отпускные цены производителей на лекарственные препараты), выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.
Установление торговых надбавок к указанным ценам осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Благодаря государственному регулированию с 1999 г. темпы роста цен на ЛС замедлились по сравнению с потребительскими ценами (табл. 4.).
Динамика изменения индекса роста цен в 1996—2002 гг.
Показатель | ||||||||
Индекс цен на ЛС Индекс потребительских цен | 1,32 1,26 | 1,09 1,07 | 2,08 1,84 | 1,39 1,37 | 1,19 1,20 | 1,13 1,28 | 1,05 1,03 | |
После вступления в действие Постановления Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» (утратило силу)Правительство Москвы приняло Постановление от 23 апреля 2002 г. № 303-ПП. Постановление установило с 1 мая 2002 г. для организаций оптовой и розничной торговли ЛС, осуществляющих свою деятельность на территории Москвы, предельные оптовые и розничные торговые надбавки на ЛС, входящие в Перечень ЖНВЛС.
Предельные оптовые торговые надбавки при формировании цен на ЛС (кроме отпуска по льготным и бесплатным рецептам) устанавливаются:
к фактической отпускной цене отечественного производителя при их прямых закупках — 15 %;
контрактной цене иностранного производителя ЛС при их прямых закупках — 25 %;
отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей ЛС за счет собственных средств непосредственно у производителей — 10%;
сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, реализующих ЛС на территории Москвы, не должна превышать 15 % — для ЛС отечественного производства, и 25 % — для ЛС иностранного производства.
Предельные розничные торговые надбавки устанавливаются:
к фактической отпускной цене производителя ЛС при прямых их закупках — 35 %;
отпускной цене организации оптовой торговли при закупке через организации оптовой торговли — 25 %.
Оптовые и розничные торговые надбавки применяются именно к фактической, а не зарегистрированной, отпускной цене производителя.
Государственное регулирование цен на ЛС на уровне субъектов РФ.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (ред. от 15.09.2015) "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" установлено:
Ø Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают в отношении организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (далее - индивидуальные предприниматели), медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - медицинские организации), осуществляющих реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственные препараты), на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты (далее - фактические отпускные цены производителей на лекарственные препараты), выраженные в процентах и дифференцированные в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей.
Ø Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, исходя из следующих принципов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)
а) возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
б) учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
в) учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ø Под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Ø В случае если законодательством Таможенного союза не предусмотрены декларирование стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, местом происхождения которых является территория государств - участников Таможенного союза, и оформление в отношении их грузовой таможенной декларации таможенными органами Российской Федерации, под фактической отпускной ценой иностранного производителя на лекарственный препарат понимается цена, указанная иностранным производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации.
Ø Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Ø Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Ø Реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
Ø Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола.
Ø Протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может быть создан в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц соответственно поставщика и покупателя. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 N 816)
Ø Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Ø При формировании организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями отпускной цены на лекарственный препарат иностранного производителя оптовая и (или) розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы Российской Федерации, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на этот лекарственный препарат. При этом фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат, задекларированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой таможенной декларации.
Ø В случае, указанном в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил, оптовая и розничная надбавки применяются к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, указанной в сопроводительной документации на товар и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя на данный лекарственный препарат. Фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат, указанная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату передачи лекарственного препарата иностранным производителем российскому покупателю (уполномоченному им лицу) по передаточному акту или иному аналогичному документу.
Ø Организации оптовой торговли, имеющие структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и предельный размер розничной надбавок соответственно, установленные в субъекте Российской Федерации, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли.
Ценообразование в аптечных организациях.
Осуществляя фармацевтическую деятельность, аптечные организации реализуют:
готовые лекарственные средства, закупленные у организаций оптовой торговли или непосредственно у производителя;
лекарственные средства, изготовленные по рецептам врачей;
другие товары аптечного ассортимента.
Так как методы и принципы ценообразования (процесса формирования цены) при реализации этих групп товаров различаются, рассмотрим их последовательно.
Ценообразование на готовые лекарственные средства.В аптечной организации ценообразование на готовые лекарственные средства заключается в формировании розничной цены. При этом следует учитывать три основных момента.
– Государственное регулирование цен на ЛС. Если цена на ЛС подлежит регулированию, то используется предельная розничная торговая надбавка, установленная в регионе, где находится аптечная организация. Если цены на ЛС не регулируются, то применяется свободная торговая надбавка.
– Способ закупки (от производителя или посредника). Если закупка ЛС производится непосредственно у производителя, то розничная торговая надбавка прибавляется к отпускной цене производителя. При закупке ЛС у организации оптовой торговли торговая надбавка прибавляется к отпускной цене организации оптовой торговли.
– С 1 января 2002 г. Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ введена 10 % ставка нал<