Оздоровительные мероприятия для детей и подростков

Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему организованную двигательную активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, закаливание). Физкультурные занятия тренируют ссс, дыхательную систему и терморегуляцию, предупреждают развитие гиподинамии, создают психологическое благополучие. Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после сна, активизирует деятельность организма. Лучше проводить гимнастику на свежем воздухе, для детей младших классов 5-6 минут, для старших – 12-15 мин. Число упражнений – от 4 до 10, число повторений – от 3 до 8 раз. Можно использовать традиционные комплексы физических упражнений, ритмическую гимнастику (подготовительная, основная и заключительная часть), дозированный бег и ходьбу. С помощью этих упражнений развивается общая выносливость, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сначала ходьба спокойная (70-90 шагов в мин), потом тренирующая ходьба (1-1,5 мин – 90-120 шагов в мин). Такое чередование повторяют дважды и потом переходят к медленному бегу. Физкультурные занятия должны формировать навыки ходьбы, бега, лазания, прыжков, метания с постепенным усложнением качества движений. Вводная часть нагрузки предназначена для подготовки организма к возрастающим нагрузкам, активизировать внимание детей (прыжки, дыхательные упражнения). Основная часть – развитие двигательных навыков. Заключительная часть – спокойная ходьба, расслабление. Основное требование к занятиям: систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к выполнению. Закаливание тренирует защитные силы организма, повышает устойчивость к факторам о. с. В формировании защитных реакций играет роль рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы. Под влиянием закаливания улучшаются обменные процессы, иммуногенез, повышается содержание гемоглобина. специфическая роль закаливания – выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляционного аппарата на воздействие неблагоприятных факторов. Основные принципы закаливания: систематичность (круглогодично в зависимости от сезона и погодных условий), постепенность в увеличении силы воздействия, учет индивидуальных особенностей ребенка (щадящее действие и постепенное увеличение силы факторы), комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур, положительный настрой ребенка. Особо осторожно следует закаливать ослабленных детей, страдающих затяжными или хроническими заболеваниями (врожденные пороки, ОРВИ, недоношенные дети). Закаливание различается по силе воздействия: местные (обтирание, обливание ног и рук, туловища, ножные ванны), общие (обтирание, обливание, ванны). При организации закаливания детей делят на 3 группы: здоровые, ранее закаливаемые, здоровые, впервые приступающие к закаливанию, дети, имеющие хронические заболевания. Воздушные ванны предшествуют закаливанию водой и солнцем (до 2 лет: начальная t +23, конечная +20+18, 2-3 года: +22 и +18+16; 4-7 лет: +22 и +16+14 – при локальном закаливании). С первого года жизни дети получают воздушные ванны при каждой смене белья, ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 сек, доводят пребывание раздетого ребенка на воздухе до 15-20 мин. Солнечные ванны применяют для детей старше 1,5 лет. Вначале пребывание под лучами – 1,5-3 мин для детей 1-3 лет и 3-5 мин для детей 4-6 лет с последующим