Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии
Нейропсихологический анализ ВПФ у детей школьного возраста с ДЦП позволяет разработать индивидуальные программы их обучения и психолого-педагогического сопровождения в ходе коррекционно-развивающего процесса.
Нами проводилось исследование в двух основных направлениях: психометрическом (обследование детей по детскому варианту методики Векслера) и нейропсихологическом, которое состояло из следующих блоков:
1) исследование гностических функций: зрительной (узна
вание предметов и их изображений), слуховой (узнавание
ритмов и повторение изолированных фонем), гнозис;
2) исследование праксических функций: конструктивный,
кинестетический праксис;
Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии
3) исследование умственной работоспособности: памяти
в слуховой и зрительной модальностях, внимания (объ
ема, концентрации, переключения, произвольности);
4) качественный анализ мыслительных процессов: особен
ности обобщений, умозаключений;
5) исследование графических навыков: рисунки, письмо
букв и цифр.
Анализ полученных эмпирических данных проводили по [ Следующей схеме:
3 балла — выполнение заданий без ошибок;
2 балла — негрубые ошибки, связанные со скоростью выполнения задания, которые замечаются и самостоятельно исправляются ребенком;
1 балл — грубые ошибки при выполнении проб.
Количественную оценку проводили следующим образом:
а) подсчитывали средний балл за выполнение заданий;
б) полученные оценки переводили в проценты и выводи
ли коэффициент успешности выполнения заданий;
в) подсчитывали средний коэффициент успешности для
каждой пробы.
Качественный анализ ошибок включал данные о динамических и временных параметрах деятельности ребенка, об особенностях реакции на допущенные ошибки, о его самостоятельности при их исправлении. Все это позволяет сделать вывод об уровне сформированности тех или иных психических функций, об их качественных особенностях, о степени выраженности их дефйцитарности. Кроме того, можно оценить уровень сформированности таких компонентов психической деятельности, как самоконтроль и произвольная регуляция поведения, а также особенности мотивации и эмоционально-волевой устойчивости.
В контрольную группу вошли 60 здоровых успевающих школьников в возрасте от 8 до 14 лет. Были выделены три возрастные группы по 20 человек в каждой группе: младший школьный возраст (от 8 до 10 лет);
Г л а в а I V. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
средний школьный возраст (от 10 до 12 лет); старший школьный возраст (от 12 до 14 лет).
ан а ли з всех полученных данных нейроне и-хологического обследования здоровых школьников показал следующее:
— с возрастом у детей повышается эффективность в разви
тии гностико-праксических, мнемических и мыслитель
ных функций;
— использование нейропсихологических методик с ориен
тацией на качественный анализ психических функций
позволяет выявить определенную гетерохронию в их раз
витии. Это проявляется в более высоком уровне развития
зрительного гнозиса по сравнению со слуховым. Отме
чается более высокое развитие зрительной памяти по
сравнению со слухоречевой. На фоне достаточного разви
тия конструктивного праксиса наблюдаются трудности
пространственной организации и выполнение сложных
моторных программ с опорой на пространственную па
мять и речевую регуляцию, особенно в младшем школь
ном возрасте.
Данные, полученные на здоровых школьниках, использовались нами для сравнения с результатами обследования больных с ДЦП.
Были обследованы 112 детей с диплегической формой ДЦП в возрасте от 8 до 15 лет, которые были разделены на четыре подгруппы.
Уровень интеллектуального развития детей первой подгруппы (5,3%) располагался в диапазоне нормы. Все дети передвигались самостоятельно или с помощью костылей. Обучались по программе массовой школы. В медицинском анамнезе у всех детей этой группы отмечались недоношенность и отставание в психомоторном развитии. Со стороны речи существенных отклонений не наблюдалось. Эти дети в сравнении со здоровыми имели более низкие показатели по всем шкалам методики Векслера, но
§ 3. Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии
Ьстоверные различия наблюдались по показателям памяти
внимания.
Анализ ошибок выявил трудности переключения и рас-(роделения внимания (выполнение корректурных проб), «значительные трудности наблюдались у детей при вы-Волнении проб на зрительный и слуховой гнозис, что было |)бусловлено неустойчивостью внимания. Дети испытывали •Трудности в пространственной организации движений, в запоминании пространственных характеристик элементов мо-врной программы.
