Учение о внутренних органах.
Тема. 7.1. Пищеварительная система человека
Лекция №1 (2 часа)
Общая характеристика внутренних органов и их функциональное значение. Классификация внутренних органов. Общий план строения внутренних органов: слизистая, мышечная, серозная и адвентициальная оболочки. Лимфоидные образования. Слои мышечной оболочки. Механизм перистальтики. Кровоснабжение и иннервация трубчатых и паранхиматозных органов. Полость рта: преддверие (ротовая щель, стенки ротовой полости, зубы). Собственная полость рта (стенки ротовой полости, язык, мягкое небо, слюнные железы). Глотка (строение и значение, лимфоидное глоточное кольцо, миндалины). Механизм акта глотания. Пищевод: его части, положение, строение . стенки. Желудок: положение, форма, отделы. Тонкий кишечник: отделы, положение, складки, ворсинки, оболочки кишки. Механизм всасывания. Толстая кишка:
отделы, строение, функция. Брюшина: париетальный и висцеральный листки брюшины. Полость брюшины. Образование брюшины: брыжейка, связки, сальники. Полость брюшины. Печень и поджелудочная железа: топография, функция, строение.
Практическое занятие № 1(2 часа) Внутренние органы. Общее строение пищеварительной системы. Строение ротовой полости. Строение пищевода и желудка, строение и функции тонкого кишечника. Строение и функции толстого кишечника. Выделительная система человека: общее строение.
Самостоятельное занятие (4 часа). Учение о внутренних органах. Общая характеристика строения внутренних органов. Особенности пищеварительной деятельности в организме человека. Топография, строение и функция пищеварительной системы и ее органов. Контроль: опрос на практическом занятии.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – анатомо-морфологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;
умений – определять анатомо-морфологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста.
Тема 7.2 Дыхательная система. Мочеполовая система.
Лекция №2 (2 часа).
Учение о внутренних органах (дыхательная система) Общая характеристика органов дыхания. Дыхательные пути и легкие. Полость носа, Носовые ходы, их строение и функциональное значение. Глотка как воздухоносный путь. Гортань: положение и функция. Скелет гортани. Голосовая щель. Мышцы гортани: расширяющие и сужающие голосовую щель. Механизм голосообразования. Трахея: положение и строение. Бронхи. Бронхиальное дерево. Легкие: положение, форма, поверхность, края, доли и функции легких. Корень и ворота легких. Сегменты легких. Долька легкого. Строение ацинуса и альвеолы. Механизм газообмена в легких. Плевра: париетальный и висцеральный листки плевры. Полость плевры. Плевральные синусы. Функциональное значение плевры. Средостение: отделы и органы, расположенные в каждом отделе средостения.
Мочевые органы. Общий обзор мочевых органов. Почки: их положение, форма, внешнее строение и функциональное значение. Ворота почки, почечная пазуха, почечная лоханка, большие и малые почечные чашечки. Фиксирующий аппарат почки. Внутреннее строение почки: корковое и мозговое вещество. Сегменты почки. Строение нефрона. Кровоснабжение почки. Мочеточники: положение и строение стенки и функция. Мочеиспускательный канал: строение, функция и половые различия. Мочевые органы на поверхности тела человека.
Мужские половые органы: яичко (внешнее и внутреннее строение). Придаток яичка, семявыносящий проток, семенной пузырек, семенной канатик, их строение и местоположение. Выделительный проток, предстательная железа, семявыбрасывающий проток, бульбоуретральные железы, их положение, строение, функция. Наружные мужские половые органы.
Женские половые органы: яичник, его положение, строение и функция. Маточные трубы, их строение и функция. Матка – строение, функция. Овариоменструальный цикл. Влагалище. Наружные половые органы. Женская промежность. Молочная железа.
Практическое занятие № 1(2 часа). Дыхательная система. Органы, обеспечивающие внешнее дыхание: носовая и ротовая полость (строение и функция). Гортань, трахея бронхи (строение функция, кровоснабжение). Легкие: строение, функция. Дыхательные акты.
Значение и общее строение дыхательной системы. Топография, строение и функция дыхательной системы и ее органов. Контроль: опрос на практическом занятии.
Мочевыделительная система: общее строение. Строение почки, мочеточника, мочевого пузыря. Механизм образования первичной и вторичной мочи. Общее строение половой системы.
Самостоятельное занятие (4 часа) Значение и общее строение мочевыделительной системы. Топография, строение и функция мочевыделительной системы и ее органов. Значение и общее строение половой системы. Топография, строение и функция половой системы и ее органов. Контроль: опрос на практическом занятии.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – анатомо-морфологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста;
умений – определять анатомо-морфологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста.