Использование естественно-научных представлений для пути познания

Мы видели, как исследование какого либо состояния, имеющего место в обыкновенной нашей жизни, а также жизни сна, приводит нас к наблюдениям, от которых можно перейти затем к толкованию других состояний сознания человеческой души, способных проникать в иные миры, нежели переживаемый нами между рождением и смертью. И мы подошли к медиумичному сознанию, то есть тому, которое приводит человека, можно сказать, в сомнамбулическое состояние, ибо медиумичное есть всегда сомнамбулическое.

Оба рода: переживание сна и переживание сомнамбулическое суть ведь внутренние состояния души, существующие в своем настоящем виде также и в нормальной жизни. Лишь углубляясь, они приводят нас или в правильное или в ложное русло.

Рассмотрим сегодня жизнь сна еще раз. Человек обычного сознания переживает сны, когда переходит из бодрственного состояния в состояние сна. Тогда в его астральном теле еще трепещет то, что он проделывает в своем эфирном и физическом теле в течение бодрственного состояния.

Сюда привходят затем хаотичные, правда удивительные переживания сна, правильное понимание которых однако возможно все же лишь посвященному. В своем обычном, хаотическом состоянии они смущают того, кто не проникает глубоко в существо духовного мира.

Но мы видели также, как посредством медитативных упражнений и концентрации, эта ткань жизни сна пронизывается истинным высшим сознанием. Представьте себе, следовательно, человека перенесенный в удивительный хаотический мир снов; но наполните эту жизнь сна сознанием так, чтобы быть осознанным по отношению к этому миру и находиться в этом реальном насколько мы бываем в обычной жизни. Тогда мы смотрим в другой мир, именно в тот, который я вам представил, где мы можем еще следовать за мертвыми после смерти, тут мы чувствуем себя как бы в мире гораздо более реальном, нежели в котором в настоящее время находимся. Однако перед нами вопрос: в какой, собственно, мир мы вступаем? Я говорил уже об этом; теперь я затрону вопрос с другой точки зрения.

Некогда говорил я, с людьми Земли жили великие учителя Человечества, которые не были в физических телах, а только в телах эфирных, и, действительно, могли воплощаться в воздухе. Они поучали людей по пути инспирации и основали древнюю культуру на Земле. Оглядываясь назад, в древние времена, мы соответствующим состоянием сознания находим этих великих духовных древних учителей человечества, странствующими среди людей.

Затем эти великие учителя человечества удалились на Луну. Ныне мы можем находить их только в лунной сфере. Они подчинили себе там различных существ, никогда не приходивших на Землю, и живут среди таких элементарных сущностей. Они действуют на человека именно тогда, когда человек прошел через врата смерти, делая ему постигаемым его отношение к Карме и т.д. Мы имеем дело с этими существами и тогда, когда желаем вообще проникнуть в духовный мир. Точно также как проводить земную жизнь можно в социальном совместном бытии с людьми, также жизнь в высшем познании мы можем осуществить лишь совместно с другими существами. И вот ближайший, прилегающий к нашему духовный мир мы исследуем с этими лунными существами, которые вышли, хотел бы я сказать, из земных существ, этих древних учителей человечества, а также с теми сущностями, которых они подчинили себе.

Мы всегда находим в этом мире основания, помогающие нам узнать прежние инкарнации людей, подойти к прежним земным временам, дабы найти личностей, прежде живших, с которыми мы или были кармически связаны или не были. Я приводил вам пример, как посредством того, что в этом состоянии сознания можно продвинуться дальше,- мы понемногу приходим в связь с такими земными существами, которые ныне не воплощены на Земле, как, например, Брунетто Латини, Данте, Аланус аб Инсулис и др.

Это состояние сознания является, следовательно, просветляющим и освещающим состояние сна, которое, так сказать, есть зачаток, то есть первоначальное для этого состояние в обновленной жизни, чем же является различие между человеком в обычном сознании и посвященным? Это различие вы можете уяснить себе очень легко.

Обычно, когда человек спит, то имеет свое физическое и эфирное тело на постели, своим астральный телом и своим «Я» он находится вне физического и эфирного тела. Во сне переживает, таким образом, лишь «Я». Бывают случаи, когда переживают и в астральном теле, которое вне физического и эфирного. Но для обычного сознания во сне может переживать только «Я».

У посвященного переживает «Я» и, прежде всего, астральное тело. Так что различие между обыкновенном спящим и посвященный в том, что обыкновенный спящий находится вне своего физического и эфирного тела; он переживает только своим «Я». Посвященный переживает также и своим астральным телом.

Этот способ восприятия уже в древних мистериях сильно развивался для исследования сверхчувственных миров. Затем он стал, постепенно вырождаясь, применяться далее в средние века и новое время, пока в новейшее время стал более или менее утерянным.