увеличением до 15-20 мин детям ясельного возраста и 25-30 мин детям в возрасте от 3 до 6 лет. Местное обливание для детей 2-3 лет – начальная t +30, конечная +18+16, для детей 4-7 лет - +30 и +16+14. Расход воды 0,5 л, продолжительность 15-20 С. t снижается через 1-2 дня на 20. Воду льют на ноги, а затем растирают сухим полотенцем до порозовения кожи. Влажные обтирания для здоровых детей: в течение 30 дней, t воды снижается каждые 1-2 дня на 20 с 37-34 до 23-22. Затем 10 дней – режим холодовой устойчивости t 23-20 (70-80с). Последующие дни t 20-21 (60-70 с). Обтирают сначала руки, грудь, живот, спину, ноги. Обливание всего тела (расход воды 1,5-2 л) продолжительностью с 15 до 35 с, t воздуха не ниже +23. До 3 лет начальная t +35, конечная +26+28, 3-4 года - +34 и +24, 5-7 лет - +34 и +22. Программа комплексной реабилитации для детей раннего и дошкольного возраста: 1. кинезотерапия – упражнения дыхательной гимнастики, которые обеспечивают свободное носовое дыхание (начинают с 1-2 упражнений и увеличивают до 4-5, продолжительность – 5-7 мин); 2. звукоречевая гимнастика (спец. упражнения, произношение определенных звуков на выдохе. Вдох через нос и длинный выдох с произношением гласных – у, а, о, е, и; согласных – м, р, ш, ж; буквосочетания – бух, бах, бох, жук, жик, брух); 3. рефлексотерапия (точечный массаж, стопатерапия) позволяет изменить иммунологические защитные свойства организма, нормализовать подвижность нервных процессов, повысить адаптивные способности; 4. ароматерапия – использование эфирных масел по показаниям для профилактики заболеваний дыхательной системы. Вдыхание душистых веществ снимает стрессы, усталость, тонизирует или успокаивает, улучшает сон. Оздоровление детей с отклонениями в состоянии здоровья: 1. для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями без функционального отклонения: Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий, щадящий индивидуальный режим, рациональное питание с обогащением витаминами, употребление поливитаминов, индивидуальный подход в физическом воспитании, закаливание с контрастным методом: теплая вода-холодная вода-теплая вода, симптоматическая медикаментозная терапия, лечение кариозных зубов, физиотерапия – УФО, ванны с травами, морской солью. Для детей с ЛОР-заболеваниями необходимо закапывание в нос 2% раствора протаргола, смазывание зева 6% раствором колларгола, полоскание на ночь водой с добавлением 1г поваренной соли или 0,5 г питьевой соды на стакан, физиотерапия (УФО-тубус, тубусный кварц на область миндалин ежедневно при хроническом тонзиллите, гипертрофии миндалин, УВЧ на тонзиллярные лимфоузлы. Для детей с аллергической реакцией на пищевые и лекарственные вещества необходимо рациональное питание с исключением аллергенов, закаливание воздухом, антигистаминные препараты (тавегил, супрастин), фитотерапия – ванны с чередой, ромашкой, местная терапия – мази. Сроки оздоровления: осень и весна. Можно проводить эти мероприятия после ОРЗ. Длительность – недели. Оценка эффективности оздоровления определяется индивидуально для каждого ребенка и имеет 2 формы: 1. переход в другую группу здоровья, 2. динамика острых заболеваний: переход из группы часто болеющих (4 и более раз в год) в группу эпизодически болеющих (3 и менее раз); ребенок перенес на 2 и более острых заболевания меньше; или число острых заболеваний не изменилось.