В процессе выполнения конструктивных проб у большин-ртиа детей данной подгруппы наблюдался более замедленный Темп работы, чем у здоровых. Ошибок в пространственном пиализе и синтезе деталей не выявлено. Объем слуховой и зрительной памяти был в пределах возрастной нормы. Качественный анализ ошибок показал, что у детей данной группы имелись трудности усвоения порядка элементов запоминаемого материала как в зрительной, так и в слуховой модальностях, искажения слов, инертное их повторение. Итак, в данной подгруппе детей с церебральным параличом на фоне сохранного интеллекта в процессе нейропсихоло-гического обследования наблюдались некоторые нарушения нейродинамики психических процессов.
Во второй подгруппе детей с диплегической формой ДЦП (25%) имелось достаточное развитие вербальных функций, однако структура интеллекта отличалась выраженной дисгармонией. Наиболее низкие оценки наблюдались при выполнении заданий блока 2 (уровень перцептивной организации). Качественный анализ выявил у них не только замедленный темп работы, но и затруднения в пространственном синтезе.
При нейропсихологическом обследовании выявлены существенные трудности переключения и распределения внимания. При выполнении корректурных проб дети достоверно часто пропускали буквы и цифры, нередко зачеркивали сходные по начертанию знаки. Анализ особенностей памяти показал, что дети лучше запоминали смысловые структуры, чем изолированные цифры и слова. Объем запоминания материала в зрительной модальности был выше, чем в слуховой.
Качественный анализ выполнения конструктивных проб показал, что дети активно рассматривали грани кубиков и образцы, выделяли грани, которые необходимы для составления фигуры, но правильно расположить детали в пространстве соответственно заданному образцу затруднялись. Это указывает на то, что у них была сохранена вся структура интеллектуальных актов в процессе анализа конструктивных образцов, но при неумении оперировать элементами конструкции в пространстве. Некоторые авторы связывают такие особенности конструирования у взрослых больных с нарушениями в теменно-затылочных отделах коры левого полушария мозга [Л.С. Цветкова, 1985].
Полученные данные позволяют предположить недоразвитие теменно-затылочных отделов левого полушария мозга у данной подгруппы детей с ДЦП. В большинстве случаев у них наблюдался замедленный темп не только при решении арифметических задач, но и выполнении почти всех тестовых заданий. Недоразвитие нейродинамических характеристик психических процессов отмечалось на фоне общей заторможенности. Нарушения ВПФ наблюдались у больных этой подгруппы при достаточно нормальном уровне развития интеллекта. В процессе занятий дети были самокритичны, переживали за допущенные ошибки, просили разрешения их исправить. Анализ школьной успеваемости показал, что большинство детей испытывали трудности в усвоении математики при удовлетворительной и хорошей успеваемости по другим предметам.
В третью подгруппу (42,8%) вошли дети, у которых задержка темпа умственного развития сочеталась с более выраженными психоорганическими синдромами. Оценки уровня интеллекта, особенно по невербальным шкалам, располагались в диапазоне ниже средней нормы. Достоверно низкие показатели у детей этой группы наблюдались при выполнении заданий, связанных с перцептивной организацией интеллекта.
Качественный анализ показал, что дети правильно понимали инструкцию, пытались выделить общую форму конструкции, но правильно расположить детали в пространстве им было практически недоступно даже при обучающих
§ 3. Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии
вспомогательных процедурах. При анализе ошибок, допу-|§нных при выполнении теста Косса, было выделено два бновных вида: ошибки соположения, когда дети грубо, мматически воспроизводили образец, и обратное воспроиз-|дение формы, когда правильно сконструированная форма Юполагалась в перевернутом виде.
| В пробах на зрительный гнозис некоторые дети, особенно |ладшего школьного возраста, затруднялись в узнавании дложненных вариантов предметных изображений и букв |аложенные друг на друга изображения и буквы, конфликт-г ае составные фигуры). У некоторых детей на начальных эта-1нх обучения в школе наблюдались стойкие трудности в на-исании букв и цифр. Они изображали их в зеркальном или еревернутом виде, плохо ориентировались в строке и в клет-I тетради.
При выполнении корректурных проб имели место частые 'пропуски букв или цифр, кривая работоспособности отличалась выраженной неравномерностью. Объем механической Памяти, особенно в слуховой модальности, у детей был ниже, чем у больных предыдущих групп. Смысловой текст дети запоминали значительно лучше, правильно составляли последовательные умозаключения в рассказах, выделяли причинно-следственные связи. Уровень словесных обобщений у детей существенно не отличался от такового у обследованных предыдущих групп, но мотивировка ответов была недостаточно четкой.
Несмотря на неравномерное развитие отдельных психических функций, дети этой подгруппы обучались в специальных интернатах или на дому по программе массовой школы. У них возникали существенные трудности в усвоении не только математики, но и русского языка, географии и других предметов. Многие дети оставались на второй год.