Единичные люди, будь то духовным способом или пользуясь знанием, полученном по традиции от древних учителей мистерий, о том, как просветлять обычную жизнь сна сознания,- эти отдельные люди всегда имели возможность проникать в миры, в которые как раз можно проникать подобным способом, для человека всегда существует опасность, когда он желает проникнуть в эти миры. Ибо в них посвященный, погружаясь имагинативным познанием в то, что в ином случае проводится, например, через сон,- тотчас же испытывает чувство, будто теряет почву под собою, будто сознанием теряется в пустоте. Твердая почва уходит от него, вес и тяжесть исчезают. Он чувствует, как становится внутренне легким, как помимо своей воли уносится в духовные мировые дали, как легко он может потерять власть над собою, ибо вся тяжесть, всякий вес утеряны им.

Для того, чтобы это не имело места, существуют упражнения, описанные в моей книге "Как достигнуть познания высших миров". Кто предается этим упражнениям правильным образом, найдет, что он становится существом, душевно окрыленным и, когда чувство тяжести и веса прекращаются, он может пользоваться некоторым образом душевными крыльями. Однако это как раз и является опасным состоянием, если идущий по пути посвящения, так сказать, теряет свою устойчивость, теряет физические и эфирные ноги, не имея еще астральных крыльев и крыльев своего «Я». Вы понимаете, что это означает, когда я выражаю это картинно. Оно именно так. Но при осторожном вростании посредством упражнений в мир, куда мы вступаем, естественно, никакой опасности наступить не может. Человек может постепенно вростать в эти миры подобно тому, как он вростает в обычный, физический мир через свое физическое и эфирное тело.

Это является вместе с тем состоянием, в котором более или менее пребывало древнее человечество благодаря естественным обстоятельствам. Мы же должны достичь этого состояния путем упражнений. Древнее человечество в этом не нуждалось. Оно имело естественные способности, благодаря которым всегда существовало состояние, не представлявшее собою нашего бодрственного, но бывшее духовным созерцанием, каким я описал его у халдеев, и состояние, не представлявшее собою также нашего сна, но являющееся восприятием в имагинациях. Когда один человек встречал другого, он видел его не просто в отношении его телесных контуров, но видел сновидчески вокруг него ауру. И это была истинная аура, а не просто субъективно приснившаяся.

Опять-таки, если он имел дар видеть ауру какого-либо земного, физически живого человека, то имел также и другую способность,- ибо обе непосредственно связаны одна с другою,- именно -видеть ауру какого либо духовного существа, не воплощенного в физическом теле. Во сне он видел затем образ этого духовного существа.

Заметьте следующее различие: Когда в древние времена встречались с человеком, то видели имагинативно вокруг этого земного человека в реальном сне ауру. Встречаясь с духовным существом, ангелам или элементарным, видели сначала духовно ауру и затем воображали к ней фигуру.

Так рисовали и древние художники. Этого еще не знают. Древние художники видели духовных сущностей, им снились к этому образы; они рисовали несколько человекоподобных существ из иерархии ангелов; архангелов рисовали с расплывчатым телом, но с явственными крыльями и главою; и рисовали только главу, окрыленную у Архаев; ибо так это им грезилось. Все эти вещи были, так сказать, естественны для древнего человека, подобно тому, как нынче нам естественно видеть носы и глаза друг у друга.

То, что было постепенно утеряно человечеством, сегодня должно быть вновь добыто посредством упражнений. Вследствие того, что оно было свойственно древнему человечеству и сравнительно легко достижимо посредством упражнений, эта область много исследовалась в течение времен. Мир, который, так сказать, управляется лунными сущностями исследовался всегда с большим усердием и посвященные древних мистерий, бывшие в этой области истинными исследователями, говорит много об этом мире, о своих встречах с умершими после смерти, об исследованиях лунной сферы. И затем они описывают перспективы, в каких, исходя из лунной сферы, представляется мир.

Коперник обосновал свою систему, исходя из земной сферы. Старая птоломеевская система не ошибочна, но она рассматривает мир, исходя из лунной сферы, и тут она правильна.

Всегда мы находим нечто своеобразное у этих исследователей. Именно то, что они далее этой лунной сферы не идут.

Видите ли, всем вам вероятно хорошо известно, что так называемое Антропософское Общество стояло ранее в Теософском Обществе. Теософское является родом Общества, подобных которому существовало много в течение времен. Оно имеет богатую литературу. Если вы почитаете ее, мои уважаемые слушатели, то найдете, правильно или неправильно - это сейчас не существенно,- что там описан тот мир, о котором я говорю сейчас, мир, исследуемый совместно с лунными сущностями, мир лунной сферы. И в этом для меня лежало то значительное, хотел бы я сказать,- с чем были связаны прежде всего препятствия, когда я получил предложение работать в Теософском Обществе. Оно состояло в том, что я находил у всех, кто состоял в нем, лишь исследование и литературу, относившиеся к этой лунной сфере. Там многое неверно, но имеется также и многое исключительно значительное, великое, именно в трудах Блаватской. Однако все, что находится в ее трудах и каким оно является, исходит из основ той сферы, в какой именно она стояла и которую я только что описал, вследствие того, что она имела связь с посвященными, определенно находящимися в этой лунной сфере.

