Основные положения по формированию типологических
ОСОБЕННОСТЕЙ ВНД ДЕТЕЙ
Роль генотипа. Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетические предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобретенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда.
Роль воспитания. Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) заботы о них, когда не только выполняются, но даже предупреждаются каждое желание ребенка, любая, необоснованная и нецелесообразная просьба, исключение из жизни ребенка трудностей способствуют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.
Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обязанностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителями. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме протеста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД в подобных условиях воспитания формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.
Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой. Воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Воспитание с предъявлением ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойственных сильному типу ВНД. Активная жизненная позиция, выработанная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям, значительно увеличивают продолжительность жизни и период активной деятельности.
СОН В ОНТОГЕНЕЗЕ
У плода последних недель внутриутробной жизни периоды быстрого сна занимают 30— 60 % сна, остальное время составляет медленный сон.
Продолжительность сна у детей зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч/сут, в возрасте 6 мес — 15 ч. Естественная потребность во сне с годами уменьшается. К концу 1-го года жизни продолжительность сна сокращается до 13 ч/сут. Средняя продолжительность сна у детей 2-го года жизни — 12 ч, в 9 лет — 10 ч, в 13—15 лет — 9 ч, в 16—19 лет — 8 ч/сут.
Многоразовый характер сна детей. Новорожденные спят 9 раз в сутки, смены сна и бодрствования мало зависят от времени суток. Однако отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного сна возникает уже в конце 1-го месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжительный сон — в ночное время. В ясельном и дошкольном периодах сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста — как у взрослых: одноразовым.
Соотношение быстрого и медленного сна у детей также с возрастом изменяется. У грудного ребенка быстрый и медленный сон по протяженности фаз примерно равны. У ребенка 2-го года жизни быстрый сон занимает 30—40 % общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20—25 % — быстрый сон, 75—80 % — медленный сон.
Электрическая активность головного мозга плода появляется в возрасте 2 мес, она низкоамплитудная. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) плода регистрируется с 5-месячного возраста, имеет прерывистый, нерегулярный характер и представлена импульсами в виде серии с продолжительностью от 3 до 20 с. Периоды отсутствия активности весьма длительные — от 10 до 2—3 мин. Преобладают диффузные медленные волны частотой 0,5— 2 Гц, чередующиеся с более частыми колебаниями. Наблюдается межполушарная асимметрия ЭЭГ.
Значительные изменения ЭЭГ отмечаются на 8-м месяце внутриутробной жизни. С этого времени начинает регистрироваться непрерывная электрическая активность коры большого мозга.
ЭЭГ новорожденного представляет собой также аритмичные колебания, имеющие низкую амплитуду (30—50 мкВ). Преобладают частоты колебаний 1—2 и 4—8 Гц, т.е. дельта- и тета-ритмы. В этом возрасте наблюдается реакция активации на достаточно сильные раздражения — звук, свет.
ЭЭГ детей грудного и ясельного возраста (до 3 лет) характеризуется наличием тета- и альфа-ритмов с преобладанием тета-ритма (7—9 Гц), амплитуда волн уже достигает
80 мкВ. Ритмическая электрическая активность коры мозга в состоянии спокойного бодрствования начинает регистрироваться с 2—3 мес постнатальной жизни. В промежутках между сериями волн с частотами 7—8 Гц наблюдаются еще более высокие, но редкие волны с частотой 3—4 Гц, преимущественно в передних областях коры большого мозга. Кроме того, всегда имеются низкие волны с достаточно высокой частотой — 18—25 Гц (бета-ритм).
ЭЭГ детей дошкольного возраста (3—7 лет) характеризуется преобладающими альфа- и тета-ритмами; последний регистрируется в виде групп высокоамплитудных колебаний.
ЭЭГ детей в возрасте 7—10 лет характеризуется преобладанием альфа-ритма (9 Гц), однако тета-ритм составляет существенную часть (25 %) от общего числа колебаний.
ЭЭГ детей в возрасте 10—12 лет выявляет стабильный альфа-ритм с такой же частотой, как у взрослых (10—12 Гц). Колебания тета-ритма составляют всего около 10 % от общего числа колебаний. К 16—18 годам ЭЭГ детей по всем параметрам становится идентичной ЭЭГ взрослого человека.
Литература основная
1. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003.
2. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко, 1994. Т.1,2
3.Физиология плода и детей / Под ред. Глебовского, 1988.
Дополнительная
4. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
5.Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса , 1996. Т.1,2,
Оглавление
. 1
Предисловие.. 3
Введение.. 4
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ЦНС РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОРГАНИЗМА.. 6
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 6
НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 8
Мембранные потенциалы... 8
Характеристика рефлексов. 9
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ. 11
ДРУГИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ... 13
ОСОБЕННОСТИВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ.. 14
Мышечная система детей.. 14
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ нервно-мышечных СИНАПСОВ.. 14
Физиология мышц.. 15
Возбудимость мышц плода и детей. 17
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КРОВИ ДЕТЕЙ.. 17
Форменные элементы. 17
Эритроциты.. 19
Лейкоциты плода. 20