Тема XI Советский Союз в 1930 - 1940-е годы

1. Проблемы форсированного строительства социализма в СССР. Социально-экономические последствия индустриализации и коллективизации.

2. Политическая система СССР в 1930-е годы.

3. Наука и культура: успехи и противоречия развития.

4. СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и цена Победы.

Вопросы для обсуждения

1. Почему руководство СССР считало необходимым такие высокие темпы индустриализации? Перечислите внутренние ресурсы модернизации промышленности. Каковы экономические и социальные итоги форсированной индустриализации? В чем вы видите их противоречивость?

2. Каковы последствия коллективизации для российской деревни и страны в целом?

3. Как в 1930-е гг. изменилась социальная структура советского общества? Раскройте понятие «командно-административная система управления». Каковы ее основные черты?

4. Какое общество, на ваш взгляд, было построено в СССР к концу 1930-х гг.? Сопоставьте различные оценки и изложите свое мнение.

5. В чем проявились процессы огосударствления культуры и ее идеологизация?

6. Что представляли собой стратегические планы Германии в отношении СССР в годы Великой Отечественной войны?

7. Какие сражения Великой Отечественной войны являются важнейшими? Дайте развернутую характеристику одного из сражений на советско-германском фронте. На примере конкретного сражения раскройте полководческое искусство советских военачальников.

8. Перечислите источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. Каковы ее цена и уроки ?

Методические рекомендации

При подготовке к ответу на вопрос о проблемах форсированного строительства социализма основное внимание, в первую очередь, необходимо сосредоточить на индустриализации страны, специфике задач и методов их решения. Выявите основные источники для проведения индустриальных преобразований, содержание и особенности первых пятилетних планов. Докажите, что коллективизация сельского хозяйства была напрямую связана с форсированной индустриализацией, что развитие тяжелой индустрии, электроэнергетики имело большое значение для преобразования аграрного сектора. Подведите итоги политики «большого скачка».

Анализируя политическую систему в СССР 30-х гг. следует выявить ее истоки и роль И.В. Сталина в ее создании. Необходимо проследить, как происходило утверждение режима личной власти Сталина в 1929-1934 гг., что представляла идейная и организационная оппозиция власти. Охарактеризуйте основные политические институты и законы, отношения партии, государства и общественных организаций. Объясните термин «тоталитаризм», можно ли его применять к политическому строю, сложившемуся в СССР в 1930-е годы. Рассмотрите проблему репрессий в СССР, их причины и масштабы.

В процессе подготовки к вопросу о развитии советской науки и культуры в 1930-е гг. следует широко использовать источники, позволяющие выявить особенности их развития, в том числе произведения советских писателей, песни, картины, кинофильмы. Одной из основных задач культурных преобразований в стране являлась ликвидация неграмотности. Определите пути и средства решения проблемы народного образования и ликвидации неграмотности, покажите роль государства в подготовке научных и учительских кадров. Охарактеризуйте достижения науки в предвоенные годы, литературы и искусства. Обратите внимание на взаимоотношения власти и интеллигенции.

Изучая события Великой Отечественной войны студенту необходимо сформировать четкое представление об этапах войны, основных сражениях и причинах победы и ее значении. Необходимо отметить характер войны, раскрыть сущность программы мобилизации советского народа на разгром врага, указать мероприятия, проведенные в начале войны для организации отпора фашистским захваичикам. Объясните, почему Сталинградская битва стала началом коренного перелома в Великой Отечественной войне, в чем состояло международное значение этой битвы. В чем же заключалась особенность Курской битвы? Какие изменения произошли в военно-политическом положении фашистской Германии после сильнейшего поражения под Курском? Покажите пути максимального использования в экстремальных условиях войны финансовых и трудовых ресурсов. Важно выяснить значение трудовых подвигов рабочих, колхозников и советской интеллигенции, которые обеспечивали великую победу своими трудовыми свершениями в тылу. Подумайте и ответьте в чем состояла особенность наступательных операций Красной Армии в 1944 г. Какие стратегические задачи были решены в результате успешных сражений советских вооруженных сил в 1944 – весной 1945 гг. В Великой Отечественной войне советский народ одержал военную, экономическую и политическую победу над фашисткой Германией и милитаристской Японией. Каковы же источники Победы? Какова ее цена?

Источники и литература

1. Великая Отечественная война: документы свидетельствуют: [сб.ст.]/ Арзамас. гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара; [сост.Е.И.Подрепный, Е.П.Титков]. — Арзамас: АГПИ, 2011.

2. Великая Отечественная война. 1941–1945: энциклопедия/ [рук.авт.коллектива А.А.Голубева]. — М.: Книжный мир, 2010.

3. Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система/ Н. Верт; [пер.с фр.А.И.Пигалева]. — М.: РОССПЭН, 2010.

4. Вдовин М.Н. Все для Победы!: Очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930-1945 гг./ М.Н. Вдовин, А.М. Горева. - Н.Новгород: Кварц,2010.

5. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления/ Л. Виола; [пер.с англ.А.В.Бардина]. — М.: РОССПЭН, 2010.

6. Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917–1933/ А. Грациози. — М.: РОССПЭН, 2008.

7. Капто А.С. Пакт Молотова-Риббентропа: мистификация или реальность. М.:ИСПИ РАН, 2009

8. Медынский В. Война. Мифы СССР 1939 – 1945. М. 2011 // http://www.rulit.net/books/vojna-mify-sssr-1939-1945-read-251015-1.html.

9. Репрессированная интеллигенция 1917 −1934 гг.: [сб.ст.]/ Науч. ред. Д. Б. Павлов. — М.: РОССПЭН, 2010.

Индивидуальные задания

1. Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

2. Политические процессы 1930-х гг. в СССР: причины, содержание, последствия.

3. Советско-германский договор 1939 г. о ненападении в современных оценках историков.

4. «Зимняя война»: советско-финляндская война 1939-1940 гг.

5. Полководцы Великой Отечественной войны.

6. Девятьсот блокадных дней Ленинграда.

7. Немецкий оккупационный режим.

8. Формы и методы народного сопротивления в тылу врага.

9. Русская православна церковь в годы войны.

Наши рекомендации