Тегеран, 1943(ноябрь): встреча «большой тройки».

Кон­ференция началась 28 ноября 1943 в. Заранее выработанной по­вестки дня не существовало , хотя ее участники знали, о чем пойдет речь. За столом переговоров встретились И. В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Каждый из них, прибыв на конференцию, думал о достиже­нии своих целей. Надо отдать должное Сталину сумел весьма. Тонко сыграть на некоторых противоречиях между Черчиллем и Рузвельтом. Более того, ему удалось убедить Рузвельта, остановиться в советском посольстве. Обосновано это было ре­альной угрозой готовившегося гитлеровскими спецслужбами поку­шения на «большую тройку». Острые эпизоды конференции пере­межались дружескими застольями, тем более что один из дней конференции совпал с днем рождения Черчилля.

1. Был установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции –в мае 1944 г.

***Черчилль попытался прозондировать возможность в дки войск союзников на Балканском полуострове Смысл этих попы­ток Ф. Рузвельт позже объяснил так: «Всякий раз, когда премьер-министр настаивал на вторжение через Балканы, всем присутство­вавшим было совершенно ясно, чего он на самом деле хочет. Он прежде всего хочет врезаться клином в Центральную Европу, что­бы не пустить Красную Армию в Австрию и Румынию, и даже, если возможно, в Венгрию. Это понимал Сталин, понимал я, да и все остальные...» Сам Рузвельт был убежден, что кратчайший путь к победе лежит через высадку в Северной Франции. Это совпадало с интересами Советского Союза. После непродолжительных, но острых дискуссий между Черчиллем и Сталиным о сроках откры­тия второго фронта, во время которой, Сталин пригрозил покинуть конференцию, было принято решение, что высадка союзников в Северной Франции произойдет в мае 1944 г: Советский Союз взял на себя обязательство приурочить к этому времени крупное наступление.

2. На последнем заседании участниками совещания положено начало обсуждению польской проблемы Западные союзники подни­мали вопрос о восстановлении отношений между СССР и польским эмигрантским правительством, предстояло также решить вопрос о границах Польши. К этому времени у СССР не существовало дипломатических отношений с польским пра­вительством в эмиграции. Установленные вскоре после нападе­ния Германии на Советский Союз, они были разорваны в апреле 1943 г. Разрыв был связан с рядом обстоятельств, но прежде всего с так называемым «катынским» делом.

*** В 1942 г. в катынском лесу под Смоленском были обнаружены останки несколь­ких тысяч расстрелянных польских офицеров, оказавшихся на тер­ритории СССР после 17 сентября 1939 г. Первоначально немцы разрешили провести независимую экспертизу польским меди­кам. Они пришли к выводу о том, что смерть людей наступила в 1940 г., но отказались выступить с антисоветскими заявле­ниями, не желая давать козыри нацистам — своим заклятым врагам. Комиссия Международного Красного Креста публично заявила, что польские офицеры были расстреляны в 1940 г. СССР тогда же опроверг это заявление, обвинив во всем Германию. И после войны «катынский вопрос» осложнял советско-польские отношения. Следует отметить, что немало свидетельских показа­ний, иных данных подтверждает гибель польских офицеров именно в 1940 в. Только в 1990 г. руководство СССР официально при­знало ответственность НКВД за катынский расстрел.

Отношения с польским правительством осложнились еще и потому, что в сентябре 1942 г. с территории СССР была выведена 40-тысячная польская армия, сформированная в нашей стране. Впоследствии поляки мужественно сражались на стороне союзни­ков в Италии, но их уход в тяжелом сентябре 1942 г. был кри­тически воспринят в СССР. Правда, часть польских солдат и офи­церов остались на территории СССР, сформировав дивизию им. Т. Костюшко , ставшую ядром возрожденного Войска Поль­ского. В вопросе о будущей советско-польской границе Сталин от имени СССР имени настаивал на признании границ 1939 г., которые в целом совпадали с линией Керзона , предложенной еще в 1920 г. и позволяли закрепить воссоединение народов Украины и Белоруссию народов. Рузвельт и Черчилль» в главном согласились с этим требованием, а Черчилль в свою очередь, обещал посоветовать полякам принять данное предложение.

3.Сталин от имени Советского Союза дал обязательствопосле разгрома Германии присоединиться к борьбе с ее союзником в Азии— Японией.

4.территориальное послевоенное устройство- к СССР –де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии

Поздно вечером 1 декабря 1943 г. была согласована декла­рация, заканчивавшаяся словами: «Наше наступление будёт беспощадным и нарастающим. Закончив наши дружественные со­вещания, мы уверенно ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в со­ответствии со всеми различными стремлениями и своей совестью. Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсю­да действительно друзьями по духу и цели».

Наши рекомендации