Г.И. Гурджиев. Восемь встреч в Париже. Встреча 22 июля 1943 года

Симон: Прежде чем познакомиться с Работой, я был более беспокойным, потому что я ощущал, что есть плохие вещи, от которых я никогда не смогу избавиться сам. Это держало меня в напряжении, не постоянно, может быть, но очень часто. Я почувствовал, что в Работе это исчезло, и я стал спокойней внутри. Я хотел бы снова найти это состояние беспокойства, потому что внутри его не хватает. О чем бы я мог думать или что делать, чтобы снова его найти?

Г.: Раньше вы верили, что можете продвинуться таким образом. С этими результатами вы ничего не сделаете. Вы можете двигаться вперед, только если вы делаете усилия больше, чем обычно. Но возможно вы даже не почувствовали вкуса этого. Вы здесь уже долго время; вы должны были понять, что такое усилие. Само-усилие. Я хочу сообщить вам тайну: само-усилие никогда не возможно сразу; нужна подготовка. Необходима борьба. До того, как человек продвинется, он то забывает, то вспоминает, то забывает, то вспоминает. Но когда вы успокоены, вы можете думать и начать делать; до настоящего момента вы не делали усилий.Симон: Именно поэтому я задал этот вопрос. Я в этой точке и чувствую себя слишком расслабленным.

Г.: Вы воображаете, вы верите, что попадете прямо в Рай. Нет, здесь должны быть усилия больше обычных. Например, для этого человека (указывает на новичка) это достаточно хорошо, но вы, вы так далеко не уйдете. Вы должны начать делать сверхусилие, и теперь, если вы не сделаете его, это будет потому, что у вас нет цели. Как вы можете оставаться спокойным? С усилиями, которые вы делаете сейчас, вы никогда не продвинетесь. Нормальный человек не может быть спокойным.

Симон: Именно это делает меня беспокойным.

Г.: Здесь необходимо делать усилия. Вы привыкли вести себя, как раньше в жизни. Раньше, нормально, но сейчас этого уже недостаточно. Усилие должно напрячь все ваши мускулы, все ваши нервы, даже весь ваш мозг. У вас должна быть такая концентрация. Вы должны были это делать подолгу. Вначале, для нового человека, это простительно. Для вас – вы имеете вкус настоящей работы. Вы должны ощутить его в вашей обычной жизни. Я есть – всегда: я есть. Никогда не забывайте. Мало-помалу ваше «я» установит контакт с вашей сущностью. Необходимо повторять это множество раз.

Доктор: Я стал предпочитать яростные эмоции вместо привычных и пассивных.

Абулькер: Инерция.

Г.: Этого не существует для вашего настоящего «Я» - активного или пассивного. Это зависит от вашего состояния. Внешние вещи не важны. Вспоминайте иногда, что вы считаете это негативным, а оно, может быть, наоборот. Чтобы получить материальную истину, не думайте о вашем состоянии. Не философствуйте, только наблюдайте, нацельтесь на свое реальное «Я».

Люк: Я пришел к почти таким же наблюдениям, как и доктор. Но это заставляет отрицательные эмоции возвращаться еще более сильными. Эта неделя была лучшей, потому что было несколько отрицательных эмоций. Это опасно, это реально, может произойти опустошение, но я получил вкус того, чем может быть жизнь.

Г.: Продолжайте. Но с пониманием того, что вы накапливаете эту субстанцию не только для настоящего, но и для будущего. Это очень важно. Время уже подумать о том, чтобы вспомнить, и, в то же время, нарисовать себе в формах, не в словах, что с вами происходит.

Люк: Я был опустошен моими отрицательными эмоциями даже органически. Сегодня, я никогда не чувствовал себя так хорошо, таким полным жизни.

Г.: У вас раньше никогда не было «жидкого серебра». Вы должны чувствовать, что у вас сегодня есть какое-то количество жидкого серебра.