В четвертой подгруппе больных(26,9%)наблюдалось существенное снижение уровня интеллекта как по вербальным, так и по невербальным показателям, что соответствовало умственной отсталости в легкой степени. Уровень перцептивной организации у детей был достоверно ниже по сравнению с предыдущими подгруппами. Дети при выполнении заданий испытывали
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
существенные трудности в программировании своих действий. Они приступали к решению конструктивных задач без предварительного анализа образца (отрыв от образца). Отмечались хаотичные манипуляции с деталями. В процессе обучающих занятий было установлено, что кроме трудностей в предварительной ориентировке в задании у них наблюдались стойкие ошибки в пространственном синтезе деталей.
Исследование слухоречевой памяти выявило существенные трудности удержания запоминаемого материала. При повторении дети добавляли слова или цифры, которое не встречались в тексте.
Аналогичные ошибки наблюдались при запоминании материала в зрительной модальности. Трудности переключения и распределения внимания у некоторых детей сочетались с такими особенностями поведения, как импульсивность, расторможенность.
При восприятии конфликтных составных фигур и рисунков, наложенных друг на друга (тест Поппельрейтера), некоторые обследуемые затруднялись в правильном узнавании предметов. Основные трудности у большинства детей наблюдались в сосредоточении на задании, что указывает на сохранность у них предметного гнозиса.
Выявлены также существенные нарушения умственной работоспособности. У некоторых детей наблюдалось снижение критики своего поведения. Все дети обучались по специальным программам для коррекционных учреждений VIII вида, в интернатных учреждениях или на дому.
Использование психометрического и нейро-психологического методов исследования детей с диплегической формой ДЦП показало, что снижение суммарного показателя интеллекта обусловливается конкретными мозговыми дисфункциями. Выделены характерные для данной клинической группы ДЦП особенности:
— неравномерность интеллектуального развития: от
нормального развития интеллекта до выраженного его сни
жения по типу умственной отсталости;
— задержка психического развития, обусловленная раз
личными по степени локализации нарушениями ВПФ;
§ 3. Нейропсихологическое исследование при спастической диплегии
при слабовыраженной интеллектуальной недостаточно-„ проявляется парциальность, неравномерность развития удельных психических функций', внимания, памяти, органи-_ли зрительно-пространственного гнозиса и праксиса; — при более выраженной интеллектуальной недоста-Очности эти проявления имеют тотальный характер и за-имают важное место в общем психическом недоразвитии;
-при всех уровнях интеллектуальной недостаточности лечаются нарушения пространственного анализа и синтеза.
Нарушения пространственного анализа и синтеза являют-I специфическими для данной формы церебрального пара-Дича и указывают на недоразвитие теменно-затылочных Структур мозга. Однако нейропсихологическая структура нарушений зрительно-пространственного синтеза у детей с ди-[' плегической формой ДЦП проявляется неодинаково — от различных типов частных дефектов зрителъно-пространст-| Венных функций до тотальных их нарушений.
У детей первой и второй подгрупп наблюдалась сохранность структуры интеллектуального акта в процессе конструирования, но были выявлены трудности оперирования элементами конструкции в пространстве, и это проявлялось В ошибках пространственного синтеза. Нейропсихологиче-ский анализ не выявил фрагментарности зрительного восприятия. Но наблюдалась обособленность зрительного восприятия от зрительно-конструктивной деятельности, т. е. симультанное восприятие зрительной информации является сохранным при выполнении простых заданий, но не нарушается при необходимости построить и реализовать сложную конструктивную программу.
У детей третьей и особенно четвертой подгрупп грубые ошибки пространственного синтеза сочетались с трудностями зрительного гнозиса и предварительной ориентировки в задании, что указывает на тотальное недоразвитие зрительно-пространственного синтеза. Последнее, в свою очередь, существенно затрудняет выполнение проб на пространственную организацию движений, конструирование и рисование, а также препятствует формированию счетных операций у детей. Выполнение счетных операций требует от ребенка не только
Глава IV. Нарушение высших психических функций у детей с ДЦП
концентрации внимания, но и оперирования в определенном пространственном направлении по числовой оси.
Нейропсихологическое обследование детей с церебральным параличом в форме пластической диплегии, показывает, что корковые дисфункции у них не укладываются в один синдром, а отличаются качественным многообразием. Это говорит о неспецифичности нейропсихологической симптоматики у детей и неопределенности ее топической диагностики.