Сведения об обсуждении, рассмотрении и обновлении программы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет
Им. Н.П. Огарёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обязательной дисциплины
«ПЕДАГОГИКА»
(Б1.Б.3)
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
(ОРДИНАТУРА)
Трудоёмкость дисциплины – 36 часов (1 з.е.)
Саранск, 2015
Разработчик рабочей программы: | Доцент кафедры психологии кандидат исторических наук доцент Н.А. Крисанова |
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБСУЖДЕНИИ, РАССМОТРЕНИИ И ОБНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии | «____» ______________ 2015 года, протокол № ______ |
Заведующий кафедрой психологии доктор педагогических наук профессор И.А. Винтин | |
Рабочая программа рассмотрена на заседании Учебно-методической комиссии Медицинского института | «____» ______________ 2015 года, протокол №______ |
Председатель Учебно-методической комиссии Медицинского института Заслуженный деятель науки РМ доктор медицинских наук профессор А.В. Зорькина |
Рабочая программа обновлена решением кафедры психологии
№ п/п | Прилагаемый к Рабочей программе документ, содержащий текст обновления | Решение кафедры | Подпись заведующего кафедрой | Фамилия И.О. заведующего кафедрой | |
Дата | Протокол № | ||||
| Приложение № 1 | ___.___ 20 г. | |||
| Приложение № 2 | ___.___ 20 г. | |||
| Приложение № 3 | ___.___ 20 г. | |||
| Приложение № 4 | ___.___ 20 г. | |||
| |||||
| Приложение № 5 | ___.___ 20 г. |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные характеристики дисциплины………………………………………………………………………. | 2. |
Разработчики рабочей программы ……………………………………………………………………………... | 3. |
Сведения об обсуждении, рассмотрении и изменении программы ………….………………... | 3. |
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………… | 4. |
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ……………………………………………………………………. | 4. |
3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………………..…………………… | 4. |
4. Основные образовательные технологии …………………………………………………………………... | 6. |
5. Содержание дисциплины …………………………………………………………………..…………………. | 6. |
6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (зачетов) по итогам освоения дисциплины ……………………………………………. | 10. |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………… | 11. |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………..…………………………………. | 14. |
9. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины ………………………….......... | 14. |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения: Очная_ Вид отчетности Зачет | Всего часов по ФГОС: 36 уч.ч., 1,00 з.е. Аудиторных _ 24 уч.ч., 0,67 з.е. Лекций _ 2 уч.ч., 0,06 з.е. Практических занятий 18 уч.ч., 0,50 з.е Семинаров _______________ 4 уч.ч., 0,11 з.е. Самостоятельная работа 12 уч.ч., 0,33 з.е. |
Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения обязательной фундаментальной дисциплины «Педагогика» являются получение компетенций, знаний и умений в области педагогики, владений и практических навыков работы в сфере педагогического воспитания больных и персонала.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- ознакомить ординатора с основами педагогической науки, дать им представление о многообразии педагогических концепций в современном мире и об идеологии воспитания в России. Важным моментом является понимание ответственного отношения к педагогической и просветительской деятельности врача в современном обществе, необходимость педагогических ЗУН во всех сферах профессиональной деятельности современного специалиста;
- стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся, организацию познавательной деятельности по овладению научными знаниями и формированию умений и навыков, развитию мышления и творческих способностей, выработке диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Место ДИСЦИПЛИНы в структуре ОПОП
Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть дисциплин Б1.Б, которая является составной частью структуры ОПОП ВО по специальности «Ультразвуковая диагностика»
Общий объем дисциплины составляет 1 з.е., что соответствует 36 учебным часам.
По окончании изучения дисциплины выставляется зачет исходя из текущей успеваемости.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНЫЕ Образовательные технологии
Основные образовательные технологии можно условно разделить на теоретические и практические. К первым отнесены: получение информации из источников (прослушивание и изучение лекций, изучение материала учебников, пособий и т.п.), знакомство с электронными источниками информации (интернет, электронные носители, видео- и аудиозаписи), создание самим ординатором источников информации, решение ситуационных задач.
Практические технологии: участие в дискуссиях, конференциях, «круглых столах», ролевых играх, решение педагогических задач.