Люк: Чувствуешь, что тело в напряжении, что оно – арена борьбы, что оно вот-вот разорвется на кусочки.

Г.: Вспомните, я говорил: человек – не свинья, он не может лопнуть из-за того, что ест. У свиньи нормальный желудок, она не может съесть больше, чем позволяет ее желудок, иначе она лопнет; человек – это такой негодяй, у него резиновый желудок. Он – хуже, чем свинья – он глотает, глотает, и никак не лопнет. Но мало помалу он дегенерировал. Даже резина, если ее не использовать, сжимается. Только если он поглотит в тысячу раз больше себя, он будет таким, каким должен быть. «Лопнуть» - это фантастическое слово. Свинья может лопнуть, человек – нет. У свиньи нормальный желудок, у человека – нет. У человека резиновый желудок, как и все его органы. Продолжайте без страха, даже в десять раз сильнее; тем лучше; вы будете продвигаться в десять раз быстрее в моей группе. Не бойтесь, вы не лопнете. Это воображение. Как кто-то может лопнуть, когда хорошо ест? Вы привыкли проглатывать, как свинья. Вы никогда не едите хорошо. Только сейчас вы начинаете учиться, как правильно поглощать. Не бойтесь. Продолжайте и продолжайте. Оставьте это ощущение, которое появляется при расширении; вы совсем как ребенок, у которого отрыжка, когда он съел много. Природа растянет его желудок. У ребенка бывает тысяча отрыжек. Не волнуйтесь, у вас будет еще 999.

Мадам Франк: Мне понятна борьба с отрицательными эмоциями, но что меня больше всего волнует, это очень легкомысленная сторона моего характера, которая шутит, даже по поводу моего ничтожества. Это не позволяет раскаиваться и сожалеть. Как от этого избавиться?

Г.: Это означает, что вы не знаете, чего ищете. Вы интересуетесь этим вопросом, не пользуясь инстинктом. Вы выразили это очень хорошо. Я понимаю, почему вы не продвигаетесь. Я понимаю, почему вы топчетесь на месте – раз, два, раз, два – до этого момента, ваш инстинкт был изолирован. Он никогда не принимал участия в вашей работе. Я дам вам ряд упражнений. Но вы поняли, что я сказал. Вы почувствовали, что внутри вы не заинтересованы в тех вещах, ради которых вы работаете. Что-то в вас остается в стороне; оно наблюдает. Другая часть вас делает что-то еще; вы работаете без инстинкта. Все работает – голова, чувства, только не то, что должно. Оно не сделало ничего, чтобы измениться.

Хинетт: Я пробовал использовать отрицательные эмоции. Я преодолел их очень хорошо, но появилось чувство, что я уничтожил их, а не преобразовал. Я не преуспел в использовании их силы. Я подавляю их.

Г.: Вы не подавляете их. Что происходит в вас – другой импульс на время становится на место негативного импульса. А тот – в сторону, на время. Но он не уничтожен. Необходимо много раз – «Чик, чик» - чтобы уничтожить их. Вы не можете быть уверены, что они отсутствуют; но если вы поменяете состояние, вы увидите, что они функционируют более слабо. Так что у вас есть план работы. Если вы поняли, продолжайте избегать, отгонять эти импульсы. Но не расслабляйтесь. Вы делаете это безмятежно. Это другой импульс, приходящий на смену, слишком тонкий для вас, чтобы его почувствовать; и вы воображаете, что больше не имеете отрицательных эмоций. Только сильные вибрации достигают вашего сознания.

Мешин: Во время упражнений меня очень беспокоят ассоциации. Я ничего не могу с ними поделать. Как мне быть?

