Г.И.Гурджиев. Восемь встреч в Париже. Встреча 9 декабря 1943 г.
(Шутки с мисс Гордон и Буссеком о чистке изюма)
Хинетт: Господин Гурджиев, я хотел бы задать вам вопрос.
Г.: Извините, не могли бы вы подождать? Я хочу сказать кое-что этому господину (указывает на Жака Баратье). Сегодня я могу кое-что проверить. Я знаю его, и видел его больше, чем однажды и в то же время не уверен, что это был действительно он. Мне казалось, что это был не он. Со мной никогда этого не случалось. Я «фотографирую» людей. Но в моей голове это его «фото» было полу-ясным и несколько дней я говорил себе: «Что это так?». Сегодня я понимаю.
Баратье: Почему, господин Гурджиев?
Г.: Я вижу вон там вашего брата; я не знал, что он здесь. Я был уверен, что ваш брат – это вы, а вы – это вы. Я не отследил вашего брата. Но сегодня я вижу вас отдельно, одного слева, другого справа; у вас нет ничего общего внешне, но по сущности вы очень похожи. Можно держать пари, что это один и тот же отец. Почему все смеются? То, что я говорю, вполне нормально. Ха! Достаточно. Сегодня четверг, и в то же время, четверг, который начинается по-новому. Это четверг из серии четвергов, которые будут иметь новое качество. Четверги, которые были раньше – умерли. Мы никогда больше не сможем начать заново. Это новое качество четверга, с большим количеством деталей. Кроме всего прочего, несколько людей сказали мне: «Я не могу выполнить условие, которое было поставлено, заинтересовать и привести семерых новых людей в работу». Я поставил в качестве условия, что только те будут ходить по четвергам, кто надеялся быть способным привести и заинтересовать семерых новых людей, не объясняя им чего-то странного относительно идей, заинтересовать их только идеями, моими идеями, тем, что он изучал здесь, делал здесь, теми инструментами, которые он здесь получил и ничем больше. Семь человек за шесть месяцев. Это было первое условие. И кое-кто заявил мне это, и я отвечаю, что идиот тот, кто задает мне такие вопросы. Это не вопрос того, чтобы привести семь человек за шесть месяцев; потому что если вы действительно заинтересовали одного прийти, он поможет вам привести еще четырнадцать. Это несложно. Это не вопрос именно семи. Достаточно начать с одного. Только это должен быть человек, который действительно загорелся, хорошо начал, кто мог заинтересовать себя нашими идеями. И автоматически он сможет помочь вам, и вы будете как французский президент – то есть, вам ничего не надо будет делать. Он все сделает. (К Хинетту) Теперь, дорогой мой – чего вы хотели?
Хинетт: я ощутил себя слишком спокойным и счастливым, без желания продолжать, как застоявшаяся вода. И все же я чувствовал, что должен что-то делать. Я выбрал интеллектуальную примитивную задачу, в не очень приятных условиях. Теперь я ощущаю себя крайне уставшим. И более того, это не согласуется с моей работой. Я бы хотел спать 20 часов в день, если бы мог. Я хотел бы знать, как облегчить мою задачу, у меня больше нет возможности для этого и я не хочу этого, но как выдерживать это лучше и лучше отдыхать.
Г.: В целом ваша работа идет нормально?
Хинетт: С интеллектуальной стороны, да.
Г.: Тогда, если так, делайте только одну вещь. Остальное я вам дам. Я собираюсь дать вам кое-какие таблетки, которые вы будете принимать два раза в день, утром после пробуждения, и вечером, перед тем, как идти спать. Но вы, со своей стороны, утром, когда встаете, обливайтесь холодной водой и потом согревайтесь гимнастикой. Делайте только это, - таблетки и это. Это все изменит за три дня. И вы увидите, что ваша усталость иллюзорна. Как вы можете устать? Вы еще молоды; вы еще не потратили резерва своих аккумуляторов. Это психическое. Делайте так: обливайтесь, вытирайтесь насухо и принимайте ваши таблетки. Если вы не почувствуете ничего через три дня (ничего на первый день, уже лучше на второй, и хорошо – на третий), вы можете прийти в мой дом и плюнуть мне в лицо. Одна вещь усугубляет эту усталость: это приступы навязчивости. Это или надежда, или сожаление о человеке, о котором я могу только думать; и это иногда на несколько часов. Так что нечего здесь объяснять: вы должны делать, что я вам сказал. Но в то же время, действительно, эти вещи требуют объяснения, которое могло бы послужить всему миру; так что я объясню это вам, и в то же время всем. Вы помните, что я часто говорю, что вы должны быть свободны внутренне. Вы понимаете, что значит быть свободными. Ни с чем не отождествляться. Самая важная составляющая нашего рабства зависит от факторов, которые кристаллизовались и которые связаны с чужими людьми, с отношениями с людьми, которые нам незнакомы. Я чтобы смочь быть свободными, первая работа в эзотерических школах всех времен начинается в точности с этого вопроса: «Декристаллизовать все факторы, которые относятся к взаимоотношениям с другими» (исключения сделаны для кристаллизованных факторов, связанных с родственными людьми – отцом, матерью, сестрой, братом и т.