Познавательные модели: Модель R.O.L.E.
Цель процесса моделирования R.O.L.E. состоит в идентификации наиболее существенных элементов мышления и поведения, приводящих, как правило, к конкретной реакции или результату. Для этого требуется определение наиболее важных этапов умственной стратегии и той роли, какую каждый из них играет во всей нейрологической “программе”. Эта роль определяется следующими четырьмя факторами, из начальных букв (английских) названий которых и состоит аббревиатура модели R.O.L.E. - Репрезетативные системы (Representational Systems); Ориентация (Orientation); Связи (Links); Эффекты (Effects).
Репрезентативные системы (R) подразумевают, какие из пяти чувств доминируют на каждом конкретном мыслительном этапе стратегии: Зрение (Visual), Слух (Auditory), Кинестетика (Kinesthetic), Обоняние (Olfactory), Вкус (Gustatory)4 -.
Каждая репрезентативная система рассчитана на восприятие некоторых основных качеств ощущаемых ею сенсорных опытов. К ним относятся такие характеристики, как цвет, яркость, тон, громкость, температура, давление, и т.д. В НЛП данные качества называются “субмодальностями”, поскольку являются составными компонентами каждой из репрезентативных систем.
2. Ориентация (O) определяет, направлена ли данная конкретная сенсорная репрезентация вовне ([e]xternally), то есть на внешний мир, или вовнутрь ([i]nternally) - на запечатленные ([r]emembered) или “сконструированные” ([c]onstructed) сенсорные опыты. Например, когда вы видите нечто, где оно находится: во внешнем мире, в вашей памяти или в воображении?
3. Связи (L) определяют то, как конкретный шаг или сенсорная репрезентация связаны с другими репрезентациями. Например, наблюдается ли во внешнем окружении что-либо, что связано с внутренними ощущениями, визуальными воспоминаниями или словами? Связано ли какое-нибудь конкретное чувство со сконструированными образами, аудиальными воспоминаниями или другими чувствами?
Существует два основных способа, какими репрезентации можно связывать между собой, а именно - последовательный и параллельный. Последовательные связи выступают в роли якорей или “триггеров” (спусковых механизмов) таким образом, что одна репрезентация следует за другой в непрерывной линейной последовательности событий.
Параллельные связи присутствуют в так называемых синестезиях. Синестезийные связи проявляются там, где происходит взаимное наложение сенсорных репрезентаций через то, что Аристотель назвал “общими свойствами”. Некоторые качества реальных ощущений могут образовывать связи с некоторыми воображаемыми качествами, как, например, визуальное представление формы звука или “слышание” цвета.
Разумеется, оба данных вида связи являются неотъемлемым компонентом процессов мышления, обучения, творчества и организации нашего опыта в целом.
Эффект (E) сводится к результату или цели каждого отдельно взятого этапа мыслительного процесса. Например, функция отдельного этапа может заключаться генерировнии или введении сенсорной репрезентации; проверке или оценке конкретной сенсорной репрезентации; изменени какую-либо части опыта или поведения для достижения цели.
Физиологические ключи: от модели R.O.L.E.
К модели B.A.G.E.L.
Элементы модели R.O.L.E. сосредоточены главным образом на познавательных процессах. Однако, чтобы работать, закрепляться и внешне выражаться, данные ментальные программы нуждаются в поддержке определённых физиологических процессов. Данные физические реакции играют важную роль при разработке и обучении определённым умственным процессам, как при стороннем наблюдении и выявлении таковых. Основные поведенческие элементы, используемые при моделировании R.O.L.E., таковы:
Поза (Body Posture)
Ключи доступа (Accessing cues)
Жесты (Gestures)
Движение глаз (Eye movements)
Языковые паттерны (Language Patterns)
1. Поза (В)
Люди часто принимают характерные привычные позы, будучи погружены в глубокие размышления. Эти позы могут многое сказать используемых человеком репрезентативных системах. Ниже приведено несколько типичных примеров:
а. Визуальная: Туловище откинуто назад, голова приподнята, плечи прямые или слегка опущены, дыхание неглубокое.
б. Аудиальная: Туловище наклонено вперёд, голова откинута назад, плечи также отведены назад, руки скрещены на груди.
в. Кинестетическая: Голова и плечи опущены, дыхание глубокое.
2. Ключи доступа (А)
Когда человек думает, то он, как правило, демонстрирует определённые типы внешних проявлений: частоту дыхания, невербальные “вздохи и охи”, выражение лица, щёлканье пальцами, почёсывание в затылке и так далее.
Некоторые из этих проявлений или ключей носят индивидуальный характер и требуют “калибровки” для каждого конкретного человека. Тем не менее, многие из них ассоциируются с конкретными сенсорными процессами.
а. Визуальным: Мелкое учащённое дыхание, скошенный взгляд, повышенный тон и ускоренный темп речи.
б. Аудиальным: Дыхание за счёт диафрагмы, брови сдвинуты, меняющиеся тон и темп речи.
в. Кинестетическим: Глубокое дыхание “животом”, голос глубокий с придыханием, замедленный темп речи.
3. Жесты (G)
Зачастую человек прикосновениями или иными характерными жестами обнаруживает те органы чувств, с участием которых развивает свой мыслительный процесс. К наиболее типичным примерам относятся:
а. Визуальные: Прикосновения к уголкам глаз и жестикуляция выше уровня глаз.
б. Аудиальвые: Жестикуляция около ушных раковин, прикосновения к губам или подбородку.
в. Кинестетические: Прикосновения к груди и животу. Жестикуляция ниже уровня шеи.
4. Движение глаз (Е)
Мыслительные процессы часто сопровождаются автоматическими бессознательными движениями глаз, что указывает на участие в процессе одной из репрезентационных систем. В НЛП данные признаки нашли своё выражение в следующей схеме:
Визуальное Визуальное
конструирование (Vc) воспоминание (Vr)
Аудиальное Аудиальное
конструирование (Ac) воспоминание (Ar)
Кинестетический (K) Аудиально-
дигитальный (Ad)