Г.: Ассоциации – часть вашего присутствия. Если бы наше присутствие имело цель, оно хотело бы, чтобы что-то произошло. Это доказывает, что наше присутствие не имеет цели. Цель есть только в одном центре – «он хочет попасть в Рай в грязных ботинках». Нужно всем своим присутствием ощущать цель и работать для этого. Не только одной частью, одним центром. У меня есть ассоциации; но они не достигают моего сознания. Циркуляция крови тоже происходит сама по себе. Это автоматическая функция. Она не беспокоит меня. Она происходит день и ночь. Также есть ассоциации, как и работа моего сердце, и есть другие функции, например, я вижу, если я обращаю на это внимание. Я могу думать об этом весь вечер, каждый сантиметр дает мне другие ощущения. Автоматически вы поглощены этим. Вы должны иметь цель, и отставить в сторону органические функции. Не слушать их сознанием, мыслью. Нужно научиться думать беспристрастно. Только такая сила усилия приведет вас к нормальной мысли. Мадам де З. может сформулировать для вас упражнения.

Г., обращаясь к Анси: Вы поняли?

Анси: Нет.

Г., обращаясь к Люку: Вы понимаете?

Люк: Да.

Г.: Тогда объясните ему, это будет вашим заданием.

Анси: Я замечал раньше, что мои отрицательные эмоции появлялись в отношениях с людьми. Я злился и не соглашался, когда говорил с людьми. Какое-то время я пытался с этим бороться. Но я впал в безразличие и не знаю, как изменить мое состояние.

Г.: Необязательно его менять; это очень хорошо. В вас растет переоценка ценностей. Раньше вы интересовались дешевками. И то, что не было интересным, не имело для вас ценности. Теперь то, что для вас ценно, не было вам интересно раньше. Вот в чем причина.

Анси: Но я хочу измениться.

Г.: Зачем? Ваше состояние уже изменилось. Раньше вы не видели, что интересуетесь вещами, не имеющими ценности. Теперь видите. Ваше состояние изменилось.

Анси: Но если что-то задевает меня, вместо того, чтобы злиться или обижаться, мне все равно.

Г.: Нормально, это незначительно, но нормально. Раньше у вас была собственная привязанность. Это дешевка, это ординарная вещь; теперь вы это поняли. Вы видите, что это идиотизм, ничтожество, грязь; раньше вы этого не знали. Сейчас вы это видите, вы не злитесь. Вы видите проявление грязи. Если это похоже на то, я очень спокоен. Не желая этого, не зная этого, вы уже продвинулись объективно, механически продвинулись. Скоро вы будете нашим ценным товарищем.

Ланктен: Возможно ли в настоящих условиях избегать негармоничного развития тела в целях общего развития?

Г.: Для физического развития нет плохой погоды. Нет политических эпох. Оно всегда необходимо. Вы должны обучать ваше тело с помощью вашей головы, сознательно. Это очень просто. Никогда не позволяйте ему делать, что хочет. Заставляйте его делать противоположное тому, что оно любит. Оно любит сахар – не давайте ему его вообще. Вы должны приучить его к борьбе, вы всегда правы, когда сопротивляетесь вашему телу. Это просто. Все в противоположность ему; Бог создал ваше тело и ваш интеллект. Это очень простая вещь. Для этого не нужно читать. Программа очень проста. При всех условиях, во всех политических ситуациях, человек должен научить свое тело быть послушным ему. Ваша личность может учить ваше тело. Тот, в ком тело сильно и ему принадлежит инициатива – ничтожество. Тот, кто поработил свое тело – разумен. Вы понимаете, что значит – разумен? Разумен тот, кто управляет своим телом. Если тело управляет, вы – ничтожество, деревенщина – если вы управляете телом, вы умны. Так что выбирайте, чего вы хотите. Ум или деревенщина? Хотите быть деревенщиной – позвольте телу управлять вами. Хотите быть умным – управляйте своим телом. Чем больше вы управляете своим телом, тем больше оно вам сопротивляется. И сопротивляясь вам, тем больше силы оно вам дает.

