Основные положения по формированию типологических особенностей ВИД детей

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетиче­ские предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобре­тенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и, ес­тественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нервной системы. Исследования, выполненные на животных, по­казали, что типологические свойства нервной системы в течение жизни изменяются; это было продемонстрировано, в частности, в опытах на щенках. Ф.П.Майоров и С.Н.Выржиковский (1933) разделили помет щенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и приволья, другие - в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром: им не приходилось бороться за свое выживание. Когда щенки подрос­ли, то поведение их в группах значительно различалось. Напри-

мер, у всех развивающихся в клетке были резко выражены пас­сивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависело от условий ок­ружающей среды, в которых они воспитывались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению ти­пологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервных процессов, и животное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и другие факты позволили выдвинуть учение о фенотипе и гено­типе. Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б.Иогансеп в 1909 г. Генотип(от греч. §епо8 -происхождение, 1пуро5 - отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип - это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его гено­типа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип - это сплав врожденных и приобретенных свойств орга­низма.

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства (подвижность)' были доказаны специальными исследо­ваниями В.К.Федорова: он вывел животных чистых линий с вы­сокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изу­чение типологических свойств у однояйцовых близнецов позволи­ли заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные дан­ные, полученные на животных. Однако наблюдения за развити­ем детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятель­ность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типоло­гических особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) за­боты о них,когда не только выполняется, но даже предупрежда­ется каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот, отсут­ствие условий для приобретения трудовых навыков способству­ют формированию поведения, свойственного слабому типу ВИД.Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание,базирующееся на неукоснительном выполнении обя­занностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителя­ми. Ребенок с врожденным сильным типом ВИД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме про­теста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе дос­таточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением ак­тивной деятельности исозданием условий для проявления инициа­тивы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой.При этом воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Воспитание с предъявле­нием ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойствен­ных сильному типу ВНД. Активная жизненная позиция, вырабо­танная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нерв­ной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям, значительно увеличивают продолжи­тельность жизни и период активной деятельности!

Наши рекомендации