Преодоление искажений естественно-научных методов в исследовании медиумизма и сомнамбулизма
Состоянием, полярно противоположным состоянию сна, является состояние сомнамбулизма или медиумизма. Спящий совершенно живет в своем «Я» и астральном теле; даже если он не имеет в астральном теле никаких сознательных восприятий, он все же в нем живет. Сновидец живет совершенно в своем «Я» и своем астральном теле. Он погружен, углублен в собственную свою сущность, и так как она связана с различными мирами, то, исходя из собственной сущности, он связан с мирами. Следовательно, сновидец погружается, так сказать, в собственную сущность и через это в мир и, в известной мере, в физический организм.
У медиума и у сомнамбулы имеет место как раз точно противоположное. В сомнамбулическом и медиумическом состоянии мы также находимся своим «Я» и астральным телом вне физического и эфирного; но тогда, как мною было изложено, «Я» и астральное тело проникнуты чужой сущностью.
Итак, мы имеем перед собою медиума или сомнамбулу с их физической сущностью, но вне физического и эфирного тела находятся его «Я» и астральное тело. Тут «Я» подавлено, порабощено, и астральное тело также, ибо другое существо, как я описывал, сидит в нем.
Вследствие этого медиум не может правильным образом воздействовать на физическое и эфирное тело. Ибо даже, например, когда мы спим, находясь в состоянии сна без сновидений, то действуем обратно на физическое и эфирное тело. Мы пронизываем известным образом в бодрственном состоянии физическое и эфирное тело изнутри, а в состоянии сна охраняем его извне.
Это прекращается у сомнамбулы. Медиум, сомнамбула не могут заботиться о своем физическом и эфирном теле. Эти последние являются для них, так сказать, покинутой областью. И это свойственно медиуму, сомнамбуле.
Наблюдая человека, имеющего для нашей человеческой современности нормальную душевную настроенность, мы отмечаем, что на его физическое и эфирное тело имеют влияние только лишь силы минералов и растений; и ничто другое. Если бы на наше физическое тело не действовали бы силы минералов и, следовательно, также силы минеральной Земли, - мы не могли бы ходить, двигаться; ибо это суть силы физические, которыми мы пользуемся. В них можем мы находиться, это является нормальным состоянием. Но это не должно входить в эфирное тело.
Точно также оно и у растений. Они могут в известном смысле действовать еще на эфирное тело, но не слишком сильно. Однако на те самые силы, которые образуют у животного ощущение, и на силы другого человека должны воздействовать на физическое и эфирное. Только потому, что физическое и эфирное тело у медиума, у сомнамбулы покинуты, на медиума и сомнамбулу действуют животные и земно-человеческие силы. Они подвержены сугестивному влиянию.
Подобно тому, как мысль исходит из сна, также исходит теперь воля из человека в окружающее. И мы можем подсказать сомнамбуле, медиуму, что он должен ходить; можем ему внушить, давая картофель, что это вкусная груша и т.д. Мы подходим как люди непосредственно сугестивно к медиумам и сомнамбулам в отношении физического и через это и эфирного. И сомнамбула и медиум носят в себе в своем эфирном теле свое физическое окружение, которое они должны носить в себе лишь в физическом теле, как это имеет место у нормального человека. Таким образом, нормальный человек отдается в состоянии сна внутреннему духовному миру, а сомнамбула, медиум - отдаются внешней природе.
Опять таки, быть медиумичным, сомнамбудичным, есть состояние нормальное, когда оно является нормальным; ибо то, что мы ходим, берем и вообще можем делать что-либо в пространстве,- это у каждого человека ведь является магически сомнамбулическим исполнением. Оно только не должно проникать в эфирное тело, должно пребывать лишь в физическом. Иначе нормальное переходит непременно в болезненное.
Таким образом, сновидец находится совершенно в себе самом; медиум и сомнамбула - совершенно вне себя. И мы имеем перед собою некоторым образам точно автоматами физическое и эфирное тело человека в медиуме и в сомнамбуле, можем на них влиять, ибо они не охраняются собственным «Я» и собственным астральный телом.
Вследствие этого, также как у спящего, рождается внутренний духовный мир, у сомнамбулы и у медиума рождается связь с внешним миром природы, с миром форм, миром образований, со всем тем, что есть наглядно видимо, пространственно, временно.
Погружаясь в мир сна, мы погружаемся в невежественное, в вечно изменяющееся. Проникая в мир, в котором сомнамбула под сугестивным влиянием исполняет некую волю и когда, следовательно, физическое и эфирное тело проникают в него, то находим здесь все точным, имеющим контуры. Действительно, с невероятной точностью тут выполнено все, что совершается посредством внешнего влияния.