д. – это родство, одна семья, эти факторы должны продолжать существовать). Но все остальные факторы должны быть декристаллизованы; вы должны быть абсолютным эгоистом. Вся любовь, все уважение к кому бы то ни было должны быть ликвидированы; необходимо, чтобы любовь была трансформирована в ненависть. Вы должны особо влиять на себя и работать над тем, чтобы никогда не иметь тесной связи ни с кем. Внешне вы должны играть вашу роль. Но не внутренне. Каждого, кто чужой для вам, вы должны отвергнуть, за исключением родственников. Боритесь всеми способами. Вы знаете себя лучше, чем я; вы знаете, как повлиять на себя и каким мыслям и чувствам необходимо оказывать сопротивление, чтобы декристаллизовать эти факторы. Начинайте таким образом, и если увидите, что не можете, я помогу вам и скажу вам, что вы должны делать. Истина остается истиной. Все те, кто вовлечен во внутреннюю работу, не должны оставлять факторов связи, хорошей или плохой, что бы это ни было; нужно быть свободным, полностью свободным от контактов с чужими людьми. Я повторяю, за исключением людей одной крови с вами. Что касается их, не нужно принимать никаких мер для изменения качества отношений. Мы не должны менять наши связи с нашими отцами, матерями и т.д. Можно менять только форму контакта с отцами, матерями, дядями и т.д. Это родство. Чужие – другой крови, другого происхождения; внутренне для нас они должны быть совершенно безразличны. Нужно быть свободным от них. Исключая всякое рабство. Внешне, вы можете играть роль и делать то, что необходимо делать. Это ваше дело. Человек должен стремиться не отождествляться внутренне и играть роль внешне.
Люк: Но если запрещать себе симпатию по отношению к кому бы то ни было, не будет нам недоставать чувств, особенно – импульса раскаяния, который может восстановить прошлое и который является важным фактором в работе?
Г.: Для этого достаточно людей, родственных вам. Вы совершили множество ошибок по отношению к ним; именно по отношению к ним должно чувствоваться раскаяние совести.
Люк: Но у меня нет семьи.
Г.: Даже одного человека достаточно. В вашем прошлом – вы можете использовать огромный материал для раскаяния совести, по отношению к этому человеку. (Обращаясь к Хинетту) В том случае, теперь, если мы проанализируем, какова была причина в том, что вы задали ваш вопрос? Причина в том, что у вас была связь с кем-то, связь, основанная на типе и полярности. Нужно бороться еще сильней, вы должны использовать эту борьбу для вашей работы. Уничтожьте в себе факторы, которые сделали возможной эту связь с чужим человеком, если это чужой. Если это человек той же крови, не влезайте в это, потому что это другое. Если вы меня не поняли, поговорите с мадам де З. Я объяснил ей все, что необходимо.
Хинетт: Больше всего я хотел бы иметь что-то конкретное, - как избавиться от преследующего меня образа.
Г.: Делайте то же, что вы делаете для многих других вещей. Придите в себя, успокойтесь, тщательно расслабьтесь. Затем начинайте внушать себе как незнакомому человеку. Своим сознанием объясните своему подсознанию, что все это – рабство, и что это идиотизм – иметь связь с кем бы то ни было. Объясняйте это, как бы вы объясняли незнакомцу. Затем объясните это себе. Один раз, десять раз объясняйте это себе. И, фактически, вы будете способны, как если бы вы были незнакомым человеком, принять все те вещи, которые я скажу вам, и которые вы скажете себе. Как незнакомый человек, которому десять раз объясняют все ту же вещь. Потому что ваша индивидуальность и ваше тело – в точности как вы или другой человек, незнакомец. Для вас, ваше тело – это незнакомец, разница в том, что легче вдолбить что-то тому, кто ближе, чем тому, кто дальше. Ваше тело – ближе, поэтому это легче. Не один, а десять раз в день вы можете говорить с собой. Все должно быть иначе в этой работе; даже священные побуждения вы должны в себе убить. Тот, кто хочет получить свободу, должен убить все в себе. Даже если вы любите Бога или Пресвятую Деву, вы должны убить это в себе. Даже если это идеи, смешанные с верой в святого, вы должны послать их к черту, и святой ничего против вас не будет иметь из-за этого.