Г.И. Гурджиев. Восемь встреч в Париже. Встреча 18 сентября 1943 г.
Лекция: введение к 8-й серии. Некоторые книги Гурджиева.

После обеда Гурджиев спрашивает тех, кто вернулся из отпуска, дать отчет о своей работе.

Мадам Франк: Я делала два упражнения, которые вы дали мне во время отпуска, упражнение на разделение надвое и упражнение на чувствование горячего, холодного и слез. Не могу сказать, что получила много результатов от этих упражнений, но есть результат в понимании. При разделении надвое, не могу сказать, что у меня это получилось, но эта работа дала мне центр тяжести в моей голове. Это изменило многие вещи для меня и позволило мне разотождествиться немного с телом, и мне более понятна моя работа. Я лучше знаю, что я делаю и как я должна это делать. Это изменило ценности.

Г.: Я уже понял, что вы обладаете личностью. Теперь вы чувствуете в себе кое-что, разделение. Тело – это одно, а вы – это другое.

Мадам Франк: Это то, что я чувствую, и это вещь, которая меняет все.

Г.: Можете себя поздравить. Я рад всем своим существом. Это – первая вещь. Без этого вы никогда не сможете продолжать. Без этого и десять лет, и сто лет ваша работа была бы только щекотанием.

Мадам Франк: Мне кажется, что что-то было преодолено.

Г.: Теперь вам нужно это зафиксировать. Нужно вскармливать ребенка, чтобы он мог расти. Давайте ему хорошее молоко, немного яиц, все, что необходимо для ребенка. Когда он немного подрастет, он сможет говорить и я смогу его понять. По-моему, это надолго.

Мадам Франк: Я хотела сказать вам, что упражнение на чувствование показало мне что я жила в воображении, потому что я заметила, что только когда я чувствую что-то телесно, это реально; но я неспособна хорошо сконцентрироваться на картинке или образе.

Г.: В целом это ваша слабость. Но необязательно об этом говорить. Это уже субъективная вещь. Теперь, если я что-то объясняю, вы можете понять. Раньше вы ничего понять не могли. В первый раз вы обиделись. Теперь, если я скажу то же самое, вы сможете понять.

Мешин: Я пытался продолжать с упражнением на разделение надвое, увидев, что не продвигаюсь в этом, я подумал, что это происходит, потому что «Я» во мне было недостаточно сильным. Все мое внимание сдвинулось к «Я есть» и, как результат, это развилось мало-помалу в гораздо более сильное, чем когда-либо у меня было, чувство «Я». Я в результате убедился, что это поменяло все ценности для меня, то, что я до этого понимал теоретически, теперь я понимаю по-другому и это меня привело к пониманию многих проблем, которые зафиксировались во мне, особенно необходимости играть роли. Но во время отпуска я остался один в той роли, которую должен был играть, я должен был играть ее с моими родителями, особенно с моей матерью, и именно в этом была трудность. Я поймал себя на том, что я был совершенно неспособен играть роль, это было невозможно.

Г.: Вы поняли, что значило играть роль; вы поняли, как это ценно для вас, вы почувствовали вкус этого? Браво!

Мешин: Потом я продолжил с упражнением по разделению надвое. Я пытался его понять и однажды, проходя мимо зеркала, я очень удивился тому, что смотрел на себя как на незнакомого человека. Я подумал, что мне стоило бы использовать это переживание, чтобы делать это упражнение; затем, выполняя упражнение, я увидел себя, как видел себя тогда в зеркале; у меня была только одна холодная картинка, без жизни. Я видел безжизненное тело и пытался установить связь с моим реальным телом. Пытаясь это сделать, мне показалось, что это дало мне, на будущее, вкус того, чем могло быть это разделение. Я почувствовал, что это нужно сделать.