5. СОДЕРЖАНИЕ дисциплины «Педагогика»
Лекции
№ темы | Наименование темы | Трудоемкость (час.) | |
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя.Профилактическая пропаганда и образовательный потенциал. Медицинская этика и деонтология. | |||
1 лекция | I Семестр |
Практические занятия
№ темы | Наименование темы | Трудоемкость (час.) |
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя. Педагогические задачи врача. Педагогические ситуации в деятельности врача. | ||
Педагогическое профессиональное общение. Развитие у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом. | ||
Медицинская конфликтология. Общение с пациентом и медперсоналом. Барьеры общения. Условия эффективного общения. Тетрада «врач-коллеги-медсестра-пациент» Ситуационные ролевые задачи. | ||
Врач — пропагандист здорового образа жизни. Просветительская работа врача: формы, методы, средства. Пропаганда здорового образа жизни. | ||
Врач — новатор и учитель. Непрерывное образование. Работа врача с медперсоналом. Методы и средства подготовки. Контроль. | ||
Медицинская этика и деонтология. Особенности медицинской этики в профессии. Умирающий пациент. Психологическая роль врача. Врач — психотерапевт. | ||
6 занятий | I Семестр |
Семинары
№ темы | Наименование темы | Трудоемкость (час.) |
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя. Педагогические задачи врача. Педагогические ситуации в деятельности врача. Медицинская конфликтология. Педагогическое профессиональное общение. Развитие у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом. | ||
Врач — пропагандист здорового образа жизни. Просветительская работа врача: формы, методы, средства. Пропаганда здорового образа жизни. Врач — новатор и учитель. Непрерывное образование. Работа врача с медперсоналом. | ||
2 занятия | I Семестр |
Самостоятельная работа ординаторов
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТОВ) ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины «Педагогика» в ординатуре осуществляется при текущем контроле освоения учебного материала. Для этой цели используются оценочные средства для текущего контроля успеваемости ординаторов.
Основная форма предварительного текущего контроля успеваемости — контроль теоретических знаний по вопросам (КТЗ).
Итоговый зачет освоения дисциплины выставляется по текущей успеваемости. Для контроля знаний по дисциплине предусмотрены контрольные вопросы и компьютерные тесты, которые составлены по темам лекций, практических занятий и самостоятельной работы ординаторов.
6.1. Контрольные вопросы по дисциплине «Педагогика»
1. Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику.
2. Педагогические ситуации в деятельности врача.
3. Задачи врача в роли воспитателя.
4. Роль педагогического профессионального общения в работе врача.
5. Способы развития у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом.
6. Медицинская конфликтология. Общение с пациентом и медперсоналом. Барьеры общения.
7. Условия эффективного общения. Тетрада «врач-коллеги-медсестра-пациент».
8. Врач — пропагандист здорового образа жизни. Формы, методы и средства просветительской работы врача.
9. Врач — новатор и учитель. Роль врача в организации непрерывного профессионального образования и самообразования.
10. Работа врача с медперсоналом.
11. Деонтология в работе врача
12. Этика врача.
13. Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургии и реаниматологии. Особенности общения врача с умирающими пациентами.
14. Психологическая роль врача. Каждый врач — психотерапевт.
6.2. Оценочные средства текущего контроля по итогам освоения дисциплины
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛА) | КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ | КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ | ВСЕГО |
Педагогика |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Учебная литература по дисциплине
Основная литература
1. Пешев Л.П. Педагогика медицинского вуза: Учебное пособие. – Саранск: ИМУ, 2011. – 184 с.
2. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов высших мед. учеб. заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А.Волошина, К.В Зорин ; под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-320с.
Дополнительная литература
1. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. - 336 с.
2. Педагогика: Учебное пособия для студентов вузов обучающихся по педагогическим специальностям / под. ред. Л.П. Крившенко. – М. Проспект, 2012 – 432 с.
3. Педагогика : учеб. пособие по дисц. "Педагогика и психология" (част. I "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Юрайт, 2011. - 502 с.
4. Конькина, Евгения Владимировна. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогиги : учебное пособие / РАО, Моск. психолого-соц. ун-т. - М.: [НОУ ВПО "МПСУ"], 2013. - 153 с.
7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы по дисциплине
· Общие ресурсы
http://www.window.edu.ru/window/library Федеральный портал. Российское образование.
http://www.cir.ru/index.jsp Университетская информационная система России.
http://www.diss.rsl.ruРоссийская государственная библиотека. Электронная библиотека диссертаций.
http://www.scsml.rssi.ru Информационные ресурсы центральной научной медицинской библиотеки.
http://medlib.tomsk.ru Информационные ресурсы/научно-медицинской библиотеки Сибирского ГМУ)
http://www.science.viniti.ru Информационные ресурсы научного портала ВИНИТИ, раздел медицина.
http://www1.fips.ruИформационные ресурсы Роспатента.
http://www.mks.ru Сайт Медицинские компьютерные системы.
www.mednavigator.net Медицинский информационно-поисковый сайт «Меднавигатор».
