Этический кодекс фармацевта.
Особую важность приобретает вопрос о моральных качествах провизора, его отношения к профессиональному долгу, что нашло отражение в учении о фармацевтической этике и деонтологии. Мораль и этика возникли на определенном этапе развития общества в связи с необходимостью создания определенных правил, регулирующих взаимоотношения людей.
Этика — это система норм нравственного поведения человека какой-либо общественной или профессиональной группы.
Термин «этика» был предложен еще Аристотелем, под которым он понимал науку о человеческой морали. На ранних этапах развития человечества, когда фармация была неотъемлемой частью медицины, этические нормы поведения медицинского персонала разрабатывались в странах Древнего Востока (Китае, Индии).
Однако наиболее полное отражение этические нормы поведения медицинского персонала получили в клятве Гиппократа (V—VI вв. до н.э.), которая является самым значительным и самым неподвластным времени трудом этого ученого. На протяжении многих веков выпускники российских и зарубежных медицинских и фармацевтических учебных заведений, приступая к практической деятельности, присягали избранной профессии клятвой Гиппократа.
Клянусь... исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу... Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла... Чисто и непорочно буду я проводить свое искусство...
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у людей на все времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Клятва Гиппократа
Отражение ее требований можно найти в трудах и деятельности Галена, Авиценны, в указе императора Священной Римской империи Фридриха II, который разделил права и обязанности врачей и фармацевтов и установил, в частности, клятву фармацевтов. Содержание всех международных и национальных медицинских кодексов и обязательств близко и созвучно клятве Гиппократа. В настоящее время в России существует присяга врача РФ, в основе которой тоже лежит клятва Гиппократа.
Фармацевтическая этика определяет взаимоотношения фармацевтического персонала, нормы его поведения в различных ситуациях фармацевтической деятельности.
...Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно...
Аптекарский устав
В России впервые высокий уровень нравственных и профессиональных требований к фармацевтам был заявлен в первом Аптекарском уставе 1789 г. Высокие гуманные моральные нормы и нравственные требования предъявлялись к аптечным работникам на всех этапах развития российской фармации. В 80-е гг. XIX в. профессиональная фармацевтическая этика определялась как обеспечение благоприятных морально-психологических условий (лечебно-охранительного режима) при оказании лекарственной помощи населению в аптечных организациях. Это подразумевало:
Аптечные работники должны внимательно и чутко относиться к посетителям аптеки, не допускать необоснованных случаев отказов и нарушения сроков отпуска ЛС. Работники аптеки должны четко соблюдать внутренний трудовой распорядок дня, а также должны всегда находить пути к дружескому контакту с посетителями... Аптечные работники должны проявлять особую осторожность в общении с больным, не давать справок о его заболевании с тем, чтобы это могло внушить опасение больному и тревогу за благоприятный исход заболевания или нарушить его психическое равновесие. Все недоразумения, связанные с неправильно выписанным или неправильно оформленным рецептом, должны выясняться с врачом... В случае отсутствия прописанного врачом лекарственного средства аптечные работники должны предпринять все необходимые меры для обеспечения им больного... Надо стремиться, чтобы каждый посетитель ушел из аптеки не только с нужным ему лекарством, но и с хорошим настроением.
Понятие «деонтология» (от греч. «деон» — должное и «логос» — учение) было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека.
Фармацевтическая деонтология изучает принципы поведения фармацевтического персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.
В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности — всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень, а также обязанности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.
Фармацевтическая деонтология имеет свои направления и включает взаимоотношения: 1) фармацевта с обществом; 2) фармацевта с врачом; 3) фармацевта с больным; 4) фармацевта с фармацевтом. Эти направления нашли отражение в Этическом кодексе фармацевтического работника России, разработанном в ММА им. И.М.Сеченова коллективом под руководством профессора П.В.Лопатина (1996).
Взаимоотношения фармацевтического работника и общества предполагают, что фармацевт должен оказывать фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, возраста, социального статуса пациента. Право и долг фармацевтического работника — хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки. Он должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области обращения ЛС. Фармацевтический работник несет личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.
При общении с больным со стороны фармацевтического работника недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. У фармацевта и врача одна общая задача — возвращение здоровья пациенту, они должны работать в тесном контакте. Взаимодействие с коллегами должно строиться на уважении труда и опыта каждого члена коллектива, на сохранении благодарности и обязательств по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.
В 1997 г. Советом Международной фармацевтической федерации (FIP) также был принят «Этический кодекс фармацевта», содержащий этические принципы и вытекающие из них профессиональные обязательства. В кодексе подчеркивается преимущество интересов больного перед личными и коммерческими интересами, фармацевт должен признавать право личности на свободу выбора лечения и соблюдать конфиденциальность информации о больном. Кодекс признает, что профессиональнаядеятельность фармацевта служит в конечном итоге обществу в целом.
В 1969 г. американским биологом В.Ф. Поттером был введен термин «биоэтика». По его определению, биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В настоящее время, по мнению ряда специалистов, наблюдается создание фармацевтической биоэтики как нормы поведения, отражающейся в профессиональном сознании фармацевтического работника. В силу специфики фармацевтической профессии, имеющей дело со здоровьем и жизнью человека, очень тяжелыми могут быть последствия возможных ошибок. Порой трудно определить грань между моральными и правовыми нормами в фармацевтической деятельности. Еще древнеиндийский врач Сушрута сказал, что лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды — огню и мечу. В соответствии с «Основами законодательства России об охране здоровья граждан» и Федеральным законом «О лекарственных средствах» в случае недобросовестного выполнения фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшими причинение вреда здоровью граждан или их смерть, они обязаны возместить ущерб и подвергнуться дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Российское уголовное законодательство выделяет следующие профессиональные преступления медицинских работников (в том числе фармацевтических):
неоказание помощи больному;
незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств и психотропных веществ;
хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
незаконная выдача или подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;
незаконное занятие частной фармацевтической деятельностью;
нарушение правил обработки экологически опасных веществ и их отходов и т.д.
Если противоправные действия не причинили существенного вреда, то виновные несут только дисциплинарную ответственность.
Требования фармацевтической этики и деонтологии распространяются на все виды деятельности провизоров и фармацевтов в сфере обращения ЛС. Необходимо помнить, что их профессиональные ошибки, не говоря уже о проступках или преступлениях, не только наносят моральную травму человеку и социальный вред обществу, но и дискредитируют высокое звание фармацевтического работника.