Г.: Этого достаточно, вы родились. Ваша индивидуальность родилась. Раньше вы были как животное без «Я». Теперь у вас есть «Я» и качества человека. Это упражнение дало вам их. Раньше у вас не было индивидуальности, вы были производным вашего тела, как собака, кошка или верблюд. Теперь у вас есть рога, вы можете их видеть и восторгаться ими. Раньше вы ничего не могли видеть. Теперь у вас есть индивидуальность, которой не было. (Обращаясь к остальным) Он получил индивидуальность. Раньше у него ее не было. Он был куском мяса. Он мог работать тысячу лет, и никогда не получить никакого результата. Вы – товарищ мадам Франк. Вы оба стали посвященными первого посвящения. Это маленькая вещь, но это большая вещь, гарантия будущего. Я также поздравляю вас. Впервые за три года я внутренне счастлив. Я счастлив из-за моих усилий. Потому что это не случайно, вот уже двое. Теперь вы не «обручены», теперь вы не Мешин, вы мой младший брат (к мадам Франк), вы моя сестра. Позже мы поговорим отдельно.

Г., обращаясь к Йетт: Вы не чувствуете себя счастливым?

Йетт: Да, и я могу сказать, что то, что говорила мадам Франк, - как будто это я это сказал, потому что некоторое время что-то новое есть во мне, и также есть страх, что оно исчезнет. Потому что в общем, не учитывая очень редких моментов, было что-то во мне, чего не было раньше и прежде всего что-то в моей голове, что-то, что я чувствовал в моей голове, на что я полагаюсь и что отделяет меня от остального, что существует отдельно от моего тела, от всего, что я есть, от моих чувств.

Г.: Вы можете сказать, возможно, что вы – это одна вещь, и ваше тело – другая вещь. Раньше вы не могли этого сказать очень открыто.

Йетт: Эту вещь можно поддерживать?

Г.: Есть 33 качества жидкости, которые я могу дать вам. Не обязательно понимать; вы спросили меня, возможно ли это, и я сказал: да. Я также сказал, что есть 33 качества жидкости.

Траколь: Вы заставили меня почувствовать в точности, на момент, мое сегодняшнее отношение к работе. Это произошло, когда во время обеда вы вспомнили анекдот о курде. Упражнение, которое вы дали мне 18 дней назад и которое состоит в постоянном вспоминании: на каждом вдохе и каждом выдохе я должен думать: «Я есть» и я должен сохранять активный элемент воздуха в моих ногах, когда я опираюсь на что-то или сижу, и в солнечном сплетении, когда я стою, - я пробовал делать это упражнение, я пытаюсь делать его всегда, и чем больше я его делаю, тем более невозможным для меня становится его делать, не считая моментов, когда я могу выбрать наиболее подходящие условия. Но чем меньше я нахожу такие условия, тем больше мне хочется их найти, и в действительности я не мог бы захотеть отказаться от этого упражнения, прежде чем почувствовал бы, что у меня это получается лучше. В лучшие моменты этого упражнения, не в самые приятные, но в моменты, когда я работаю с наибольшей интенсивностью, то есть в жизни, когда у меня получается выполнять упражнение, не прекращая обычной активности, я переживаю чувство, которое совершенно обманчиво: у меня создается впечатление, что я живу в двойном сне. С одной стороны, я живу своей внешней жизнью как бы во сне и пытаюсь играть в ней роль, и с другой стороны, я делаю мою работу тоже как во сне, и у меня есть образ роли, которую я буду играть внутренне. Как компенсация, когда я делаю это упражнение только в комфортных условиях, бесцеремонно появляется чувство «Я», которое все же сильней в упражнении на разделение, и мне хотелось бы открыть в обычной жизни то ощущение, которое у меня было в тот момент.

Г.: Продолжайте это. Вы должны тренировать себя мало-помалу. Сделайте это чувство своей собственностью. Сначала нужно иметь это чувство. Это значит, вы больше не имеете своих ассоциаций. Это чувство приходит к вам, это ваша собственность, но в особом смысле. То есть, оно не может прийти в жизни. В особом состоянии, когда вы немного расслабляетесь, вы можете вспомнить это чувство и вы должны овладеть им.

