Обоснование функционального подхода в 1930 —1940-е годы

На становление функционального подхода повлияла не только идеология психоанализа, идеи О. Ранка, но и развитие практики социальной работы со случаем.

В социальной истории клиента начинали все более выделять психологические аспекты социального поведения. Группа практиков, работающих в агентствах, определила развитие различных ее полей — от школьного до медицинского. Подходы, которые начинают складываться в конце 1920-х гг., отражали концепции интервенции, вмешательства, построенные не на моделях лечения, а на моделях помощи клиенту, приспособления его к общепринятым стандартам жизнедеятельности. Важнейшими в концепции интервенции были следующие процессы:

использование ресурсов;

использование в работе с клиентом феномена «самопонимания»;

помощь клиенту в разработке программы социальной самопомощи [18. - С. 27-29].

В 1930 г. В.Робинсон издает книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной работе», она становится важнейшим этапом в практике социальной работы.

В центре внимания клиент и его ситуация. Важным моментом является определение жизненных ценностей клиента, его индивидуальный опыт, поведение и отношения с окружающими. Клиент в процессе взаимодействия с социальным работником выбирает из своего прошлого только то, что сам считает важным и необходимым для прояснения ситуации. Исходя из понимания, что клиент лучше знает самого себя, оценка и диагноз имеют в процессе взаимодействия социального работника и клиента не доминирующее значение, как это наблюдалось в концепциях лечения. Большое внимание уделяется отношениям, которые устанавливаются между социальным работником и клиентом, где они — равноправные партнеры. Процесс взаимодействия становится более важным компонентом в данном подходе, чем диагноз и ведущая роль терапевта [1; 18].

В 40-е гг., с практикой Дж.Тафт, функциональный подход получает свое дальнейшее развитие. В связи с тем, что в указанный период возникает интерес к таким понятиям, как структура и процесс, Дж. Тафт обосновывает научную базу функционального подхода. Отталкиваясь от таких базовых потребностей индивида, как зависимость/независимость клиента, автор предлагает выстраивать процесс помощи, исходя из данных доминант. Необходимо, с ее точки зрения, выстраивать такие отношения, которые бы позволили клиенту в полной мере раскрыться и осознать свое индивидуальное Я [1; 19].

Развитие функционального подхода в 1960—1970-е годы

После длительных дискуссий о приоритетах диагностического и функционального методов в практике социальной работы, функциональный подход стали рассматривать как метод социального обслуживания агентствами клиентов, с которыми выстраивали определенные отношения в целях улучшения их индивидуального и социального благосостояния. Функция агентств состояла в том, чтобы осуществлять процесс индивидуальной работы, предоставив доступный сервис клиенту.

В функциональной индивидуальной работе используют пять базовых принципов:

вовлечение клиентов в диагностическую ситуацию с целью обнаружения ошибок в социальном функционировании;

осознание и использование временных периодов (начало, середина и конец работы);

использование функций агентства для предложений клиентам ролей в решении их проблем;

ясное понимание структуры, формы процесса социальной работы;

в процессе социальной работы используются различные связи, чтобы помочь клиенту [18. — С. 78 — 80].

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Несмотря на то что функциональный подход следует традициям психоанализа, имеется ряд отличий в подходах к индивидуальности, методах, структуре работы.

Структура индивидуальности

В функциональном подходе структура индивидуальности рассматривается с той точки зрения, что на человека с начала его жизни действует не только окружающая среда, но и внутренняя энергия. В связи с этим ego есть скорее результат творческого использования внутреннего и внешнего опыта, чем детерминация внутренних и внешних воздействий. Развитие индивидуума определено через отношения со значащими людьми в окружающей среде, на первой стадии развития оно определяется матерью. Не только биологические потребности, но и психические дают интраутробный опыт, который является образцом создания союза с другим субъектом. Однако полный союз все же невозможен, в действительности разделение неизбежно, при этом ограничении возможны различные сценарии: конструктивное принятие с ограничением собственной действительности либо продолжение борьбы за завершение через другого субъекта [19. — С. 22-24].

В вопросах сопротивления функциональный подход отличается от диагностического. В данном случае сопротивление выступает как неизбежное и необходимое усилие, поддерживающее контроль за ситуацией отношений. Вот почему социальный работник при функциональном подходе принимает потребность клиента управлять частью ситуации, предоставляя таким образом клиенту возможность получения нового опыта взаимодействия.

Концепция времени

Из трех средств информации о существовании клиента, которыми являются время, движение, место, время является фактором, наименее контролируемым человеком. С другой стороны, человек определяет пределы существования, зная исходную временную точку — рождение, и заключительную — смерть. Это находит отражение в функциональном методе индивидуальной работы — в том его аспекте, что феномен времени используется в процессе помощи, где отношения между социальным работником и клиентом имеют начало и конец [19. — С. 26 — 27].

Наши рекомендации