Люк: Я очень удивлен тому, что вы это говорите. Потому что я гордился тем, что у меня было много контактов в жизни, пятнадцать дней назад почувствовал, и чувствую беспокойство из-за того, что больше не чувствую ничего по отношению к кому бы то ни было в отношениях с людьми. Я стал абсолютно сухим и безразличным, в то же время продолжая делать то, что должен и отдавая себя по максимуму в своих человеческих отношениях.
Г.: И вы думаете, что пришли к этому сами?
Люк: Это результат работы.
Г.: Но может быть я сделал что-то особенное для вас, чтобы вы к этому пришли? (Он считает, что стал таким совершенно естественным путем). Я сделал из вас особого кандидата для работы. Я сделал это умышленно. Как если бы я дал вам таблетку. Вы меняетесь, и я чувствую удовлетворение.
Люк: Я говорил кое с кем, кто сказал мне, что он никогда не чувствовал ни к кому любви. Им управляла его голова. И потом я не знал, что ответить, потому что поражен той же неспособностью. Что-то является слабым во мне.
Г.: Почему вы вспомнили этого человека?
Люк: В связи с работой.
Г.: Совет не поможет вам. Вашей воли недостаточно, чтобы вас изменить, вам нужна помощь извне.
Люк: Я уверен в этом.
Г.: Я сказал этому молодому человеку – половина на половину, одна половина, с одной стороны – помощь извне: я дам ему кое-какие таблетки, с другой стороны он, он сам, должен обливаться холодной водой и делать гимнастику. Одни только таблетки не помогут вам. Упражнения сами по себе тоже не помогут без таблеток. И то, и другое вместе изменят вас за одну или две недели.
Ален: Есть импульс, который я пытаюсь культивировать в моей работе и который я считал хорошим. Это был поиск ясного логического разума, с помощью логики, которому подчиняется мое тело. У меня был особый способ. Мое беспристрастное мышление о моей личной работе. И в какой-то момент я обнаружил склонность, или скорее неожиданное существование того, что я верил, что я был способен интенсифицировать этим то, что могло бы помочь в моей способности порождать более мощное усилие во вспоминании. Но я понимаю, что это – извне, что работа разделена на две части, и что первая часть более сильна соразмерно тому, как ее делают, и я спрашиваю себя, хорошо ли продолжать.
Г.: Я могу сказать вам одну вещь. У нас есть соответствие. Если вы на правильном пути, природа сразу же вкладывает в вас идею; она кристаллизует в вас в точности тот фактор, который успокоит вас, чтобы препятствовать вам в том, что вы продолжаете идти по хорошему пути. Чем больше вы на правильном пути, тем больше природа использует эти штуки. Так происходит в жизни. И вот что вы будете делать: вы должны успокоиться в хорошем состоянии; вы будете сидеть очень, очень спокойно (вы будете делать это одну или две недели в месяц). И вы больше ничему и никому не верите. Вы составляете программу. Когда у вас нет программы, любой идиотизм, любая суета, любой вздор может управлять вами. Доверяйте только программе, которую вы составите в особом состоянии. Принципиальная вещь в том, чтобы составить эту программу: как вы хотите себя вести, что вы хотите делать, отношения, которые вы хотели бы иметь со всеми; это программа. И вы верите только в нее. И даже если Бог придет, чтобы помешать вам и приказать вам делать что-то еще, не верьте ему. Может, он пришел, чтобы сыграть с вами грязную шутку. Вы делаете только то, что решили делать в особом состоянии.
Ален: Но трудно поверить в то, что движения мысли будет достаточно, чтобы принести этот столь желаемый огонь, побуждение.
Г.: Тогда вы всегда будете терять себя; вы всегда будете сами по себе. Это собака, дьявол, которого природа поместила в вас. Из-за этого вы ничему не верите. Даже Бога вы посылаете к дьяволу. Вы не верите в Бога. Только в программу, которую приняли для себя. Вы понимаете, что я говорю важную вещь. Это состояние приходит нечасто. Но оно может быть один или два раза в месяц; сидя спокойно, вы расслабляете три вида мышц и потом думаете абсолютно беспристрастно. Вы обдумываете ваше состояние, ваш класс, ваш характер, и как сделать то, что вы должны сделать в предстоящие месяцы. Какие отношения, например, вы хотите иметь с этим мужчиной или той женщиной. Когда программа составлена, вы входите в жизнь и делаете только то, что соответствует вашей программе. В жизни есть тысячи людей, которые хотят управлять вами. Вы посылаете весь мир к дьяволу; вы верите только своей программе и своему собственному решению. Это единственный путь для вас; других не существует, ни одного другого пути не существует; потому что есть множество собак, которых природа помещает в нас, чтобы сделать нас слабыми. Природа, возможно, заинтересована, чтобы было меньше людей, находящихся на правильном пути.
