Рынок общественного здоровья: составляющие элементы.

Действуя в условиях рыночной экономики, здравоохранение, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.

Рынок является совокупностью экономических от­ношений, проявляющихся в сфере обмена товаров и услуг, в резуль­тате которых формируются спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.

Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предо­ставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучше­ния здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответ­ствующий уровень качества.

Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаи­мосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препара­тов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицин­ских технологий, медицинского оборудования и др.

Различают следующие основные понятия рынка: спрос; пред­ложение; услуга; цена; конкуренция; маркетинг.

Спрос— одно из фундаментальных понятий рыночной эконо­мики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) - это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период вре­мени по определенной цене.

Различают следующие виды спроса на рынке медицинских то­варов и услуг:

отрицательный спрос: на прививки, прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры и др.;

скрытый спрос: отдельные пациенты могут испытывать потреб­ность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например, услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.;

падающий спрос: например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использова­ния, гипотензивные препараты отечественного производства, поэ­тому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импорт­ные лекарственные препараты;

нерегулярный спрос обусловлен сезонными временными колеба­ниями. Например, спрос на СКЛ выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная бо­лезнь, вирусный гепатит и др.);

чрезмерный спрос: на ургентную медицинскую помощь в празд­ничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хро­ническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребля­ют алкоголем; возрастает уровень травматизма.

Следующее основополагающее понятие рынка - предложение.Величина предложения определяется количеством товаров и услуг, которое производитель (продавец) желает и может продать по дан­ной цене в определенный период времени.

Применительно к здравоохранению предложение — это коли­чество медицинских товаров и услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению. Предложение при прочих равных условиях также меняется в зависимости от из­менения цены: по мере роста цен производители (продавцы) пред­лагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их заинтересованность уменьшается и соответственно умень­шается объем производимых ими медицинских товаров и услуг.

Медицинская услуга — структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, лекарственной, протезно-ортопеди­ческой и других видов помощи, имеющий определенную стоимость.

По условиям и месту оказания медицинские услуги можно раз­делить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоох­ранения. Медицинская услуга может быть простой и комплексной. Под простой медицинской услугой понимают неделимую услугу, на­пример, диагностическую манипуляцию, осмотр врача и др.

Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помо­щи при данной болезни.

Кроме того, различают стандартные и индивидуальные меди­цинские услуги.

Стандартные медицинские услуги в основном оказывают по уни­фицированной технологии для подавляющего большинства пациен­тов; они имеют относительно устойчивое ценообразование.

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим на­бором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.

Цена— это та сумма денег, за которую «покупатель» может ку­пить, а «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу. Цена — это своего рода компромисс экономических интересов участ­ников рынка.

С учетом того, что цена органично связана с предложением и со спросом, выделяют следующие понятия: цена спроса, цена предло­жения, цена равновесия.

Цена спроса — такая рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.

Цена предложения — рыночная цена при таком состоянии спро­са и предложения, когда складывается так называемый рынок про­давца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на про­изводство медицинского товара и услуги.

При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия.При снижении цены спрос увеличи­вается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.

Главным звеном рыночного механизма является конкуренция.

Конкуренция — состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более вы­соких доходов, других выгод.

Конкурентная борьба за экономическое выживание и процвета­ние — закон рыночной экономики.

Билет 30

1. ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ.

Заболеваемость наряду с санитарно-демографическими показателями и показателями физического развития является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье населения.

Под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или в его отдельных группах.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые выявленных в данном календарном году заболеваний.

Методы изучения заболеваемости населения

I. На основе сплошного метода изучения здоровья всех обратившихся в медицинские учреждения с болезнями и проблемами здоровья.

II. По данным выборочных исследований отдельных групп и популяций

В зависимости от конкретных задач исследования заболеваемость могут изучать согласно утвержденных правил Государственного Комитета статистики:

1. по обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения

Плюсы:

o основной источник информации об острых и обострениях хронических заболеваний

o исторически сложилась информационно-статистическая служба сплошного учета, обработки и анализа болезней и проблем здоровья

o экономически дешевый метод (в сравнении с другими)

o возможность сопоставления информации о заболеваниях с другими методами по отдельным заболеваниям

Минусы:

o неполнота обращений за медицинской помощью определенной части населения из-за:

1.невыраженности симптомов болезней (побудителей обращений)

2.недоступности медицинской помощи (подъездные пути, обеспеченность врачами, график работы врачей и т.п.)