Это есть мир, совершенно противоположный сну; это есть, некоторым образом, реализованный, внешний, природно восстановленный сон, где снится лишь во внутреннем переживании.
Эта противоположность также имеет значение и в высшей степени интересна, если мы наблюдаем ее с точки зрения посвященного. Посвященный имеет, как я говорил вам, свои затруднения, когда погружается в мир сна для того, чтобы наполнить его имагинативно; он имеет свои трудности, ибо испытывает такое чувство, будто утеривается вес, тяжесть, утериваются все предметы внешнего мира, имеющие твердую почву.
Когда посвященный свыкается,- а он должен с этим свыкнуться сознательно,- он должен развить сознание так, чтобы выходить в мир подобно тому, как бессознательно выходит сомнамбула. Тогда он испытывает чувство, будто в каждое мгновение может потерять сознание, уйти в беспамятство. Это состояние нахождения в беспрерывной возможности потерять сознание, имеет место у посвященного.
Необходимо всегда внутренне бодро и крепко себя держать, дабы не потерять сознания.
Мне хотелось бы сказать следующее: продвигаясь в этом мире, нам должно, как посвященному, также здраво и разумно держать себя в нем, как двигаются и держат себя обычно разумные, здравые люди в нашем мире. Я хотел бы сказать, что на посвященном не должно быть заметно того, что в то время, когда он проходит среди людей, животных и камней, он одновременно находится в духовном мире, где пребывает с полный сознанием. Ибо, вообразив хотя бы на мгновение, что он не имеет ног, а летает тут в этом мире, он очень легко впал бы в такое состояния, которые его собратия люди нашли бы сомнительными. Они сказали бы: что это за сумасшедший! Подобное может случиться, если он внутренне не будет держать себя устойчиво и бодро, дабы сохранить полное сознание при прохождении через духовный мир, существующий повсюду, как и физически-чувственный.
Видите ли, тут открывается область, которая, так сказать, опять-таки не сделалась домэном Теософского Общества, но является областью для так называемых психических исследований, и т.д., где работают высоко образованные естествоиспытатели. Это есть область, в которой люди,- с одной стороны, естественно-научно образованные, но могущие мало что выполнить в естествознании,- делают статистические отметки о подобных вещах, производят опыты с медиумами, дабы заглянуть в духовный мир. Тут, в различных обществах и с различных точек зрения создается область, в которой хотят исследовать извне, как это происходит, когда человек поступает так или иначе; или двигает своими членами, руководимый не своим обычным сознанием, но с сумеречным или совершенно погашенным сознанием, в то время как другие существа овладели его душою. Тут регистрируются поступки людей, у которых сознание подавлено.
Нам довелось даже пережить, как люди, охваченные воодушевлением в подобного рода исследованиях, потребовали, чтобы я сам, со всем тем, что имею сказать миру, находился в их лабораториях в их распоряжении, для того, чтобы они могли исследовать также и извне, что такое тут происходит и проявляется как внутренний мир. Оно примерно так же разумно, как если бы кто либо пришел и сказал: в математике я ничего не понимаю, следовательно, ничего сказать не могу, правильно ли или ошибочно то, что утверждает математик; но он должен придти ко мне в мою физическую лабораторию; там я проделаю над ним опыты и определю, является ли он великим математикам или нет.
Приблизительно оно обстоит так. Этим я указываю на ту область в современности, где желают исследовать мир сомнамбулизма и медиумизма также извне посредством искажения естественно-научного метода и, собственно, к внутреннему не обращаются. Ибо, если бы обратились к внутреннему, то увидели бы, что в сомнамбуле и медиуме мы имеем перед собою внешнее, имеем автомат физического и эфирного тела; увидели бы, что исследуют тут, таким образом, совершенно не духовное, и то, что желают исследовать, покинуло то, что они имеют перед собою. Но как раз в эти тонкие особенности духовного мира люди не хотят вглядываться. Очень часто они хотят не только посредством внутренних переживаний, но во внешнем лицезрении иметь духовное перед собою. Они хотят иметь духовное во внешнем, видимом, чувственном действии.
Это иногда выявляется еще и другим образом, и происходит вследствие того, что это подобные вещи. Как раз в то время, когда я проследил этот путь, подчеркнутый и изложенный мною, имели подобное в Теософском Обществе: во внешнем физическом мире желали иметь непосредственно духовное, и духовный образ Христа искали в физической личности.