Ланктен: Месье, до момента, который наступил несколько месяцев назад, я пытался освободиться от внешних влияний и особенно в моих отношениях с другими. Но я наткнулся на страшное препятствие, трудность установления отношений с людьми. Я хорошо вижу, что нужно бы говорить им, но когда я с ними в контакте, я не вижу, что они могут сказать мне и я никогда не вступаю в контакт, кроме поверхностного.
Г.: Тогда торопитесь и ничего не ожидайте от работы. Только после этого вы сможете получать результаты. Поступайте только не отождествляясь внутренне и, внешне, играйте роль. Эта роль – то же, чем вы были раньше. Поступайте с каждым так же, как вы поступали до этого момента, не давая ему знать внешне, что вы работаете. Никто не должен заметить, что вы что-то делаете. Ничего не ожидайте. Выполняйте только свою задачу. Не отождествляйтесь внутренне ни с кем и ни с чем. Это ваша задача. Поступайте в точности как раньше, это роль, которую вы должны играть. Автоматически вы изменитесь и не сможете быть таким же, как раньше; это заставит вас понять, что это такое и почему я называю это «играть роль». Не позволяйте ему увидеть, что вы делаете что-то сверх того. Не пытайтесь нести свет, испускать лучи вовне, вы недостаточно сильны; у вас нет возможности это делать. Никогда не нужно ожидать; пусть все происходит как раньше. Ваш друг был идиотом? Позвольте ему быть идиотом и сохраняйте те же отношения. Он был умным? Позвольте ему быть умным. Покажите ему, что ничто не изменилось. Это называется «играть роль».
Ланктен: Честно говоря, я понял это в отношении старых знакомых, которых я знал. Но что касается новых, я не знал их раньше и не знаю, как построить мою роль.
Г.: Это еще проще. Вы помните, каким вы были шесть месяцев тому назад, и вы поступаете, как вы бы поступили шесть месяцев назад. Вы помните, каким вы были бы с ней шесть месяцев назад; и то, что вы приобрели, вы скрываете от нее. Когда все декристаллизуется, вы сможете быть новым человеком. Я миллион раз говорил не использовать то, что вы получили; сейчас, довольствуйтесь работой и ничего не ожидайте. И если вы чего-то достигли, не используйте это в жизни. Это важная задача, которую вы должны решить; так, чтобы никто в вас чего-то не заметил. Не только это нужно просто делать, но как задание, как особую работу, без оплошностей. Вы должны делать это как задание, продолжать поступать так, как вы поступали раньше.
Филипп: Только что, рассказывая о семье, вы перечислили отца, мать, дядю, но не жену и детей; они той же крови? Дети – той же крови, а жена?
Г.: Она той же крови, если у вас есть дети, потому что кровь тогда смешана с кровью жены. Но если вы женаты и не имеете детей, она не вашей крови, и вы можете послать жену к дьяволу. Если у вас есть дети, она относится к вашему роду. Когда есть дети, отношения должны быть полностью другими; весь мир это знает. Крови смешиваются, когда есть дети. Что касается детей, кажется, что лучше декристаллизовать определенные факторы, определенные слабости, касающиеся ребенка. Если вы работаете, вы должны работать над своей слабостью: ваша слабость состоит из тысячи вещей. Например, ваш ребенок требует от вас любви – нормально; автоматически вы его не любите. Такого не должно быть. Если вы работаете, вся работа должна иметь одну ценность для вас. Эти мелочи показывают мне, что вы работаете не над собой; вы по-разному относитесь к своим детям. Один из ваших детей, например, затрагивает бессознательно одну из ваших слабостей. Из-за этого вы начинаете ее ненавидеть; этот ребенок, мало-помалу, начинает вас раздражать; когда это продолжает повторяться, это может кристаллизировать в вас некоторые факторы ненависти; и если эти факторы продолжают кристаллизоваться, может случиться, что отец убьет своего сына. Его злейшим врагом будет его сын. Вы должны делать свою работу. Ваши дети должны иметь одинаковую ценность для вас. Все – вашей крови. Через них вы можете иметь контакт со своей женой. В этой связи, в Азии есть оригинальный обычай. Кого-то зовут Фатма. Но когда у нее есть ребенок, ее муж зовет ее Падги, что значит «сестра», и жена зовет своего мужа Кардавате, что значит «брат». Они названы братом и сестрой, они больше не муж и жена. Это абсурдно и в то же время это учит кое-чему. И это пришло из очень далеких времен.
Филипп: Если ребенка пугает, что отец обнимает мать или касается ее руки при нем, нужно этого избегать и не касаться матери при нем?
Г.: Да.
Филипп: И это правильно, что это так сильно в ребенке?
