Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы поддерживаемого про­живания умственно отсталых людей. В Бельгии, например, если умственно отсталый живет в семье, то для него существуют центры кратковременного или дневного проживания. Есть также дома попечения, где он может находиться в течение полного дня. А для тех, кто хочет жить независимо от своей семьи, организована система проживания под наблюдением. Она обеспечивает час­тичную свободу проживания, отдыха и работы. Умственно отсталый живет в комнате или небольшой квартире в здании, где живут такие же люди. За ними наблюдают и по мере необходимости помогают воспитатели и социальные ра­ботники (Л. М. Шипицына и др., 1998).

В Швеции проживание в специализированных заведениях также, все в боль­шей мере, заменяется различными формами самостоятельного проживания. Умственно отсталые люди переселяются в общежития, где приобретают навы­ки самостоятельного проживания, а затем получают возможность жить в домах совместного проживания при поддержке и помощи социальных работников. Например, в 1990 г. был основан дом совместного проживания в микрорайоне Таппстрем. Дом находится среди жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается толь­ко в тех вопросах, с которыми проживающие не могут справиться самостоя­тельно.

Существуют также муниципальные дневные центры, в которых люди с на­рушением интеллекта, проживающие в своих семьях, могут проводить часть дня или весь день. Здесь они имеют возможность работать, получая за свой труд оплату.

Еще одной из форм организации жизни умственно отсталых людей явля­ются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрос-

лых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нару­шения, втом числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почти покинутой, заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, принимающая только людей с какими-либо нарушениями, а открытый посе­лок со всеми атрибутами сельской жизни. В общине не существует никакого различия между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они взрос­лые люди — вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрес­ти себя, открыть для себя путь к самопознанию.

Одно из поселений, где живут и работают вместе умственно отсталые и обыч­ные люди, основано в Норвегии Маргит Энгель еще в 1940 г. В настоящее вре­мя такие общины есть в более чем 20 странах мира. В этих общинах организо­ваны мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в этой деревне, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя. Человек работает там не для того, чтобы зарабатывать деньги, а потому, что работать необходимо. В России тоже недавно была организована подобная община, которую назвали «Деревня Светлана», о ней пойдет речь в следующей главе нашей книги.

В 1971 г. Жан Ванье организовал всемирно известные движения «Ковчег» и «Вера и Свет». Они быстро распространились по всему миру. Эти движения объединяют умственно отсталых людей, их родителей, друзей. Они не живут вместе, но регулярно собираются, работают в мастерских, где лепят из глины, шьют, рисуют. Сейчас такие движения существуют в более чем 70 странах, на всех континентах, в разных национальных культурах с разным вероисповеда­нием. Сам Жан Ванье, прожив более 30 лет в общине с умственно отсталыми людьми, ездит по всему миру и рассказывает о своем опыте жизни с умственно отсталыми людьми.

В Москве община «Вера и Свет» существует уже около 10 лет. Сначала она насчитывала около 30 человек, треть из которых — умственно отсталые люди. Они собирались по домам и лепили из глины, шили кукол, делали деревянные шкатулки, которые украшали выжиганием. Сейчас в Москве уже несколько таких общин.

В Финляндии по инициативе «Ассоциации поддерживаемого проживания инвалидов» построен жилищный комплекс для проживания людей с наруше­нием умственного развития, в нем имеются либо комнаты, либо однокомнат­ные квартиры. В однокомнатных квартирах площадью около 20 кв. м. есть все, что нужно для независимой жизни. Вечером, после работы, все проживающие в своих комнатах и квартирах собираются вместе для общения между собой и персоналом. Эти дома можно отнести к домам семейного типа. Имеются в та­ких домах и многокомнатные квартиры, где проживают люди с тяжелыми на­рушениями развития.

В поселке Шапки Тосненского района Ленинградской области с помощью фонда Вяйно Салминена построено четыре двухэтажных корпуса по 8 комнат на каждом этаже. Сейчас заселен только один корпус. В нем живут молодые люди из психоневрологического интерната № 10 Санкт-Петербурга. В каждой

комнате проживает по 2 человека. Эти дома называют Домами спасения — спа­сения для родителей, чьи дети будут устроены в жизни даже тогда, когда их не станет.

Недалеко от Санкт-Петербурга по образцу норвежской общины Маргит Эн­гель создана «Деревня Светлана», в городе Могоча Читинской области создана крестьянская община. В этих общинах молодые инвалиды живут совместно со здоровыми людьми, поддерживающими их, и работают в подсобном хозяйстве.

Все эти формы организации жизни и работы молодых инвалидов направле­ны на их социализацию, обучение необходимым в самостоятельной жизни на­выкам и умениям.

Тем не менее для большинства умственно отсталых людей в России типич­но нахождение в психоневрологических интернатах (ПНИ). Здесь основной формой реабилитации является трудовая деятельность, но вследствие затруд­ненной коммуникации люди в ПНИ становятся стереотипно одинаковыми, что не дает им возможности самореализации, а значит, и интеграции в обще­ство. Поэтому энтузиасты —специалисты и родители детей-инвалидов — ищут альтернативные решения по организации жизни умственно отсталых людей. Входят в жизнь многие программы по созданию социально защищенных ин­теграционных мастерских при специальных (коррекционных) школах, лечеб­но-педагогических центрах (например, лечебно-педагогический центр в Пско­ве, реабилитационный центр при детском доме № 1 г. Петродворца и др.), где выпускники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут работать.

За короткий период переосмысления и перестройки системы работы с моло­дыми инвалидами и их семьями сделано достаточно много. Но жизнь требует новых решений в создании альтернативных форм организации социально-сре-довых условий обитания; служб поддерживаемого проживания, социально-ре­абилитационных программ, способствующих социализации подростков, под­готовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время в Санкт-Петербурге и других регионах России созданы разнообразные службы, способствующие подготовке инвалидов к жизни. Их создание продиктовано требованиями жизни отдельно взятого региона (райо­на). Содержание работы и структура служб определяется не только целями и задачами работы с инвалидами, но и возможностями региона (района) (эко­номическими, кадровыми и др.).

Из многообразия моделей служб, которые оказывают поддержку инвали­дам и их семьям, реализуют подготовку молодых умственно отсталых людей к независимому проживанию, нами выделено несколько апробированных на практике моделей служб поддерживаемого проживания для того, чтобы пред­ложить их как наиболее эффективные в системе подготовки молодых инвали­дов к самостоятельной жизни.

Система работы служб поддерживаемого проживания и нацелена на повы­шение уровня социальной адаптированности инвалидов, что даст им возмож­ность независимой жизни при условии комплексного сопровождения специа­листов и поддержке семьи.

Рассматривая отечественные модели поддерживаемого проживания, мы опирались на зарубежный опыт, организацию и содержание работы имеюших-

ся служб социальной помощи и защиты инвалидов; опыт социально-педаго­гической и реабилитационной работы образовательных учреждений и учреж­дений социальной защиты.

Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение имеющегося практического опыта поддерживаемого проживания позволили нам выделить три основные группы учреждений подготовки детей-инвалидов к независимой жизни:

□ центры дневного пребывания; П социальные гостиницы;

□ социально-реабилитационные центры интернатного типа.

Раскроем организацию и содержание работы в каждом из этих видов уч­реждений поддерживаемого проживания.

ЦЕНТРЫ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Наши рекомендации