РАЗДЕЛ 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ А.И. Чучалина
«____»_____________ 2005 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе
для студентов заочного отделения
Предмет: | Безопасность жизнедеятельности |
Специальность: | 240401 "Химическая технология органических веществ"; 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" |
Разработал Рубцов В.Ф. Рассмотрено на заседании ПЦК химико-технологических дисциплин Протокол № ___ от «___» ___________ 2005 г. Председатель ___________________________ |
2005 г.
- Пояснительная записка
Программа предоставлена тремя разделами и рассчитана на непрерывное овладевание студентами учебным материалом в процессе обучения в течении учебного года. Курс «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя теоретические и практические занятия.
Занятия по курсу БЖД включается в общее расписание техникума.
Преподавание курса БЖД проводит преподаватель – организатор курса БЖД.
В результате изучения курса
Студенты должны:
Знать:
- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных бедствиях.
- Организовать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление:
- О здоровье и здоровом образе жизни.
Требования к уровню подготовки студентов
Данные требования предъявляются к выпускникам среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Студенты должны:
Знать:
- Общие сведения о ЧС;
- ЧС мирного и военного времени, их последствия;
- Устойчивость производств в условиях ЧС;
- Назначение и задачи гражданской обороны;
- Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС;
- Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствия ЧС;
- Средства защиты;
- Основы медицинских знаний;
- Негативное воздействие на организм человека вредных привычек.
Уметь:
- Владеть навыками безопасного воздействия поведения в опасных различных ситуациях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- Организовать мероприятия по локализации последствий ЧС;
- Владеть навыками выполнения мероприятий ГО по защите и жизнеобеспечения населения;
- Оказывать первую медицинскую помощь;
- Вести здоровый образ жизни.
Изучение разделов учебной дисциплины рекомендуется проводить, придерживаясь следующей последовательности:
1. Ознакомиться по программе с содержанием раздела.
2. Прочитать в учебнике и методических указаниях весь относящийся к данному разделу материал.
3. Ответить на вопросы контрольного задания.
Программой предусмотрено выполнение студентами Контрольных работ по вопросам, где в каждом варианте 4 вопроса.
Работы выполняются в ученической тетради на 12 листах. Номер задания контрольной работы определяется студентами по его порядковому номеру в учебном журнале. Работа выполняется аккуратно, без направлений в тексте, с указанием использованной литературы.
Результаты, полученные при проведении практических работ, предоставляется в виде отчета, оформленного в папке со скоросшивателем. Программа рассчитана на 38 часов, из них: практические занятия – 8 часов. Итоговый контроль – экзамен.
Методические указания
Введение
Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере. Опасности и их источники.
Вредный фактор и травмирующий фактор. Аксиома о потенциональной опасности. Происшествия, авария, катастрофа, стихийное бедствие.
Безопасность, системы безопасности. Определение БЖД. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Литература: 1 стр. 5-21.
РАЗДЕЛ 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия;
- Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории РФ в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий, их последствия.
- Основные источники ЧС военного характера, современные средства поражения.
- Должен уметь прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать их последствия.
Иметь представление:
- Причины возникновения негативных факторов при чрезвычайных ситуациях, уметь по возможности их устранять, представлять опасность ионизирующих измерений и способы защиты.
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Структуру МЧС России, основные решаемые задачи МЧС России;
- Силы и средства МЧС России.
Иметь представление:
- О федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и что этот закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
- О федеральном законе «О гражданской обороне» и что этот закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления;
- Полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- Организаций, а также силы и средства гражданской обороны.
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Законы и другие нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и жизнедеятельности, порядок использования инженерных сооружений;
- Действие при эвакуации населения при возникновении ЧС;
- Назначение и порядок применения СИЗ органов дыхания, кожи и медицинской защиты в ЧС, организацию выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
Иметь представление:
- О федеральных законах и других нормативно-правовых актах РФ в области безопасности и жизнедеятельности.
Выполнять основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время, организовывать эвакомероприятия при стихийных бедствиях, авариях, катастрофе.
Уметь:
- Строить простейшие укрытия;
- Правильно действовать при эвакуации;
- Грамотно и своевременно использовать средства индивидуальной защиты;
- Оказывать помощь и выполнять аварийно-спасательные работы, а также знать и выполнять мероприятия по обеспечению надежной защиты рабочих и служащих, соблюдать все рекомендации и выполнять свои обязанности в режиме аварийной работы.
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Основные понятия о здоровом образе жизни;
- О влиянии на здоровье человека вредных привычек;
- О значении профилактики вредных привычек для сохранения здоровья;
- Правовые основы оказания первой медицинской помощи;
- Вредные привычки, их влияние на здоровье.