Г.: Я снова объясню вам кое-что восточное. Когда появляется ребенок, с этого момента отец и мать должны понять, что жизнь для них закончилась; их жизнь, их удовольствия, всем жертвуется для детей. Они делают все для детей и отказывают себе во всем. Они отец и мать, их жизнь завершена. Их цель – это их ребенок, они должны делать все для него, даже убивать, даже воровать, какие-то плохие действия – для своих детей.
Ле Прюдом: Есть вопрос на ту же тему, который я хочу вам задать. Наше отношение друг к другу. Мы должны поступать с теми, с кем учимся, так же, как с чужими людьми?
Г.: Здесь это не то же самое. Здесь – товарищи. Вы должны вступить в компромисс со своей совестью. Вы знаете, что первая заповедь – что рука руку моет. Вы понимаете? Если правая рука не моет левую, левая не моет правую. Если правая не делает это (Гурджиев показывает жест, изображающий мытье рук), левая рука не делает того. Если вы не поступаете хорошо со своими товарищами, ваши товарищи не будут делать добра вам. Если вы делаете добро, они обязаны помочь вам.
Ле Прюдом: Потому что мои товарищи стали родней и дороже, чем моя семья.
Г.: Это потому что они нужны вам, но вы не должны становиться рабом.
Ле Прюдом: Это привилегия, которой я никогда не чувствовал.
Г.: Но без сентиментальности, без отождествления; это мысль, что должно быть так.
Ле Прюдом: Я не могу этого отделить.
Г.: Но своим сознанием, вы должны не быть порабощены; то, что хорошо сегодня, может быть плохо завтра. Завтра товарищ может поступить с вами как с чужаком. А ваша сестра так не может.Доктор, я поговорю с вами в течение недели; и вы, мадам Дюбо, вы можете сделать для меня хорошую работу, если последуете совету зеркала.
Г.И.Гурджиев. Восемь встреч в Париже. Встреча 18 января 1944 г.
Мадам Дюбо: Мне трудно провести границу между тем, что я чувствую и что реально, с одной стороны, и тем, что я чувствую и что является воображением, с другой.
Г.: Доктор – очень хороший специалист в этих вопросах, Филипп, объясните; помогите этой бедной женщине.
Филипп: В состоянии спокойствия не обманываешься. Необходимо помнить это состояние...
Мадам Дюбо: Но, например, во время упражнений мне трудно увидеть, имеет ли то, что я вижу, реальную основу. Например, мне казалось невозможным, во время упражнения, заполнить свои руки.
Г.: Я говорил вам не ждать от этого упражнения. Я говорил вам ничего не ожидать от этого упражнения. Это упражнение, которое даст вам понимание. Что-то еще – после. И потом, возможно, можно будет понять, что является фантазией. Вы понимаете?
Мадам Дюбо: Немного.
Г.: Чтобы понять, нужно «делать», получить опыт. Эти упражнения дадут вам этот опыт. Эти упражнения создавались на века, даже еще до того, как существовала Европа.
Померо: Я хотел бы знать, совместима ли Работа с амбициями, желанием власти, во внешнем плане?
Г.: Если это помогает вам в вашем упражнении, вы можете это делать. Например, вы можете убить кого-нибудь. Я дал такой неограничивающий совет; будьте эгоистом. Вы ничего не можете делать. Вы должны сначала твердо стать на ноги. Потом вы бы могли что-то делать; ваш вопрос абстрактен.
Померо: Это не в точности то, что я хотел спросить. Можно ли иметь амбиции, внешние по отношению к работе?
Г.: Вы можете поставить это как задание, но это необязательно. Это может прийти, а может не прийти. Возможно, это совместимо с работой.
Померо: Значит, не необходимо это уничтожать сейчас?
Г.: Необязательно. Но если это мешает в серьезной работе, вы должны уничтожить это. Если вы можете делать это сознательно, можете сохранить это.
Померо: А если это физическая вещь.
Г.: Это может быть физической вещью, но не автоматической вещью. Поставьте себе сознательное задание и выполняйте то же самое по инерции.
Померо: Как мне знать, что мое решение сознательно? Если я хочу денег, например, это определенно из-за жадности.
Г.: Это другой вопрос. То, что вы приобрели в работе, вы не должны использовать во внешней жизни. Пока вы имеете дело со мной, вы должны внешне играть роль, но внутренне учиться никогда не отождествляться. В работе приходят некоторые вещи, некоторые неординарные возможности. Никогда не используйте их во внешней жизни.
Мадемуазель Доллингер: Г-н Гурджиев, можно ли помочь работе молитвой, и как молиться?
