Дошкольный и младший школьный периоды

В возрасте 3—5 лет совершенствуется условнорефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов, ярко выра­жена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта. Для этого возраста ти­пичны бурные проявления эмоций, которые, однако, имеют нестойкий характер, поэтому данный период называется возрастом аффек­тивности. Дети пытаются утвердить, выде­лить себя среди других детей, привлечь к себе внимание. В этом возрасте существенно из­меняется характер ориентировочных реакций детей: раньше они стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т.п. Форму предмета ребенок определяет уже «на глаз».

Период 5—7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, сниже­нии генерации возбуждения. Именно поэто­му дети способны теперь сосредоточить вни­мание в течение 15—20 мин и более. Вырабо­танные условнорефлекторные реакции менее поддаются внешнему торможению. Дети на­чинают читать, писать, рисовать, весьма ак­тивно познают внешний мир, окружающие предметы — стремятся все разобрать, отвин­тить, сломать, заглянуть «внутрь», по-преж­нему задают много вопросов. Дети в этом возрасте уже в состоянии управлять своим поведением на основе предварительной сло­весной инструкции. Они в состоянии удер­живать программу действий, состоящую из ряда двигательных операций. Как известно, реакции с предвидением результатов дейст­вия формируются при участии лобной коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела коры большого мозга.

Слово в этом возрасте приобретает обоб­щающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека, однако процесс обобщения пока опирается на глав­ный признак предмета. Например, мебель — это то, на чем сидят.

В возрасте с 5 до 7 лет повышается роль абстрактного мышления. Если до сих пор главным было мышление в действии, то те­перь начинает преобладать словесное мыш­ление с внутренней речью. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже аб­страгированы от действий. Семилетний ма­лыш оценивает себя как важную личность, а собственную деятельность — как обществен­но значимую.

Младший школьный период

Младший школьный период (у девочек от 7 до 11 лет, у мальчиков от 7 до 13 лет). На­чиная с 7-летнего возраста, мальчики в созре­вании систем организма и развитии ВНД от­стают от девочек примерно на 2 года. В этом возрасте основные нервные процессы (воз­буждение и торможение) обладают значи­тельной силой, подвижностью, уравновешен­ностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения развиты достаточно хорошо. Данная возрас­тная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой кон­центрацией нервных процессов. Любой раз­дражитель первой сигнальной системы может быть увязан с раздражителем второй сигналь­ной системы. Обеспечивается формирование любого сложного условного рефлекса и ус­ловного (внутреннего) торможения.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

В этот критический период (у мальчиков от 13 до 17 лет, у девочек от 11 до 15 лет), кото­рый также называют переходным (пубертат­ным) периодом, существенно изменяется условнорефлекторная деятельность подрост­ков, и их поведение характеризуется тем, что отмечается явное преобладание воз­буждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям и сопровождаются избыточными дополнитель­ными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в раннем возрасте. Услов­ное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется повы­шенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможения и как следствие ирра­диацией возбуждения.

Скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители теперь возрастает, в то время как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы затрудняет­ся, т.е. наблюдается ослабление значения вто­рой сигнальной системы. Речь отчетливо за­медляется, ответы на вопросы, как правило, становятся очень лаконичными и стереотип­ными, словарь как бы обедняется. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ по ка­кому-нибудь поводу, необходимо задать ряд дополнительных вопросов. Перечисленные изменения объясняются гормональной пере­стройкой организма (период полового созре­вания), ухудшением питания и снабжения го­ловного мозга кислородом. Это происходит вследствие того, что развитие сердечно-сосу­дистой системы отстает от роста тела. Кроме того, повышение функций надпочечников и других желез внутренней секреции приводит к повышенному содержанию адреналина в крови и, естественно, к сужению сосудов; Поэтому у подростков в переходном периоде отмечается быстрая утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках, головокружение, иногда одышка, часто головные боли, тахикардия.

У девочек этот период проходит более тя­жело, чем у мальчиков, у которых функцио­нальные расстройства выражены слабее. По-видимому, эти различия объясняются боль­шей двигательной активностью мальчиков, тренировкой сердечно-сосудистой системы и ЦНС, что частично сглаживает указанные функциональные нарушения.

Примерно в середине переходного перио­да у подростков наблюдаются психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое — от эйфории к депрессии и наоборот, резкое критическое отношение ко взрослым, негативизм, аффек­тивные состояния, чрезвычайная обидчи­вость; у девочек — склонность к слезам.

Период гормональной перестройки орга­низма требует разумного отношения к под­росткам со стороны взрослых. Конфликты между подростками и их родителями нередко возникают из-за недооценки особенностей ВНД в период полового созревания. Пра­вильный, здоровый ритм жизни, спокойная обстановка дома, доброжелательность, инте­ресные для подростков занятия, в том числе физическая культура, являются хорошей про­филактикой функциональных расстройств.

Постепенно начинает нивелироваться гор­мональный дисбаланс, ликвидируется отста­вание в развитии сердечно-сосудистой систе­мы, улучшаются условия деятельности ЦНС. Нейроны становятся более зрелыми, увели­чиваются синтез нуклеиновых кислот, мета­болизм нервных клеток, возрастает роль лоб­ных областей коры, завершаются специали­зация различных отделов коры большого мозга в восприятии и оценке информации, межполушарная интеграция и как следствие оптимизируется ВНД. Уменьшаются латент­ные периоды реакций на словесные раздра­жители, усиливается внутреннее торможение. В возрасте 17—18 лет улучшается память, и ВНД достигает своего совершенства; орга­низм считается созревшим. Особенности психомоторного развития ребёнка раннего возраста приведены в таблице 11.

Таблица 11. психомоторное развитие ребёнка раннего возраста

Возраст Основные показатели
3 мес Хорошо удерживает голову (лёжа на животе — в 1 мес, в вертикальном положении — с 2 мес) Гулит (с 2 мес гуление короткое отрывистое, с 4 мес — длительное, певучее) Следит за предметом (с 2–3 нед фиксирует взор на ярком предмете, с 1,5–2 мес следит за движущимся предметом) Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним с 2 мес Тянется к игрушке Исчезают атетозоподобные движения, гипертонус сгибателей, часть врождённых безусловных рефлексов (хватательный, ладонно-ротовой, защитный, опоры, автоматической ходьбы) Появляется верхний рефлекс Ландау (к 4 мес) Формируются некоторые условные рефлексы (в основном связанные с кормлением, узнаванием матери)
6 мес Сидит, если его посадить (самостоятельно садится с 7–7,5 мес) Хватает игрушку Произносит отдельные слоги (лепет), чаще с 7 мес Различает знакомые и незнакомые лица (с 4–5 мес) Поворачивается на бок с 4 мес, со спины на живот — с 5 мес, с живота на спину — с 6 мес Появляется нижний рефлекс Ландау (с 5–6 мес) Легко формируются условные рефлексы
9–10 мес Ползает (с 7 мес) Стоит с поддержкой (с 8–9 мес) Подражает движениям взрослых Произносит первые слова с 10–11 мес
1–1,5 года Ходит самостоятельно Говорит 10–12 простых слов к 1 году, 30–40 — к 1,5 годам Понимает запрет Знает название частей тела и отдельных предметов Приучается к опрятности Очень подвижен и любопытен
2–3 года Вначале подбирает по образцу предметы четырёх цветов, позднее называет четыре основных цвета Начинает употреблять сложные предложения Перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу Одевается почти самостоятельно, с небольшой помощью взрослого (пуговицы, шнурки)

Наши рекомендации