Сведения об обсуждении, рассмотрении и обновлении программы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет

Им. Н.П. Огарёва»

сведения об обсуждении, рассмотрении и обновлении программы - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обязательной дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

(Б1.Б.3)

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

(ОРДИНАТУРА)

Трудоёмкость дисциплины – 36 часов (1 з.е.)

Саранск, 2015

Разработчик рабочей программы: Доцент кафедры психологии кандидат исторических наук доцент Н.А. Крисанова    

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБСУЖДЕНИИ, РАССМОТРЕНИИ И ОБНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «____» ______________ 2015 года, протокол № ______
   
  Заведующий кафедрой психологии доктор педагогических наук профессор И.А. Винтин
   
Рабочая программа рассмотрена на заседании Учебно-методической комиссии Медицинского института «____» ______________ 2015 года, протокол №______
   
  Председатель Учебно-методической комиссии Медицинского института Заслуженный деятель науки РМ доктор медицинских наук профессор А.В. Зорькина

Рабочая программа обновлена решением кафедры психологии

№ п/п Прилагаемый к Рабочей программе документ, содержащий текст обновления Решение кафедры Подпись заведующего кафедрой Фамилия И.О. заведующего кафедрой
Дата Протокол №
Приложение № 1 ___.___ 20 г.      
Приложение № 2 ___.___ 20 г.      
Приложение № 3 ___.___ 20 г.      
Приложение № 4 ___.___ 20 г.      
         
Приложение № 5 ___.___ 20 г.      

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные характеристики дисциплины………………………………………………………………………. 2.
   
Разработчики рабочей программы ……………………………………………………………………………... 3.
   
Сведения об обсуждении, рассмотрении и изменении программы ………….………………... 3.
   
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………… 4.
   
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ……………………………………………………………………. 4.
   
3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………………..…………………… 4.
   
4. Основные образовательные технологии …………………………………………………………………... 6.
   
5. Содержание дисциплины …………………………………………………………………..…………………. 6.
   
6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (зачетов) по итогам освоения дисциплины ……………………………………………. 10.
   
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………… 11.
   
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………..…………………………………. 14.
   
9. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины ………………………….......... 14.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения: Очная_     Вид отчетности Зачет Всего часов по ФГОС: 36 уч.ч., 1,00 з.е. Аудиторных _ 24 уч.ч., 0,67 з.е. Лекций _ 2 уч.ч., 0,06 з.е. Практических занятий 18 уч.ч., 0,50 з.е Семинаров _______________ 4 уч.ч., 0,11 з.е. Самостоятельная работа 12 уч.ч., 0,33 з.е.

Пояснительная записка

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения обязательной фундаментальной дисциплины «Педагогика» являются получение компетенций, знаний и умений в области педагогики, владений и практических навыков работы в сфере педагогического воспитания больных и персонала.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- ознакомить ординатора с основами пе­дагогической науки, дать им представление о многообразии педаго­гических концепций в современном мире и об идеологии воспитания в России. Важным моментом является понимание ответственного отношения к педагогической и просветительской деятельности врача в современном обществе, необходимость педагогических ЗУН во всех сферах профессиональной деятельности современного специалиста;

- стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся, организацию познавательной деятельности по овладению научными знаниями и формированию умений и навыков, развитию мышления и творческих способностей, выработке диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Место ДИСЦИПЛИНы в структуре ОПОП

Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть дисциплин Б1.Б, которая является составной частью структуры ОПОП ВО по специальности «Ультразвуковая диагностика»

Общий объем дисциплины составляет 1 з.е., что соответствует 36 учебным часам.

По окончании изучения дисциплины выставляется зачет исходя из текущей успеваемости.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНЫЕ Образовательные технологии

Основные образовательные технологии можно условно разделить на теоретические и практические. К первым отнесены: получение информации из источников (прослушивание и изучение лекций, изучение материала учебников, пособий и т.п.), знакомство с электронными источниками информации (интернет, электронные носители, видео- и аудиозаписи), создание самим ординатором источников информации, решение ситуационных задач.

Практические технологии: участие в дискуссиях, конференциях, «круглых столах», ролевых играх, решение педагогических задач.