Г.: Тогда необходимо сделать серьезную вещь. Прежде всего это необходимо для будущего, концентрируйтесь не одним центром, а всеми тремя. Вы должны думать, чувствовать и переживать. Это важно. Для этого – отдельные упражнения; молиться, петь и даже мастурбировать.(Боби смеется)Почему вы смеетесь? Когда используется сильное выражение, чтобы заставить вас понять, это никогда не плохой тон. Я использую слово «дерьмо» или слово «мастурбация», потому что они уже зафиксированы во мне. Я могу из использовать, не подбирая их. Одно из слов моего словаря, которое не любит мадам де З.: «dessaler» (высасывать соль). Я могу говорить иногда свободно с незнакомыми людьми.
Хинетт: Правило, которое только что было объяснено, заставляет меня сомневаться. Мне кажется, иногда нельзя не использовать некоторые результаты работы. Я подумал о примере, о моем классе, который я веду по-другому последний год.
Г.: Я хочу сказать о другом. Мы об этом не говорили. Это нормальная вещь. Вы могли бы даже сделать это без меня. Чем вы старше – тем опытней.
Ален: У меня иногда получается найти мысль, которая яснее, больше, и через нее я понимаю гораздо больше всего. Могу я их использовать?
Г.: Выполняйте только ваши упражнения.
Ален: Я как будто бьюсь об каменную стену...
Г.: Выполняйте это как упражнение. В точности, как в игре на пианино. Сначала нужно играть много упражнений, прежде чем играть мелодию. Вы должны делать упражнения и жить, как раньше. Никто не должен замечать, что вы работаете внутренне. Это ваша внутренняя цель – не отождествляться. Играть роль – это не цель, это средство.
Ален: Я хотел бы более постоянного правила, чтобы не отождествляться.
Г.: Все приходит со временем, и нужно только практиковаться.
Ален: ...
Г.: Вы сейчас философствуете. Я сказал, что наша цель – не отождествляться. Изучите ваши прошлые проявления. Что вы можете беспристрастно о них сказать? Это будет подсказкой в вашей работе. Вы обнаруживаете, что не отождествлялись, когда смотрели на свои проявления в прошлом. Необходимо быть внутренне беспристрастным. В данный момент это невозможно. Каждая одушевленная или неодушевленная вещь – мы смотрим на них всегда пристрастно. Это наша слабость. Необязательно искать новые средства в качестве помощи. Вы должны добиться этого.
Оранде: Месье, я в плохой ситуации.
Г.: Во-первых, доктор, я говорил вам.
Оранде: В течение недели у меня не получались мои упражнения, даже простое вспоминание в течение четверти часа, потому что меня направляет получающийся результат… Я думаю о работе, но у меня никогда не получается сделать решительное усилие.
Г.: Вы пока не можете ожидать результата. Пока вы можете только делать упражнения. Чтобы играть мелодии, нужно долгое время это делать. Возможно, у вас есть иллюзия, потом разочарование, так это происходит. Это состояние приходит, когда человек чувствует озарение или разочарован. Вы должны думать только о будущем. Вы должны только делать упражнения. Потом вы будете способны демонстрировать другое качество игры.
Мадам Дюбо: Мой способ мышления заставляет меня думать иногда, что все это – мечтания. Когда у меня нет желания работать, я говорю себе, что все это неправда – что это плод воображения.
Г.: В вас много «сволочей». Как «Месье Гурджиев», я не могу вам помочь. Только как врач. Но у меня нет права практиковать во Франции. Я помогаю только английским и американским пациентам.
Мадам Дюбо: Тогда я могу только оставить это.
Г.: Вы должны пройти этот кризис. Теперь, если вы распознали свое ничтожество, вы можете принять реальное решение что-то изменить. Если бы у меня была крестная дочь, чтобы вас успокоить, я бы ее к вам не направил. Нужно благодарить природу, что этот кризис начался, и что он начался так быстро. У Филиппа похожий кризис бывает два раза в году. Теперь вы работаете на меня. Когда война закончится, я дам вам хороший чек. Даже с американскими «нулями». Доверяйте мне.
Денис: Совместима ли честность со спонтанностью?
Г.: Они могут существовать вместе, но предпочтительно, чтобы они не существовали вместе. Спонтанность не намеренна. Не нужно быть честным с другими, только с собой. Вы никому не должны доверять, ни вашей сестре, ни вашему брату. Вы честны с собой. Если вы честны с другим, вы открываете все ваши карты. Он сядет вам на шею. Эта честность – болезненна. Возможно, вы ничего не имеете внутри, но другой воображает, что у вас что-то есть. Пусть воображает. Мадам Дюбо, что у вас были за ассоциации, почему вы смеялись?
Мадам Дюбо: Не могу сказать.
Г.И.Гурджиев. Восемь встреч в Париже. Встреча 25 мая 1944 г.
Сегодня не так много людей.
Мешин: Я делал довольно регулярно упражнение по «наполнению». Оно сделало меня болезненным. У меня были головные боли в течение дня. Должен ли я продолжать?
