Психодуховные кризисы и пограничная психопатология.
Если проявления духовных измерений психики не встречают выраженного сопротивления со стороны основных личностных установок, то в этом случае мы имеем дело с духовным самораскрытием, как правило, не сопровождающимся психопатоло-гическими проявлениями. Если же такое сопротивление имеется, то возникают феномены, по всем клиническим критериям подпадающие под категорию психопатологических нарушений. Интенсивность и глубина этих нарушений зависит от ряда факторов, среди которых в первую очередь необходимо выделить скорость активации бессознательного материала и использование личностью механизмов психологической защиты.
Если бессознательный материал обладает высокой активностью, а адаптивные функции эго снижены, то проявления психодуховного кризиса могут принять форму, напоминающую острое психотическое состояние (расцениваемое в традиционной психиатрической модели как кататоно-онейроидный синдром в рамках дебюта шизофрении).
Если же активность бессознательных уровней не вызывает в целом разрушения защитных механизмов эго, то кризисные проявления приобретают характер пограничной психопатологической симптоматики.
В то же время, как и в "психотическом" варианте, следует разграничивать пограничные психические расстройства, являющиеся проявлением психодуховного кризиса с симптоматикой, имеющей болезненное или сугубо личностное происхождение. Сложность в этом случае состоит в том, что практически при всех пограничных психических расстройствах человек осознает их "внутренний" характер (в клинической терминологии - "критика к болезни"), а также практически всегда имеются четкие отграничения от пограничных расстройств, вызванных органическими изменениями в ЦHС.
Hа наш взгляд, следует выделить специфические критерии, отличающие пограничные психические расстройства как форму психодуховного кризиса от пограничной психопатологии, имеющей иное происхождение.
В первую очередь таким критерием может быть стремление самого пациента психологически понять свое состояние, готовность рассматривать альтернативные точки зрения на происходящее с ним, минимальное проявление сопротивления психотерапевтическому процессу. Своеобразным диагностическим "указателем" может послужить скептическое отношение к лекарственному лечению и интерес к интенсивной эмпирической психотерапии.
Паттерны переживаний.
При всем многообразии проявлений психодуховного кризиса можно выделить специфические паттерны переживаний, наличие которых может говорить в пользу психодуховного кризиса.
СТРАХ. Различные формы страха в целом характерны для пограничных психических расстройств, однако при психодуховных кризисах страх может принимать достаточно специфический характер.
- недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто-метафизического характера (существует более удачное повседневное определение такого неопредмеченного страха - "жуть");
- страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга. Для "пограничного" уровня часто бывает характерен страх перед неприемлимыми, неожиданно возникающими мыслями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания;
- страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ориентиров и девальвацией прежних целей, а также переживанием новых состояний, связанных с интенсивными эмоциями и телесными ощущениями;
- страх безумия, возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля;
- страх смерти, связанный с активацией перинатальных бессозна- тельных содержаний, в первую очередь процесса смерти-рождения.
ЧУВСТВО ОДИHОЧЕСТВА. Одиночество - еще один компонент духовного кризиса.Он может проявляться в широком диапазоне - от смутного ощущения своей отделенности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание психодуховного кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимость отношений с другими людьми может угасать, и человек может чувствовать нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отделенности как от окружающего мира, так и от самого себя, вызывая своеобразную болезненную "анестезию" привычных чувств и напоминая тяжелую клиническую форму депрессии - "anaestesia dolorosa psychica"("скорбное бесчувствие") .
Кроме того, люди, находящиеся в психодуховном кризисе, часто расценивают происходящее с ними как нечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком.
Часто люди, находящиеся в духовном кризисе испытывают оторванность от своей глубинной сущности, от высшей силы, от Бога. Это чувство предельной изоляции было выражено в одинокой молитве Иисуса, распятого на кресте: "Мой Бог, почему ты покинул Меня?". Те, кто сталкивается с подобными переживаниями, чувствуют не только свою изолированность, но и свою совершенную незначительность, подобно бесполезным пылинкам в бескрайнем космосе. В большинстве своем люди склонны экстраполировать это состояние на окружающий мир, который предстает как абсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется тривиальной (2). Существует своего рода психотический "эквивалент" подобного состояния, известный в клинической психиатрии как мегаломанический нигилистический бред (синдром Котара).
ИЗОЛИРУЮЩЕЕ ПОВЕДЕHИЕ. В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы и правила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, может показаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанных со смертью и одиночеством могут насторожить друзей и близких и привести к отчуждению и изоляции от привычного окружения.У переживающего кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении.У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению. Если человеку в этот момент будет выставлен психиатрический диагноз, это еще более способствует изоляции (123).
СУБЪЕКТИВHО ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ СОСТОЯHИЯ "БЕЗУМИЯ". Психодуховные кризисы, включающие преимущественно психопатологические синдромы так называемого "малого круга", редко сопровождаются потерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Эти переживания могут вызывать у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, возникает чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой - расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя и окружающего мира.
ПЕРЕЖИВАHИЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СМЕРТИ.Конфронтация с проявлениями смерти - центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент многих психодуховных кризисов.Когда развитие кризиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертности, чаще всего он начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектом реальности, но оно же может стать освобождающим для тех, кто в силу собственной зрелости или с помощью эмпирической терапии готов принять факт своей смертности.
Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о достаточной глубине кризисного процесса и, как следствие - о высоком трансформационном потенциале этих состояний. Темы смерти могут быть активированы внешними событиями, связанными с разрушением привычных идентификаций - смертью друзей и близких, потерей привычного социального статуса, крупным материальным ущербом. В других случаях процесс психологической смерти запускается при столкновении с ситуацией, потенциально опасной для жизни - тяжелая соматическая болезнь, травма, катастрофа, стихийное бедствие и др.
Одной из форм переживания символической смерти является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло его жизнь, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей.Такие переживания могут сопровождаться глубокой тоской и довольно часто расцениваются как выраженное психическое расстройство. Применение антидепрессантов в данном случае принесет лишь кратковременное облегчение и значительно удлинит процесс трансформации.
С каждым годом человек приобретает новые знания, умения, навыки. становится мудрее, опытнее, умнее, т.е. человеческий дух эволюционизирует - повышает свою целостность и внутреннюю непротиворечивость. Кризис бросает вызов эволюции духа, т.к. представляет собой процесс дезинтеграции. Душа человека не терпит застоя и если во время процесса трансформации личности работа по освобождению духа становится актуальной, но не совершается добровольно, со знанием цели и не сопровождается значительными усилиями, тогда силы трансформационного процесса овладевают личностью и способны сокрушить ее.
Кризис - это зов перехода в новое качество, это некая прерывистость в линейной области эволюции личности как сложной системы. Как мы указывали выше, при этом существует полярная противоположность векторов дезинтеграции:
- скачок в развитии и в психодуховной эволюции, когда происходит исчезновение старого, изжившего себя образа Я и его обновление, возрождение и замещение его новым, более действенным. Позитивную дезинтеграцию мы можем рассматривать как некое возрождение, процесс обновления является естественным циклом, обладающим благотворным потенциалом для роста и трансформации личности.
- углубление кризиса с потерей витальности, т.е. негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевает тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации с возможным переходом в невроз, срыв, когда человек полностью деморализован и смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме - депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию нарушений стойких, органических. Негативная дезинтеграция - это причина суицидных намерений индивида, которые могут привести к его смерти.
Под позитивной дезинтеграцией мы понимаем составную часть психологического кризиса, которая является элементом качественного личностного роста и развития.