5. СОДЕРЖАНИЕ дисциплины «Педагогика»

Лекции

№ темы Наименование темы Трудоемкость (час.)
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя.Профилактическая пропаганда и образовательный потенциал. Медицинская этика и деонтология.  
1 лекция I Семестр  

Практические занятия

№ темы Наименование темы Трудоемкость (час.)
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя. Педагогические задачи врача. Педагогические ситуации в деятельности врача.
Педагогическое профессиональное общение. Развитие у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом.
Медицинская конфликтология. Общение с пациентом и медперсоналом. Барьеры общения. Условия эффективного общения. Тетрада «врач-коллеги-медсестра-пациент» Ситуационные ролевые задачи.
Врач — пропагандист здорового образа жизни. Просветительская работа врача: формы, методы, средства. Пропаганда здорового образа жизни.
Врач — новатор и учитель. Непрерывное образование. Работа врача с медперсоналом. Методы и средства подготовки. Контроль.
Медицинская этика и деонтология. Особенности медицинской этики в профессии. Умирающий пациент. Психологическая роль врача. Врач — психотерапевт.
6 занятий I Семестр

Семинары

№ темы Наименование темы Трудоемкость (час.)
Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику. Врач в роли воспитателя. Педагогические задачи врача. Педагогические ситуации в деятельности врача. Медицинская конфликтология. Педагогическое профессиональное общение. Развитие у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом.
Врач — пропагандист здорового образа жизни. Просветительская работа врача: формы, методы, средства. Пропаганда здорового образа жизни. Врач — новатор и учитель. Непрерывное образование. Работа врача с медперсоналом.
2 занятия I Семестр

Самостоятельная работа ординаторов

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТОВ) ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание дисциплины «Педагогика» в ординатуре осуществляется при текущем контроле освоения учебного материала. Для этой цели используются оценочные средства для текущего контроля успеваемости ординаторов.

Основная форма предварительного текущего контроля успеваемости — контроль теоретических знаний по вопросам (КТЗ).

Итоговый зачет освоения дисциплины выставляется по текущей успеваемости. Для контроля знаний по дисциплине предусмотрены контрольные вопросы и компьютерные тесты, которые составлены по темам лекций, практических занятий и самостоятельной работы ординаторов.

6.1. Контрольные вопросы по дисциплине «Педагогика»

1. Педагогические задачи в работе врача. Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику.

2. Педагогические ситуации в деятельности врача.

3. Задачи врача в роли воспитателя.

4. Роль педагогического профессионального общения в работе врача.

5. Способы развития у врача умения учитывать индивидуальные и возрастные особенности при общении с пациентами и медперсоналом.

6. Медицинская конфликтология. Общение с пациентом и медперсоналом. Барьеры общения.

7. Условия эффективного общения. Тетрада «врач-коллеги-медсестра-пациент».

8. Врач — пропагандист здорового образа жизни. Формы, методы и средства просветительской работы врача.

9. Врач — новатор и учитель. Роль врача в организации непрерывного профессионального образования и самообразования.

10. Работа врача с медперсоналом.

11. Деонтология в работе врача

12. Этика врача.

13. Особенности медицинской этики и деонтологии в хирургии и реаниматологии. Особенности общения врача с умирающими пациентами.

14. Психологическая роль врача. Каждый врач — психотерапевт.

6.2. Оценочные средства текущего контроля по итогам освоения дисциплины

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛА) КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ ВСЕГО
Педагогика

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Учебная литература по дисциплине

Основная литература

1. Пешев Л.П. Педагогика медицинского вуза: Учебное пособие. – Саранск: ИМУ, 2011. – 184 с.

2. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов высших мед. учеб. заведений / Н.В.Кудрявая, Е.М.Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А.Волошина, К.В Зорин ; под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия»,2012.-320с.

Дополнительная литература

1. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. - 336 с.

2. Педагогика: Учебное пособия для студентов вузов обучающихся по педагогическим специальностям / под. ред. Л.П. Крившенко. – М. Проспект, 2012 – 432 с.

3. Педагогика : учеб. пособие по дисц. "Педагогика и психология" (част. I "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Юрайт, 2011. - 502 с.

4. Конькина, Евгения Владимировна. Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогиги : учебное пособие / РАО, Моск. психолого-соц. ун-т. - М.: [НОУ ВПО "МПСУ"], 2013. - 153 с.

7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы по дисциплине

· Общие ресурсы

http://www.window.edu.ru/window/library Федеральный портал. Российское образование.

http://www.cir.ru/index.jsp Университетская информационная система России.

http://www.diss.rsl.ruРоссийская государственная библиотека. Электронная библиотека диссертаций.

http://www.scsml.rssi.ru Информационные ресурсы центральной научной медицинской библиотеки.

http://medlib.tomsk.ru Информационные ресурсы/научно-медицинской библиотеки Сибирского ГМУ)

http://www.science.viniti.ru Информационные ресурсы научного портала ВИНИТИ, раздел медицина.

http://www1.fips.ruИформационные ресурсы Роспатента.

http://www.mks.ru Сайт Медицинские компьютерные системы.

www.mednavigator.net Медицинский информационно-поисковый сайт «Меднавигатор».

http://www.library.mrsu.ruЭлектронные ресурсы Научной библиотеки им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»