Г.: Продолжайте. Вы пройдете этот кризис, ваше спасение – внутри. Вы должны успешно прорваться через что-то. Не щадите себя; эта болезненность может дать вам точность. Вы сильны как боров. Но в нашей работе нужно быть козлом, молодой козел – замечательно, старый козел – плохо пахнет. (Обращаясь к доктору) Жаль, что вы пришли поздно, я говорил кое-что о медицинских вопросах. Я поступаю противоположно обычному доктору: он не волнуется, я заставляю его волноваться; доктор нянчится с этим, я это преувеличиваю. У него есть все, кроме этой штуки. Он бык, но не чистокровный бык. Это необходимо, чтобы стать чистокровным быком. Если вы не изменитесь, вы останетесь похожим на старого козла. Движущимся источником ужасных эманаций. Часто вы видите, доктор, среди своих пациентов...
Померо: У меня есть впечатление, что возникает все больше трудности с упражнением по воскресеньям. У меня не получается дать толчок груди и позвоночнику.
Г.: Вы знаете, почему это трудно?
Померо: Я не знаю; возможно, потому что я слишком много работаю головой.
Г.: У вас нет интереса; вы не работаете своим бытием. Вы хотите делать это только теоретически… это не вы. Вы решили случайно своей головой, но это не вы – кто этого хочет. Сейчас вам необходимо иметь цель всем своим существом; если вы пойдете по этому пути, тогда вы немного пробудите эту функцию; вы не чувствуете, потому что у вас нет чувств. Кроме всего прочего, я скажу одну вещь, которая не для вас и в то же время для вас. Этим вечером я убедился в одной вещи, которая может сослужить большую службу каждому из вас. Это инстинкт, который не деградировал. Вы принадлежите к дегенерировавшему классу. Когда вы говорите о «простых людях», это люди, которые еще не дегенерировали. У вас нет той нормальной вещи, которая есть у всех животных. Вы замечаете это у простых людей; на это я скажу, они – чистокровны, не дегенераты; это малообразованно, это – по-простому. Эта вещь, которую мы с вами начали, хорошо было бы вернуться к чему-то древнему или было бы хорошо, чтобы что-то новое родилось в вас. Вы можете начать видеть, когда приходите ко мне в седьмой раз. Вы не имеете контакта или вы не отравляете себя, одно или другое, чтобы двигаться к тому, что вы желаете. Возможно иметь общий контакт посредством цели. Это возможно с практикой. Например, когда вы сидите вместе, не тратьте время внутренне, как в жизни. Используйте эту возможность, чтобы выполнять упражнение; внушите себе, что эта атмосфера вокруг вас пробуждает желание двигаться к цели… каждый, кто находится здесь. Эта атмосфера поддерживает в движении всем вашим существом к общей цели. Когда вы находитесь вместе, внезапно, автоматически это создает это тепло. Вы можете получить ответное действие во всем городе. Париж велик; но если вы начнете, станет возможным, понемногу, то, что если одно движение произведено в этой атмосфере, оно произведет движение повсюду. Вы знаете о различных телепатических явлениях. Это как если бы атмосфера стала больше; этот материал формируется как паутина. Если, в одной из ячеек, появляется новая сила, это найдет соответствие во всей сети, как в электрической цепи. Необходимо, когда вы случайно оказались вместе, делать упражнение. Вы создаете фактор направления к осуществлению вашей цели всей вашей массой. Для этого необходимо, чтобы случились две вещи, само-внушение и представление в формах, но субъективных формах. Вначале вы поймете, что происходит; неважно рисовать это себе в точности. Представьте, что в вас есть сеть. Если один ток подается на одну точку, он появится везде, если одно чувство теплоты есть в одной точке, все точки почувствуют тепло, холод. Представьте теперь, что то, что случается в одном месте, случается везде.
Ланктен: Во время недель, что только что прошли, я пытался четко отделить две части в моей жизни. Я пытался устроить мою внешнюю жизнь как функцию моей внутренней работы, по которой я принял решение, и больше не делать эту работу в такие моменты, свободные для жизни. Центр этой работы – упражнение по «наполнению», которое позволяет мне достигнуть формы, в которой я всегда могу себя найти. Но в жизни я встречаюсь с двумя препятствиями. Мое тело и моя голова. Мое тело – препятствие, которое я знаю. Я знаю, как возобладать над ним. Но то, что я не могу подчинить себе – это моя голова, мое внимание. Я не вижу, как разрушить это препятствие. Когда я форсирую, я всегда достигаю результата, но я чувствую, что неправильно форсирую.
Г.: Вы знаете, что вашим телом вы рано или поздно добьетесь успеха. Голова не существует; это результат тела.