И могу вам сказать, что я узнал многих таких посвященных, узнал как проникают такие духи в лунную сферу и что они становятся безразличными, когда мы желаем проникнуть далее.

Когда,- это имело место в 1906 до 1909 года,- я описывал Землю в моей книге "Тайноведение", в ее прежних инкарнациях Луны, а ранее Солнца и еще ранее Сатурна, то не остановился на Лунной инкарнации, но продвинулся далее, до Сатурна. Между тем все посвященные, говорившие об этих вещах, останавливались между Луной и Солнцем и доходили собственно только до Лунной сферы. Они становились безразличными, даже порою тревожными, когда от них требовали дальнейшего углубления. Этого нельзя,- говорили они; тут мы подходим к границе, через покров которой проникнуть нельзя. Чрезвычайно важно, а также интересно увидеть, от чего это зависело.

Видите ли, причина этого лежит в том, что такие посвященные,- а познакомившись с ними хорошо это вскоре можно было заметить,- имели отвращение, антипатию к знакомству с теми формами представления, которые относятся к новейшему естествознанию. Возможно было даже наблюдать, что когда этим посвященным приводились положения Дарвинизма, Геккеля и т.д., они приходили в совершенное негодование, рассматривая их как нечто детское, неуклюжее, свойственное современному человеку; рассматривали как нечто, с чем они не хотели бы иметь дела.

Перед Гетевскими положениями они сперва такого негодования не выражали, но находили все же, что Гете говорит так, как выражается естествоиспытатель новейшего времени, и затем отбрасывали его положения также прочь.

Короче говоря, с этими представлениями совершенно нельзя было подойти к этим посвященным, и лишь, когда я, в отмеченные годы, в 1906-1909 гг. действительно пропитал душу современными естественно-научными представлениями, чтобы ввести их в область, где обычно имеют место имагинации,- для меня стало возможным продвинуться до Солнца и Сатурна. Таким образам, эти естественно-научные представления я не использовал для познания так, как это делали Геккель или Гексли, но пользовался ими как внутренней активностью, чтобы перейти эту границу, которой подчинялись посвященные в те времена, когда еще не существовало новейшего образа естественно-научного мышления. Вследствие этого возможно было проникать в высшее сознание только внутренне посредством насыщения мира сновидений имагинациями. Тут, следовательно, при составлении моего "Тайноведения" имела место попытка внутренне принять совершенно сознательный мир представлений, который обычно относится только к внешним явлениям природы, принять его внутренне и насытить им имагинативный мир.

Тогда явилась возможность проникнуть во всю эту цепь: Сатурна, Солнца и Луны, и стало возможным исследовать на Земле то, что имели также и древние посвященные.

Рассказываю об этом пути познания для того, чтобы вы знали, как происходят подобные вещи. Вы можете возразить: это личное. Но в этом случае это личное действительно совершенно объективно.

И если порицали нечто в моем "Тайноведении", это то, что оно написано подобно математическому учебнику. Порицали, что я не пробовал внести туда ничего субъективного, но записал весь этот путь исследования, как о нем теперь рассказываю, с математической точностью. Оно получилось таким вследствие введения того, что имеется в образе мышления со времен Коперника, Галилея и т.д.. Образ мышления Гете был настолько углублен, что стало возможным ввести его в ту самую душевную настроенность, которую в ином случаемы имеем при имагинации; и мы смогли область, бывшую всегда доступной посвященным, представить во времени именно от ныне к изначалу.

Итак, на этом примере вы видите, каким образом мы приходим к тому, чтобы продвигаться в этих вещах не туманным путем, а совершенно ясным внося туда присутствие духа и осознанность, где в иных случаях они легко отсутствуют. Перед нами пример, когда жизнь сна, охватывающая обычно только «Я», охватывает и астральное тело.

И я хотел бы ответить следующее на вопрос: в чем же состоит различие между современным естествознанием и тем, что дано мною в книге "Тайноведение".

Различие состоит в том, что современный естествовед может обращаться лишь к «Я» и тотчас впадает в сон, когда он выходит из своего «Я», а я мог обращаться к астральному телу о том, какие представления имеют естествоиспытатели; поэтому астральное тело проникло в миры, которые я описывал.

Это является путем, который может быть описан совершенно точно, и который, как пример, покажет вам, быть может, гораздо определеннее, нежели что-либо иное, в каком отношении правильные пути стоят к ложным.-

Наши рекомендации