Траколь: И в то же время я чувствую, что настоящая работа – в повседневной жизни.

Мадам де З.: Но перед этим нужно это делать в специальном состоянии, и понемногу вы найдете его в обычной жизни.

Траколь: Наиболее сильное чувство разделения – когда я делаю его в удобных условиях.

Мадам де З.: Так нужно для того, чтобы это росло в вас в эти моменты. Затем, мало-помалу, вы будете способны заставить это состояние длиться.

Кан: Несколько месяцев назад я задал вам такой вопрос: «Когда есть импульс подлинной любви к кому-то, мне кажется, что это не только устанавливает связь между мной и тем человеком, но это дает видение присутствия высшей силы во мне». Вы ответили мне тогда, что мне тогда не надо было думать о таких вещах, что это была психопатология, что я должен был выполнять свою работу как служение. Я послушал вас и у меня стало получаться отделять себя от своего тела, теперь, особенно когда я увидел всю глубину своей пассивности и понял, что я должен сконцентрировать все мои силы, чтобы создать усилие, чтобы противостоять чему-то, что принадлежит моей привычной ничтожности, теперь у меня есть импульс стать независимым. Например, у меня есть, как прежде, импульс по-настоящему играть свою истинную роль по отношению к моему сыну или моему отцу; у меня есть, как прежде, импульс по-настоящему быть человеком по отношению к группе, но мне кажется, что каждый из этих импульсов все еще недостаточно силен, чтобы беспристрастность была полной. В один из моих лучших моментов работы, я увидел в настоящем все мое тело, все мои эмоции, все мои чувства и мои обычные желания как то, что мне удалось убить в себе, чтобы получить рождение, и я понял, что у меня получится быть тем, чем я хочу быть, если я смогу заставить умереть то, что я есть. Так что, я спрашиваю вас теперь, я спрашиваю себя и также вас, не может ли мне помочь в моих усилиях то, что есть от «Я» более высшей формы во мне – если только во мне не отсутствует этот импульс?

Г.: Нет; продолжайте. Почему вы используете слово «подлинная»? Вы пока не можете чувствовать «подлинной любви». Одним из аспектов «подлинной любви» должна быть ненависть, объективная ненависть, не к объекту, но к его проявлениям. Вы пока не можете использовать слово «подлинная». Ожидая, продолжайте накапливать материал. Не нужно придавать этого значения вещам. Вы еще не можете любить, вы не можете делать ничего. У вас нет еще этого чувства, а мне нужно, чтобы у вас оно было. Когда вы будете способны иметь какое-то побуждение, я смогу сделать, чтобы оно вас удовлетворило. Как использовать его, как его направлять, как увидеть его. Я вижу, форма работы, которую я дал вам, помогла вам; и если это вам помогло, не надо этого менять.

Кан: Эта работа дала мне то, чего не давало ничто другое.

Г.: Остальное ничего не стоит. Хотя для нас, этого в вас недостаточно для «подлинного побуждения».

Г. (обращаясь к Симону): Вы поняли? Вам тоже что-то открылось?

Симон: Действительно, слушая Мешина, Габриэля и Йетта, когда они говорили, я был с ними.

Г.: Вы чувствовали своей головой, своим разумом. Например, что касается Мешина, вы поняли гораздо раньше его; он понимает меньше, чем вы, но он понимает всем своим бытием. Он понял своей индивидуальностью, вы – своим телом. Для меня это более ценно, чем то, что у вас.

Симон: Я сейчас чувствую в своей голове что-то, что присутствует почти все время; оно не очень сильно, но почти постоянно, что-то, что заставляет меня видеть существа и вещи по-другому.

Г.: Это нормально. Мало-помалу все станет другим. Вы начали иметь подлинное видение. До этого момента, у вас была фантастическая точка зрения.

Наши рекомендации