Ланктен: Но когда тело полностью пассивно...
Г.: Вашей головой вы можете; вашей головой вы не можете... но голова – это тело.
Ланктен: Телом я вижу, что делать, но не головой.
Г.: Работайте телом, для вашего тела.
Ланктен: Вы забыли о голове.
Г.: Если тело меняется, голова изменится… другое тело, другая голова. Если вы уже чувствуете что-то своим телом, продолжайте. Голова будет следовать за телом.
Мадам де З.: Голова ничего не должна делать; она должна присутствовать как свидетель. Она научит себя вспоминать.
Г.: Это послужит вам помощью во вспоминании. Роль вашей головы – присутствовать. Служба вашей головы – быть постоянным свидетелем. Мало-помалу, она перестанет отсутствовать. Через это вы можете измениться. Это очень хороший совет.
Кан: У меня есть чувство этого упражнения. Я чувствую вещи, которые я наполнил. Но я теряю стремление; у меня возникают нервные напряжения, которыми я не могу управлять.
Г.: Вы потеряли ритм. Необходимо делать разные вещи. (1) Нормально вдыхаете; (2) Держите воздух, становясь ненапряженным; (3) Выдыхаете, не напрягаясь. Необязательно расслабляться, когда вы задерживаете воздух.
Кан: У меня всегда выдох с напряжением.
Г.: У вас нет ритма, возможно, у вас есть другие дисгармонии.
Кан: Вы сказали мне вдохнуть немного воды; у меня всегда одна ноздря закладывается.
Г.: Вы должны продолжать. Если вы болели всю жизнь, невозможно поправиться за одну неделю. Вы уже изменились; раньше всегда одна ноздря закладывалась. Доктор, это оригинальная вещь – то, что это органическое проявление исчезает. Оно перемещается в другое место, поэтому это не болезнь; и все же – болезнь. Для всех врачей болезнь здесь или там; я говорю, что это проявление может исчезнуть и переместиться куда угодно, сюда или сюда… Если не болезнь, то что это? Это оригинальная абсурдная вещь, но пациент понимает это.
Кан: Раньше всегда у меня было впечатление, что если бы меня направляли, у меня получилось бы заставить это напряжение исчезнуть.
Г.: Продолжайте и делайте новое специальное упражнение. Для начала возьмите ваши часы и разделите ваше время на три части, не больше 10 секунд каждая, от 5 до 10 секунд, и не часто, 2 или 3 раза в 24 часа.
Кан: Не в жизни.
Г.: С упражнением это лучше всего. Уделяйте этому половину внимания.
Паке: Как я могу узнать и определить, отождествлен ли я с работой.
Г.: Вы никогда не должны работать больше одной третьей времени состояния бодрствования; если во время других двух третей вы думаете о ней, значит вы отождествлены. Это просто заметить.
Абулькер: Вы сказали мне, что бывают моменты для того, чтобы возненавидеть своих родителей... теперь я могу это сделать. Теперь я понимаю, что я должен возненавидеть взгляды, которые я имел относительно них и что я должен жить так, как если бы я всегда был сиротой.
Г.: Вы жалеете себя в такие моменты?
Абулькер: Напротив, я получаю от них какую-то силу.
Г.: Какую силу?
Абулькер: Силу рассчитывать только на себя.
Г.: Вы слышали мое объяснение? Как вы чувствовали, я был доволен или недоволен?
Абулькер: Поскольку вы говорили со мной об этом довольно давно, вы должны знать, что должно случиться.
Г.: Не забудьте спросить мадам де З.Сколько сейчас времени?Попробуйте теперь сделать упражнение по созданию сети. Все братство тоже делало ту же самую вещь. Вы знаете пословицу: «Один за всех, все за одного». В обычной жизни это ложь, потому что это нереализуемо. Но тут – братство. У них всех была общая цель. Один из них – где-то там; но он должен желать, что все этого достигнут, и, наоборот, остальные тоже обязаны помочь ему. Этот пример ведет к тому, что нужно делать. Это поможет вам получить контакт. Даже эгоистически нужно желать этого, потому что в любом ослабленном состоянии помощь может прийти. Можно сказать, слово в слово, что это – как паутина.
Мадам Тезенас: Может ли прийти помощь самому слабому таким образом?
Г.: Не в этом дело. Это только побуждение. Есть две вещи: материя и сила. Это упражнение – чтобы подгонять, побуждать, приводить в движение.
ПОСЛЕ ОБЕДА
Г.: Блондинка номер два, что нового с вашим здоровьем?
...
Г.: Хорошо или плохо – это не существует. Существует только изменение.
Мадам Ви: У меня больше головных болей.
Г.: Иногда плохим называют то, что хорошо. Раньше у вас никогда не было головных болей; так что это очень хоро