· Специальные профессиональные ресурсы

Ø Отечественные

http://www.minzdravsoc.ru;http://www.roszdravnadzor.ruИнформационные ресурсы Минздравсоцразвития Россиии Росздранадзора

www.mednet.ruЦентральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

http://www.gks.ru Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ

http://www.zdravinform.ruЭлектронная библиотека «Здравинформ»

http://www.ozizdrav.ru Журнал Общественное здоровье и здравоохранение.

http://www.fmbaros.ruСайт Федерального медико-биологического агентства

http://www.rmj.ru Русский медицинский журнал

http://www.center.brgu.org Электронные версии аттестационно-педагогических измерительных материалов.

http://www.intuit.ruИнформационные ресурсы Интернет-университета информационных технологий. Информационные технологии в науке, образовании и инженерной практике: учебное пособие.

http://ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование" – научно-методический журнал, который публикует материалы по проблемам открытого и дистанционного образования, научно-методических, медицинских и психологических аспектов открытого и дистанционного образования, по новым информационным и образовательным технологиям).

http://edu.ruФедеральный портал «Российское образование»

http://www.rsl.ru Сайт Российской Государственной библиотеки

http://www.gnpbu.ru Сайт Государственной научной библиотеки им. К.Д. Ушинского

http://www.pedlib.ru Сайт электронной педагогической библиотеки

http://www.libfl.ru Сайт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы

http://bim-bad.reability.ru Сайт действительного члена РАО, доктора педагогических наук Бориса Михайловича Бим-Бада

http://www.oim.ru Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой

http://www.inter-pedagogika.ru– Сайт о педагогике и образовании

Ø Зарубежные

http://www.euro.who.int Документационный центр Всемирной организации здравоохранения.

http://www.librainitiative.comCайт LIBRA создан по инициативе компании Bayer AG и при поддержке Всемирной организации здравоохранения (WHO), Центров по контролю и профилактике заболеваний (U.S. CentersforDiseaseControl&Prevention - CDC), Американского общества по микробиологии (AmericanSocietyofMicrobiologists - ASM) и Американского общества инфекционных болезней (InfectiousDiseasesSocietyofAmerica - IDSA).

7.3. Презентации и учебные видеофильмы по дисциплине

¾ Курс мультимедийных презентаций по педагогике.

7.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного цикла дисциплины

№ п/п источники ВСЕГО  
 
1. Учебная литература  
2. Интернет ресурсы, из них:  
2.1. Общие ресурсы Интернет  
2.2. Специальные профессиональные отечественные Интернет-ресурсы  
2.3. Специальные профессиональные зарубежные Интернет-ресурсы  
3. Презентации, программы учебные видеофильмы  
  ИТОГО  

Материально-техническое обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация стандарта ФГОС ВО по специальности ординатуры 31.08.63 – «Сердечно-сосудистая хирургия» должна обеспечиваться высоким уровнем учебного процесса по преподаванию дисциплины «Педагогика». Для этого в процессе обучения необходимо постоянно воздействовать на мотивационную, волевую и эмоциональную сферу обучаемого. При этом важно обеспечить благоприятные условия формирования интереса к фундаментальным дисциплинам.

Для этого используются:

· Методы максимальной активизации познавательной деятельности (семина- ры, практические занятия, дискуссии и др.).

· Создание ситуаций, требующих более широких и глубоких знаний, чем те, которые уже имеются в багаже обучаемого.

· Обсуждение примеров, требующих применения полученных знаний на практике, а также творческого использования приобретенных знаний и умений.

· Формирование эмоций успеха в обучении, порождающее уверенность в своих силах.

В рамках учебной дисциплины используется определенная организационная структура форм и методов обучения. В своей совокупности они образуют функциональное единство, направленное на приобретение системы общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений, владений и практических навыков, максимального освоения учебного материала и при этом состоят из образовательных технологий и видов учебной деятельности.

Основными видами учебной деятельности являются: лекции, практические занятия, семинары и самостоятельная работапод контролем преподавателя.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет

Им. Н.П. Огарёва»

сведения об обсуждении, рассмотрении и обновлении программы - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

обязательной дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

(Б1.Б.3)

ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

(ОРДИНАТУРА)

Трудоёмкость дисциплины – 36 часов (1 з.е.)

Саранск, 2015

Разработчик рабочей программы: Доцент кафедры психологии кандидат исторических наук доцент Н.А. Крисанова    

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБСУЖДЕНИИ, РАССМОТРЕНИИ И ОБНОВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «____» ______________ 2015 года, протокол № ______
   
  Заведующий кафедрой психологии доктор педагогических наук профессор И.А. Винтин
   
Рабочая программа рассмотрена на заседании Учебно-методической комиссии Медицинского института «____» ______________ 2015 года, протокол №______
   
  Председатель Учебно-методической комиссии Медицинского института Заслуженный деятель науки РМ доктор медицинских наук профессор А.В. Зорькина

Наши рекомендации