3.уровня квалификации врачей (качество диагностики, специализация)

4.уровня культуры населения (отношение к здоровью, психологические установки и др.)

o несоврешенство системы учета, обработки информации и отчетности о заболеваемости в условиях функционирования системы ОМС (нередко из-за отсутствия новых информационных технологий и медленного внедрения международных стандартов)

o дублирование (гиперрегистрация)

o невозможность выхода на управление по уровням организации медицинской помощи

2. по данным о причинах смерти

Плюсы:

o Основной источник информации о заболеваниях и проблемах здоровья с летальным исходом, т.е. преимущественно хронических (тяжелых) заболеваниях, либо острых внезапных состояниях и травмах

o Обязательный сплошной статистический учет причин смерти квалифицированными медицинскими работниками (врачом, фельдшером)

o Возможность сопоставления информации о некоторых заболеваниях, подтвержденных патологоанатомической экспертизой

o Возможность сопоставления информации о заболеваемости с данными зарубежных стран

o Отражает современный уровень развития медицинской науки

o Отражает уровень организации медицинской помощи

Минусы:

Уровень и причины заболеваемости:

o отражают конечный результат патологических состояний, либо проблем здоровья и не дают представления о распространенности легко протекающих острых заболеваний

o зависят от качества диагностики причин смерти (квалификации врачей, состояний патологоанатомической службы, религиозных убеждений и традиций населения, существующего в РФ законодательства)

3. по данным профилактических медицинских осмотров и массовых освидетельствований населения

Плюсы:

o Позволяет выявить начальные стадии заболеваний, либо изменения в организме, по поводу которых население не обращается за медицинской помощью (скрытые)

o Целенаправленность выявления изменений и патологических состояний

Минусы:

o Качество и эффективность метода зависят от экономических возможностей (метод дорогой)

o Применение метода ограничено из-за недостаточной материально-технической базы, четких инструктивно-методических рекомендаций, неполного финансирования среди определенных декретированных контингентов (дети подростки, определенные профессиональные группы)

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Скорая (неотложная) медицинская помощь – форма оказания

медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента

заболеваний, травм, отравлений, других неотложных состояний, внезапном

ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями,

угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное)

медицинское вмешательство.

Скорая медицинская помощь, как вид медицинской помощи, имеет свои особенности, к которым относятся: доступность (безотказный характер предоставления); определяющее значение фактора времени ("золотой час"); диагностическая неопределенность (необходимость посиндромной диагностики и терапии); многопрофильность; этапность оказания; преемственность оказания помощи между этапами; высокая ресурсоемкость.

Планирование скорой медицинской помощи.

Расчет планового числа бригад скорой медицинской помощи по муниципальным образованиям проводится с учетом:

1. прогнозируемой численности населения

2. показаний для оказания скорой помощи

3. средней нагрузки на 1 бригаду в сутки

Производится сравнение полученного прогноза с имеющейся сетью и мощностью службы скорой помощи и составляется план приведения имеющейся сети к расчетным показателям.

Этот план включает в себя:

1. Открытие во всех поликлиниках отделений неотложной помощи, передачи им и врачам первичной медицинской помощи несвойственных службе скорой помощи функций.

2. Подготовку персонала служб жизнеобеспечения и населения по вопросам оказания первой медицинской помощи.

3. Информирование населения о новых процедурах работы службы скорой помощи через средства массовой информации.

7. Основными функциями станции скорой медицинской помощи являются:

o круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи, в соответствии со стандартами медицинской помощи, заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;

o осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

o оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи в кабинете для приема амбулаторных больных;

В составе станции скорой медицинской помощи должны быть предусмотрены: оперативный отдел (диспетчерская) (для приема вызовов), отдел связи (для осуществления взаимодействия между станцией и выездными бригадами скорой медицинской помощи), отделение медицинской статистики с архивом, кабинет для приема амбулаторных больных, помещение для хранения медицинского оснащения бригад скорой медицинской помощи и подготовки к работе медицинских укладок, помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией, комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин, помещение для приема пищи дежурным персоналом, административно-хозяйственные и другие помещения, гараж, крытые стоянки – боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу автомашин, работающих одновременно. При необходимости оборудуются вертолетные площадки.

Выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на фельдшерские и врачебные.

Фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 2-х фельдшеров, санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.

Врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру – анестезиста), санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.

Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача (соответствующего профиля), 2 средних медицинских работников (соответствующего профиля), санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи.

Наши рекомендации