Тема: Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений

Д/З С.387-405

Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова были разработаны интегральные оценки уровня санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений и общеобразовательных школ. Санитарно-гигиеническое благополучие образовательных учреждений – управляемая система, конечная цель которой – сохранение здоровья детей путем снижения заболеваемости с помощью профилактики.

1. Критерии санитарно-гигиенического благополучия школы – 1. эколого-гигиеническая ситуация месторасположения (площадь земельного участка, благоустройство, удаленность от автомагистрали и промышленных предприятий); 2. санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения (воздушно-тепловой режим, показатель микробного обсеменения воздуха помещения, обеспеченность горячим водоснабжением, искусственная освещенность, условия для занятий физической культурой); 3. характеристики ОУ по результатам лабораторно-инструментальных исследований; 4. медико-педагогическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Санитарное благополучие включает: отсутствие вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений, низкий уровень острых инфекционных заболеваний и пропусков по болезни, организация физвоспитания и закаливания, обеспечение медицинским и техническим персоналом, полноценное питание детей, соблюдение режима воспитательно-образовательного процесса и отдыха.

2. Санитарные правила устройства и содержания школьных учреждений

Требования к участку школы

Здания школы размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов на расстояние 100-700 м. Школы не размещаются на межквартальных проездах с регулярным движением транспорта. Для общеобразовательных учреждений предусматривается самостоятельный участок с расстоянием от здания не менее 25 м. Территория ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями. На земельном участке выделяются зоны: учебно-опытная (участки овощных и полевых культур, плодовый сад, ягодник, участки цветочно-декоративных растений, географические и метеорологические площадки), физкультурно-спортивная (гимнастическая, легкоатлетическая; они располагаются в глубине участка, вдали от окон, отделяется защитной полосой зеленых насаждений), отдыха, хозяйственная. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений. Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2х, 3-4х, 5-9х и 10-11х классов, а также площадки для тихого отдыха. Зеленые насаждения располагаются по периметру участка, ширина 1,5 м. Площадь озеленения участка составляет 40-50%. Спортивная зона занимает 35-40% площади земельного участка. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой на расстоянии от здания 35 м. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимость. Наполняемость каждого класса – 25 чел. В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование кабинетов по двум дисциплинам. Наиболее удачное сочетание: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык.

Требования к составу и размерам помещений школы

Здания школ должны иметь следующие группы помещений: учебные секции для первой ступени (1-4 классы), для второй и третьей (4-11 классы), для трудового обучения, секции учебно-спортивного и культурно-массового назначения, помещения общешкольного назначения (столовая, библиотека, медкабинеты).

Общеобразовательные помещения должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке. Горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения, пищеблок, душевые, умывальные, кабинеты гигиены, помещение медицинского кабинета. В школе должны быть административно-хозяйственные помещения и санузлы.

Основные помещения школы: 1. классные комнаты. Классная комната должна иметь площадь 50 см2, при глубине 6-6,3 м, длине 8-8,4 м, высоте – 3 м. Площадь, занимаемая каждым учеником в классе – 2,5 м2. Температура воздуха в классных помещениях – 18-200. Учебные помещения должны иметь естественное освещение, которое следует проектировать с левой стороны (без естественного освещения могут быть уборные, душевые, кладовые и складские помещения). Каждый учащийся обеспечивается партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Между рядами расстояние – 60 см. Между рядами столов и продольной стеной или шкафами – 50-70 см. От демонстрационного стола до доски – 100 см. От первой парты до учебной доски – 240-270 см. Наибольшая удаленность последнего места от доски – 860 см. Высота нижнего края доски над полом – 80-90 см. На рабочих столах уровень освещенности – 300 лк, на классной доске – 500 лк, в кабинетах рисования – 500 лк. В одном помещении не используют одновременно люминесцентные лампы и лампы накаливания. В период эндемического благополучия проводят влажную уборку классных помещений ежедневно с использованием соды, мыла и синтетических моющих средств. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств. 2. лаборатории и кабинеты. При каждом кабинете организуется лаборантская (особенно при лабораториях физики, химии, биологии). Площадь лаборантских 15-24 м2. 3. гимнастический зал должен иметь отдельный выход на участок, естественное освещение, возможность сквозного проветривания, подсобные помещения (гардеробы, душевые, уборные, снарядные, комната для преподавателя). Спортивный зал размещают на 1 этаже в пристройке. Площадь: 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м. Высота не менее 6 м. 4. помещение для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские, кабинеты машиноведения и электротехники, комнаты ручного труда, кабинеты домоводства) требуют наличия естественного освещения. Мастерские по обработке дерева и металла – 66 м2. При мастерской рекомендуется инструментальная 16 м2. 5. помещение для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м2 и инвентарная 5 м2. В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м2 или 60 и 30 м2 с инвентарными. На каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м2.

Вспомогательные помещения: рекреации, вестибюль с гардеробом, столовая-буфет, актовый зал, библиотека, туалет. Гардероб проектируется вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба на одного учащегося не менее 0,25 – 0,35 м2. Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 комнат. В учебных мастерских, спортзале, рекреациях температура – 15-170, в актовом зале – 18-200, в библиотеке - 17-210. Столовая должна иметь обеденный зал, столы (от 0,65 до 1 м2 на одно посадочное место), кухню с подсобными помещениями (доготовочная, моечная, кладовая для сухих продуктов, охлаждаемая камера). Перед входом в столовую или в обеденном зале должны быть установлены умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми. Посуду моют механическим способом при 500, после добавляют 0,2% раствор хлорамина, ополаскивают горячей водой 650 и просушивают в специальных шкафах или на решетках. В питании общеобразовательных учреждений не используются: непастеризованное молоко, творог, сметана в натуральном виде без тепловой обработки, зеленый горошек без термической обработки, грибы, макароны с рубленым яйцом, пирожные и торты кремовые. Сотрудники пищеблока – здоровые лица, прошедшие медосмотр. Персонал должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви, оставлять верхнюю одежду и головной убор, коротко стричь ногти и перед работой тщательно мыть руки с мылом. На рабочем месте не разрешается курить, принимать пищу, при изготовлении блюд, кулинарных изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком. В организации питания детей имеет значение соблюдение режима питания.Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. При беспорядочном кормлении пищевой рефлекс у детей угасает, аппетит снижается и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения. У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения длиться 3-3, 5 часа, поэтому дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами 3-4 часа. Наиболее физиологичным является режим питания: завтрак 7.30-8.30; обед 11.30-12.30; полдник 15.00-16.00, ужин 18.30-20.00. Дети должны находиться за столом во время обеда 25-30 мин, во время завтрака и ужина – 20 мин, во время полдника – 15 мин. В промежутках между кормлениями детям запрещено давать пищу, особенно сладости. Разовый и суточный объем пищи должен строго соответствовать возрасту, состоянию здоровья и уровню физического развития ребенка. Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. Питание в выходные и праздничные дни нужно строить, ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен для питания детей в детских учреждениях. До отправления ребенка в дошкольное учреждение родители не должны его кормить, так как это приведет к снижению аппетита, и ребенок будет плохо завтракать в группе.

Актовый зал рассчитывают по 0,6 м2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 60% от общего числа школьников. В актовых и спортивных залах уровень освещенности – 200 лк, в рекреациях – 150 лк. Библиотека, как информационный центр, должна быть оснащена всеми видами технических средств обучения. Площадь на одного ученика 0,6 м2. Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь – не менее 0,1 м2 на одного ученика. Полы туалетных комнат должны выстилаться керамической плиткой, стены должны быть гладкими. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет.

Служебные помещения: кабинет директора и канцелярия, кабинет врача, учительская. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м2 на одну классную комнату. Медицинский пункт включает: кабинет врача (7 м2), кабинет зубного врача (12 м2), процедурный кабинет (14 м2), кабинет психолога (10 м2). В медпункте работают квалифицированные средние медработники и врачи-педиатры. Температура в кабинетах врачей – 21-230.

Экспертиза проектов школ. Проектирование, строительство и благоустройство школ находится под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.

При оценке проекта вначале нужно установить общие сведения: тип школы (начальная, неполная средняя, средняя), число детей (наполняемость школы, например, 624 учащихся – малая наполняемость), на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планировки. При рассмотрении плана необходимо выяснить: 1. размещение земельного участка (внутриквартальное, смежное с несколькими кварталами; ближайшее окружение: жилые дома, промышленные предприятия, площади, улицы, железные дороги, парки); 2. конфигурация, общая площадь земельного участка и площадь на одного ребенка; 3. составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор); 4. общая площадь и процент застройки участка; 5. процент озеленения; 6. входы и проезды на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор; 7. составные элементы (зоны и их взаимное расположение); 8. расположение здания школы на участке, число этажей, композиция, число входов, лестничных клеток, расположение помещений. Дается заключение: обеспечивает ли проект создание благоприятных условий для проведения учебного процесса, созданы ли условия для всестороннего физического воспитания, отдыха и питания детей, отвечают ли гигиеническим требованиям помещения для продленного дня, обеспечивает ли проект полноценное освещение, соблюден ли оптимальный воздушно-тепловой режим. Должен быть решен вопрос о том, может ли данный проект быть принят к строительству.

При экспертизе проекта школы-интерната необходимо рассмотреть набор помещений жилого корпуса: спальные комнаты, туалет, душевые комнаты, комната для чистки одежды и обуви, сушилки для одежды, гостиные, медицинский пункт, пищеблок. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние – на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка не менее 2,0-2,2 га. Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м2. Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся. Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 чел, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м2. Спальни не должны размещаться в проходных комнатах. Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан с жилыми и учебными помещениями. Медицинский пункт-изолятор размещается отдельно от остальных помещений и должен иметь отдельный выход. Он состоит из кабинета врача (12 м2), процедурной (15м2), палат (по 6 м2 на койку), боксированных палат (по 9м2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета. По экспертизе проекта дается письменное заключение, где перечисляются все санитарные недочеты, замечания и принимается решение о согласовании или отклонении проекта.

3. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений. Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет и комплектуются в группы с учетом возраста. В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9, 10 и 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей. Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать и более групп.

Требования к участку. На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка – 50%. Площадь групповых площадок определяется из расчета 5м2 на 1 ребенка в 1 и 2 группах раннего возраста; 7,5 м2 в 1 младшей группе; 7,2 м2 – в дошкольных. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м2, для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м. Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м2 на 50-75 и 250 м2 на 100 и более детей в дошкольных группах. Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м2, глубиной не более 0,25 м (для детей ясельного возраста) и с переменной глубиной от 0,6 до 0,8 м (для дошкольников). Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выделяют по 15 м2 (допускается для дошкольных групп общий). Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока.

Требования к помещениям. Здание детского учреждения состоит из 3 групп помещений: помещение для детей ясельного возраста, для детей дошкольного возраста, административно-хозяйственные и обслуживающие помещения. Детские учреждения проектируют как в одном, так и в нескольких одно-двухэтажных зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами. Здание детских яслей и детского сада должно размещаться отдельно от административно-хозяйственных помещений. Глубина освещенности при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. На первом этаже размещают помещения для детей ясельного возраста, кухню, изолятор, медкомнату, комнату для заболевшего ребенка, кабинет заведующего, прачечную, сушильню. Основу планировки здания детского дошкольного учреждения составляет принцип групповой изоляции. Каждая группа должна иметь полный набор необходимых помещений и размещаться изолировано от других групповых ячеек и пользоваться отдельным входом. Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: приемную (15 м2); игральную (50 м2); спальню (50 м2); туалет (12 м2); буфетную (3 м2). В групповую ячейку для детей дошкольного возраста входят: раздевальная (16 м2); групповая (50-62,5 м2); спальня (50м2); туалет (12 м2); буфетная (3 м2). Для детей дошкольного возраста следует предусматривать общий вход не более чем на 3 групповых ячейки. Общая электромощность в помещениях – 900 Вт. В приемной светильники размещаются вдоль прохода, в групповой комнате – вдоль рядов столиков для занятий, в раздевальной – вдоль шкафов. Площадь комнаты для музыкальных занятий – 75 – 100 м2. В состав медицинских помещений входят медкомната – 6-10 м2 и комната для заболевших детей 6–8 м2. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребыванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м2), 2-4 палат (по 9 м2), туалета (2-4 м2). Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м2 в зависимости от мощности) и складских помещений 9 кладовые для хранения овощей 4-6 м2 и сухих продуктов – 7-8 м2).

Детские учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с санитарными требованиями. Температура воздуха в помещении от 17 до 220. Одежда детей зависит от двигательной активности и температуры воздуха. При t 16-170 – одежда из шерсти и полотняных тканей (число слоев одежды в области туловища: 3-4), 18-200 – полушерстяная ткань (2-3 слоя), 21-220 – тонкая хлопчатобумажная ткань (2 слоя). Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно при открытых окнах. Полы моют не менее двух раз в день. Генеральная уборка проводиться ежемесячно. Уборка участка проводится утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. В помещении спален сквозное проветривание проводиться в отсутствие детей. Прогулки детей не реже двух раз в день.

При оценке проекта учитывается: расположение здания на земельном участке (число этажей, групп, входов); соблюдение принципа групповой изоляции; групповая-игральная; спальни; приемная-раздевальная; туалетная; буфетная; пищевой блок; музыкальная комната; медицинская комната; комната для заболевшего ребенка или изолятор.

Результаты рассмотрения проектной документации оформляют в виде заключения. Для оценки проектов используют нормативные данные. Строительстводошкольных учрежденийосуществляется на основе строительных норм и правил (СНиП).

Наши рекомендации