http://www.library.mrsu.ruЭлектронные ресурсы Научной библиотеки им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»
· Специальные профессиональные ресурсы
Ø Отечественные
http://www.minzdravsoc.ru;http://www.roszdravnadzor.ruИнформационные ресурсы Минздравсоцразвития Россиии Росздранадзора
www.mednet.ruЦентральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
http://www.gks.ru Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ
http://www.zdravinform.ruЭлектронная библиотека «Здравинформ»
http://www.ozizdrav.ru Журнал Общественное здоровье и здравоохранение.
http://www.fmbaros.ruСайт Федерального медико-биологического агентства
http://www.rmj.ru Русский медицинский журнал
http://www.center.brgu.org Электронные версии аттестационно-педагогических измерительных материалов.
http://www.intuit.ruИнформационные ресурсы Интернет-университета информационных технологий. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике: учебное пособие.
http://ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование" – научно-методический журнал, который публикует материалы по проблемам открытого и дистанционного образования, научно-методических, медицинских и психологических аспектов открытого и дистанционного образования, по новым информационным и образовательным технологиям).
http://edu.ruФедеральный портал «Российское образование»
http://www.rsl.ru Сайт Российской Государственной библиотеки
http://www.gnpbu.ru Сайт Государственной научной библиотеки им. К.Д. Ушинского
http://www.pedlib.ru Сайт электронной педагогической библиотеки
http://www.libfl.ru Сайт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы
http://bim-bad.reability.ru Сайт действительного члена РАО, доктора педагогических наук Бориса Михайловича Бим-Бада
http://www.oim.ru Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой
http://www.inter-pedagogika.ru– Сайт о педагогике и образовании
Ø Зарубежные
http://www.euro.who.int Документационный центр Всемирной организации здравоохранения.
http://www.librainitiative.comCайт LIBRA создан по инициативе компании Bayer AG и при поддержке Всемирной организации здравоохранения (WHO), Центров по контролю и профилактике заболеваний (U.S. CentersforDiseaseControl&Prevention - CDC), Американского общества по микробиологии (AmericanSocietyofMicrobiologists - ASM) и Американского общества инфекционных болезней (InfectiousDiseasesSocietyofAmerica - IDSA).
7.3. Презентации и учебные видеофильмы по дисциплине
¾ Курс мультимедийных презентаций по педагогике.
7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного цикла дисциплины
№ п/п | источники | ВСЕГО | |
1. | Учебная литература | ||
2. | Интернет ресурсы, из них: | ||
2.1. | Общие ресурсы Интернет | ||
2.2. | Специальные профессиональные отечественные Интернет-ресурсы | ||
2.3. | Специальные профессиональные зарубежные Интернет-ресурсы | ||
3. | Презентации, программы учебные видеофильмы | ||
ИТОГО |
Материально-техническое обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация стандарта ФГОС ВО по специальности ординатуры 31.08.63 – «Сердечно-сосудистая хирургия» должна обеспечиваться высоким уровнем учебного процесса по преподаванию дисциплины «Педагогика». Для этого в процессе обучения необходимо постоянно воздействовать на мотивационную, волевую и эмоциональную сферу обучаемого. При этом важно обеспечить благоприятные условия формирования интереса к фундаментальным дисциплинам.
Для этого используются:
· Методы максимальной активизации познавательной деятельности (семина- ры, практические занятия, дискуссии и др.).
· Создание ситуаций, требующих более широких и глубоких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже обучаемого.
· Обсуждение примеров, требующих применения полученных знаний на практике, а также творческого использования приобретенных знаний и умений.
· Формирование эмоций успеха в обучении, порождающее уверенность в своих силах.
В рамках учебной дисциплины используется определенная организационная структура форм и методов обучения. В своей совокупности они образуют функциональное единство, направленное на приобретение системы общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений, владений и практических навыков, максимального освоения учебного материала и при этом состоят из образовательных технологий и видов учебной деятельности.
Основными видами учебной деятельности являются: лекции, практические занятия, семинары и самостоятельная работапод контролем преподавателя.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет
Им. Н.П. Огарёва»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обязательной дисциплины
«ПЕДАГОГИКА»
(Б1.Б.3)
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
(ОРДИНАТУРА)
Трудоёмкость дисциплины – 36 часов (1 з.е.)
Саранск, 2015
Разработчик рабочей программы: | Доцент кафедры психологии кандидат исторических наук доцент Н.А. Крисанова |
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБСУЖДЕНИИ, РАССМОТРЕНИИ И ОБНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии | «____» ______________ 2015 года, протокол № ______ |
Заведующий кафедрой психологии доктор педагогических наук профессор И.А. Винтин | |
Рабочая программа рассмотрена на заседании Учебно-методической комиссии Медицинского института | «____» ______________ 2015 года, протокол №______ |
Председатель Учебно-методической комиссии Медицинского института Заслуженный деятель науки РМ доктор медицинских наук профессор А.В. Зорькина |