Понимать факторы, формирующие здоровье и факторы, разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
Уметь:
- Планировать свой режим дня, рационально сочетая в нем умственные и физические нагрузки;
- Поддерживать необходимый уровень своего здоровья.
Перечень лабораторно-практических работ и семинарских занятий по дисциплине
Вариант 1
1. Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
2. Пожарная защита производственных объектов. Пассивные и активные меры пожарной защиты. Автоматическая пожарная сигнализация.
3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтрующие противогазы, принцип действия.
4. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях, ее определение, последовательность оказания первой помощи.
Вариант 2
1. Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности.
2. Первичные средства пожаротушения. Внутренние пожарные краны, огнетушители.
3. Гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, назначение и принцип действие, подбор противогазов.
4. первая помощь в чрезвычайных ситуациях, ее определение, последовательность оказания первой помощи.
Вариант 3
1. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Аксиомы о безопасности жизнедеятельности в атмосфере.
2. Молниезащита зданий и сооружений от прямых ударов и вторичных проявлений молний.
3. Промышленные противогазы, их классификация, назначение и принцип действия. Марки коробок противогазов, подбор противогазов.
4. Кровотечения и способы их остановки. Виды кровотечений.
Вариант 4
1. Причины возникновения негативных факторов. Источники негативных факторов техносферы.
2. Чрезвычайные ситуации военного времени. Ядерные оружие, его поражающие факторы.
3. Изолирующие шланговые противогазы ПШ-1 и ПШ-2, их комплект, назначение и применение.
4. Первая помощь при ранениях, последовательность оказания помощи.
Вариант 5
1. Сбросы в водоемы. Биологические, химические и физические загрязнения, загрязнения земель.
2. Радиоактивное заряжение местности. Зоны радиоактивного заражения, действие радиации на людей.
3. Кислородный изолирующий противогаз КИП-8, его комплект, назначение и применение.
4. Первая помощь при травмах (вывихах, ушибах, переломах костей, растяжении)
Вариант 6
1. Энергетические загрязнения среды обитания.
2. Химическое оружие – отравляющие вещества, пути проникновения, характер воздействия на организм.
3. Изолирующие противогазы на химически связанном кислороде ИП-4, ИП-5. Самоспасатели.
4. Первая помощь при отравлении вредными веществами.
Вариант 7
1. Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях.
2. Бактериологическое и другие виды оружия, воздействие на организм, признаки применения.
3. Характеристика АХОВ. Методика прогнозирования и оценка обстановки при выбросе АХОВ в атмосферу. Приборы химической разведки.
4. Первая помощь при химических и термических ожогах.
Вариант 8
1. Радиационная безопасность и защита от ионизирующих излучений. Источники радиоактивного заражения.
2. Едина государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях. Основная цель и задачи РСЧС по защите населения от ЧС.
3. Характеристика радиоционно опасного объекта. Методика оценки радиационной обстановки. Дозиметрические приборы.
4. Первая помощь при поражении электрическим током.
Вариант 9
1. Дозы излучения. Искусственные источники радиации. Гигиеническое нормирование ионизирующего излучения.
2. Схема РСЧС, уровни, координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.
3. Устойчивость производства в условиях ЧС. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов.
4. Средства медицинской защиты населения в ЧС.
Вариант 10
1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях, классификация чрезвычайных ситуаций. ЧС по характеру происхождения.
2. Гражданская оборона, ее структура и задачи. Федеральный закон о гражданской обороне от 12.02.1998 г. Силы гражданской обороны.
3. Спасательные и другие неотложные работы при ликвидации ЧС и их последствия. Меры безопасности.
4. Здоровье и здоровый образ жизни человека. Факторы риска основных инъекционных и неинфекционных заболеваний.
Вариант 11
1. Чрезвычайные ситуации по масштабу распространения и широте охвата, тяжести последствия.
2. Организация гражданской обороны на объекте. Планы Го на мирное и военное время. О роли и месте гражданской обороны.
3. Обеззараживание территорий и санобработка населения.
4.Вредные привычки и их социальные последствия. СПИД и его профилактика. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека.
Вариант 12
1. Техногенные аварии, стихийные явления и бедствия. Взрывы и пожары на промышленных объектах.
2. Подготовка населения к действиям в ЧС. Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
3. Локализация и ликвидация пожаров. Выбор средств и способов пожаротушения.
4. Виды и условия трудовой деятельности человека.
Вариант 13
1. Аварии с выбросом вредных веществ. Последствия аварий на химически опасных объектах.
2. Действие населения по сигналам оповещения при чрезвычайных ситуациях.
3. Огнетушитель химически пенный ОХП-10, назначение, устройство и принцип работы.
4. Условия трудовой деятельности человека.
Вариант 14
1. Характеристика аварий на радиоционно опасных объектах.
2. Основные способы защиты в чрезвычайных ситуациях. Коллективные средства защиты – убежища, ПРУ, простейшие укрытия.
3. Огнетушитель углекислотный ОУ-2, назначение, устройство и принцип работы.
4. Влияние климатических условий на работоспособность и состояние. Теплообмен человека с окружающей средой.
Вариант 15
1. Технические средства предотвращения техногенных аварий. Средства взрывозащиты герметических систем. Предохранительные устройства.
2. Постановление Правительства РФ от 24.07.1995 г. №738 о порядке подготовки населения в области защиты от ЧС.
3. Огнетушители порошковые и воздушно-механичекие, назначение, устройство и принцип работы.
4. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.
Литература
Основная:
1. С.В. Белов «Безопасность жизнедеятельности» - М. «Высшая школа», 2000 г. для СПО.
2. С.В. Белов «Безопасность жизнедеятельности» - М. «Высшая школа», 2003г. для СПО.
3. С.В. Белов «Безопасность жизнедеятельности» - М. «Высшая школа», 1999 г. для Вузов.
4. В.Г. Атаманюк и др. «Гражданская оборона» для Втузов. М. «Высшая школа», 1987 г.
Дополнительная:
1. П.П. Кукин, В.Л. Лапин и др. «Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда». М. Высшая школа. 1999 г. для Вузов.
2. А.Т. Смирнов, М.П. Фролов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для 11 кл. М.»Издательство АСТ-ЛТД», 1997 г.
3. П.П. Кукин, В.Л. Лапин и др. «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» для СПО М. Высшая школа, 2001 г.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ А.И. Чучалина
«____»_____________ 2005 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и контрольные задания к контрольной работе
для студентов заочного отделения
Предмет: | Безопасность жизнедеятельности |
Специальность: | 240401 "Химическая технология органических веществ"; 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" |
Разработал Рубцов В.Ф. Рассмотрено на заседании ПЦК химико-технологических дисциплин Протокол № ___ от «___» ___________ 2005 г. Председатель ___________________________ |
2005 г.
- Пояснительная записка
Программа предоставлена тремя разделами и рассчитана на непрерывное овладевание студентами учебным материалом в процессе обучения в течении учебного года. Курс «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя теоретические и практические занятия.
Занятия по курсу БЖД включается в общее расписание техникума.
Преподавание курса БЖД проводит преподаватель – организатор курса БЖД.
В результате изучения курса
Студенты должны:
Знать:
- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных бедствиях.
- Организовать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление:
- О здоровье и здоровом образе жизни.
Требования к уровню подготовки студентов
Данные требования предъявляются к выпускникам среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Студенты должны:
Знать:
- Общие сведения о ЧС;
- ЧС мирного и военного времени, их последствия;
- Устойчивость производств в условиях ЧС;
- Назначение и задачи гражданской обороны;
- Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС;
- Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствия ЧС;
- Средства защиты;
- Основы медицинских знаний;
- Негативное воздействие на организм человека вредных привычек.
Уметь:
- Владеть навыками безопасного воздействия поведения в опасных различных ситуациях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- Организовать мероприятия по локализации последствий ЧС;
- Владеть навыками выполнения мероприятий ГО по защите и жизнеобеспечения населения;
- Оказывать первую медицинскую помощь;
- Вести здоровый образ жизни.
Изучение разделов учебной дисциплины рекомендуется проводить, придерживаясь следующей последовательности:
1. Ознакомиться по программе с содержанием раздела.
2. Прочитать в учебнике и методических указаниях весь относящийся к данному разделу материал.
3. Ответить на вопросы контрольного задания.
Программой предусмотрено выполнение студентами Контрольных работ по вопросам, где в каждом варианте 4 вопроса.
Работы выполняются в ученической тетради на 12 листах. Номер задания контрольной работы определяется студентами по его порядковому номеру в учебном журнале. Работа выполняется аккуратно, без направлений в тексте, с указанием использованной литературы.
Результаты, полученные при проведении практических работ, предоставляется в виде отчета, оформленного в папке со скоросшивателем. Программа рассчитана на 38 часов, из них: практические занятия – 8 часов. Итоговый контроль – экзамен.
Методические указания
Введение
Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере. Опасности и их источники.
Вредный фактор и травмирующий фактор. Аксиома о потенциональной опасности. Происшествия, авария, катастрофа, стихийное бедствие.
Безопасность, системы безопасности. Определение БЖД. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Литература: 1 стр. 5-21.
РАЗДЕЛ 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях