Витаминно-минеральные комплексы: какой предпочесть?

Обычно поливитаминные препараты содержат не менее 11 из 13 известных науке витаминов и примерно столько же минералов. В сумме это составляет от 50 до 150 % суточной нормы. При этом компонентов, нехватка которых встречается крайне редко, закладывают чуть меньше, а веществ, особо дефицитных и полезных для всех (или для отдельных групп населения), на всякий случай кладут побольше. Поэтому и нормы приема витаминов в разных странах различаются (в том числе в зависимости от состава традиционного питания), правда, ненамного.
В препаратах одной и той же фирмы, специально разработанных для беременных и кормящих женщин, пожилых людей, спортсменов, курильщиков и т. д., количество отдельных веществ может различаться в несколько раз. Для детей – от грудничков до подростков – тоже подбирают оптимальные дозировки. И это нормально.
Если же на упаковке «суперуникальной, 100 %-но натуральной пищевой добавки из экологически чистого сырья» вдруг «случайно» не указан процент от рекомендуемой нормы или вообще не написано, сколько милли– и микрограммов или международных единиц (МЕ) содержит одна порция, это, на мой взгляд, повод задуматься.
Повторю еще раз: все мы в той или иной степени испытываем дефицит витаминов и микроэлементов. Пользуясь этой плачевной ситуацией, производители пытаются убедить нас (и у них неплохо получается), что искусственные витамины ничем не хуже натуральных. Но эффективность витаминов определяется не столько их количеством, сколько биологической ценностью, усвояемостью, активностью и способностью участвовать в обменных процессах.
Вот что говорит по этому поводу ведущий научный сотрудник центра профилактической медицины Галина Холмогорова: «Сейчас все наши аптеки буквально завалены различными видами витаминов и витаминосодержащими препаратами. Телевизионная реклама различных фармацевтических фирм утверждает, что именно их препарат обеспечит нас на целый день всеми необходимыми витаминами, в том числе и витамином С. Разнообразие этих препаратов, а также их невообразимые цены просто потрясают».
Однако в синтетических витаминах нет компонентов, которые помогли бы им усваиваться и становиться активными. Именно поэтому лишь малая часть таких препаратов сможет повлиять на наш организм, а их излишки будут циркулировать в крови, оседая в органах и повреждая стенки сосудов. К счастью, большая их часть быстро выводится с мочой, в чем вы можете убедиться уже через час после приема витаминов по ее ярко-желтому цвету.

Без присутствия дополнительных природных компонентов искусственные витамины не представляют никакой ценности.

Пару лет назад средства массовой информации всего мира облетела сенсационная новость: «Шведские ученые доказали, что витаминные добавки убивают людей! Прием антиоксидантов в среднем увеличивает коэффициент смертности на 5 %, отдельно витамина Е – на 4 %, бета-каротина – на 7 %, витамина А – на 16 %, а то и больше. Наверняка многие данные о вреде витаминов еще остаются неопубликованными». Сколько здесь правды?
Результаты этого (я убежден – заказного) исследования сразу вызвали волну законной критики. Если формально подходить к математическому анализу данных, то при желании очень легко перепутать причину и следствие. Это знают статистики, но, похоже, не знают ученые.
Из уравнений регрессии и корреляций, полученных авторами исследования, можно сделать прямо противоположный и более правдоподобный вывод: больше общеукрепляющих средств (витаминов) начинают принимать именно пожилые люди, которые чувствуют себя хуже, больше болеют и, соответственно, скорее умирают. Здоровый человек почти никогда не пьет витамины, да и к врачу, как правило, ходит нечасто. Но эта очередная страшилка наверняка еще долго будет гулять по Интернету и будоражить общественное сознание, как и другие подобные мифы.

Существует ли реальная угроза нанести вред здоровью при употреблении качественных натуральных витаминов? Убежден, что нет. Возможно ли, что в яркой баночке, купленной в аптеке, окажется пустышка? Да, это вполне возможно!

Недавно ученые обнаружили, что широко рекламируемая синтетическая добавка кальция и витамина D, которая якобы должна гарантированно предотвращать остеопороз и переломы костей, не оказывает практически никакого эффекта. Только у 1 % из 36 тыс. женщин в возрасте от 50 до 79 лет, регулярно принимавших кальций и витамин D, было замечено весьма незначительное укрепление костной ткани в области бедра. Зато более чем у 10 % применение таких препаратов спровоцировало возникновение мочекаменной болезни.
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры биохимии РГМУ Николай Адрианов прокомментировал эту ситуацию так: «Витамин D человек в достаточном количестве получает из пищи и посредством воздействия солнечных лучей. Дополнительный его прием может привести к нарушению обмена веществ, ведь витамин D, так же как и другие жирорастворимые витамины – А, Е, К, имеет свойство накапливаться в организме. А так как витамин D отвечает за фосфоро-кальциевый обмен, его переизбыток приводит к отложению кальция в почках, сосудах и даже сердце. Кроме того, гипервитаминоз может сопровождаться мышечными судорогами и параличом».
Многие производители, устав от конкурентной борьбы, пытаются хоть как-то выделить свой товар в море ему подобных и идут на разные уловки. Например, громко заявляют: «Некоторые витамины и минеральные элементы препятствуют усвоению друг друга и поэтому употребление их в одной дозированной капсуле недопустимо».
Особенно активно эту точку зрения поддерживают производители и продавцы различных витаминно-минеральных комплексов, предназначенных для раздельного приема. В подтверждение своих слов они приводят данные экспериментов, в которых один из антагонистов поступал в организм в обычном количестве, а другой – в десятикратно больших дозах.

Важно не количество и разнообразие комплексов витаминов. важны механизм их получения, качество и фармакологическая чистота.

На самом деле, когда производители демонстративно делят прием витаминов и минералов на две-три дозы, они используют ловкий рекламный ход. Уместить в одну таблетку суточную дозу не только витаминов, но и минералов – довольно сложная задача: таблетка получается уж очень большая. Нам, например, только кальция нужно около грамма в сутки. Больше всего его в меле – 40 %. Значит, в лекарственную форму надо включить 2,5 г мела. Это уже немаленький объем. А ведь туда должна войти еще целая куча других ингредиентов! Получается, фирмы выдают необходимость за добродетель.
Впрочем, это легкое лукавство хорошо хотя бы тем, что часть населения, которая раньше с опаской относилась к витаминным комплексам, теперь не боится их принимать.
Я не биохимик, но меня как врача вполне убеждают мнения специалистов-нутрициологов о том, что нецелесообразно делить дневную дозу витаминов и минералов на 2–3 таблетки. Ведь в продуктах, которые мы съедаем за один прием пищи, присутствуют самые разные витамины. Но мы же не боимся, что они нейтрализуют друг друга или выпадут в виде осадка у нас в желудке.
Прежде чем витамины начинают работать, наш организм проделывает с ними множество биохимических манипуляций, и наивно полагать, что он не знает, как справиться с этой задачей. Другое дело, если набрать в один шприц растворы аскорбиновой кислоты и витамина В12, тогда я согласен: последний разрушится. Но правильное совмещение витаминов и минералов в одной таблетке, чтобы они не соприкасались друг с другом и не окислялись под воздействием воздуха, – это уже чисто технологическая проблема, и современная промышленность с ней прекрасно справляется. Витамины так «упакованы» в капсулу или драже, что не окисляются, не разрушаются и сохраняют все полезные свойства от 2 до 7 лет.

Большинство витаминных комплексов неэффективны потому, что производственные мощности, на которых их выпускают, не соответствуют современным требованиям. Устарели и технологии их получения. Мало того, что подобные добавки плохо усваиваются, так в них еще и полно посторонних химических примесей.

Американская лаборатория Consumer Lab провела независимое исследование, в ходе которого ученые протестировали самые популярные в мире комплексы витаминных добавок разных ценовых категорий.
В результате выяснилось, что практически в каждой третьей упаковке поливитаминов содержатся компоненты, которых не должно быть в соответствии с информацией на упаковке. Часть из них оказалась еще и загрязнена свинцом. Более того, все три исследованных комплекса, предназначенных для детей, отличались избытком витамина А, фолиевой, никотиновой кислот и цинка. Один из них включал аж тройную дозу витамина А! Даже при непродолжительном приеме такие «витаминки» могут вызвать как минимум тошноту и нарушения зрения, а при длительном – ломкость костей и проблемы с печенью. Избыток никотиновой кислоты (витамин В3) и цинка у детей вызывает кожный зуд, малокровие и нарушения иммунитета (эти симптомы часто принимают за признаки диатеза).
Два из трех витаминных препаратов для мужчин тоже не соответствовали нормам. Один был загрязнен свинцом, в другом обнаружили избыток фолиевой кислоты, что повышает риск развития рака простаты. Один из четырех комплексов для женщин содержал почти в два раза меньше витамина А, чем было написано на этикетке. Еще больше «недовложений» оказалось в одном из пяти комплексов для пожилых людей и в одном из трех комплексов для беременных женщин.
Во многих из исследуемых поливитаминных препаратов обнаружилась только половина рекомендованной дозы фолиевой кислоты и половина заявленной дозы кальция. А в одном из витаминных напитков содержание фолиевой кислоты было в 15 раз больше указанного на этикетке, так что всего одна бутылка (330 мл) превышала предельную суточную дозу для взрослых и менее полбутылки – дозу для детей.




Я склонен доверять подобным исследованиям: они проводятся вслепую и вряд ли носят заказной характер, так как ученые не называют марки поливитаминов.

Что смешно: те лекарства, что подробно делаем, точно выдерживая технологию, сами и глотаем. А потом слышны медицинские крики – как же, точно по формуле CH3COC2H5 плюс метилхлотилгидрат на пару – не помогает!
А точно такая же швейцарская сволочь эту бациллу берет!
Опять проверяем CH3COC2H5 на пару – не берет!
И, что особенно противно, название у них одинаковые.
Опять говорю – нам же самим это глотать!
Тщательней надо, ребята, формулу нам дали CH3COC2H5 два часа на пару – и не берет. Должна брать...
Может, руки надо помыть тому заскорузлому пацану, что колбу держит? Не хочет сам – силой помыть».

Михаил Жванецкий «Тщательнее»

Процесс производства любых препаратов должен гарантировать не только их высокую чистоту, но и хорошую, строго контролируемую сохранность. Вы удивитесь, если я скажу, что витамин С в этих комплексах сохраняется значительно лучше, чем в овощных и фруктовых заготовках на зиму, не говоря уже о вареных, тушеных, жареных, пареных, консервированных продуктах?
Мало кто догадывается, что при заводском производстве сиропа шиповника – источника витамина С – этот самый витамин там полностью разрушается в процессе термической обработки. А потом, на заключительном этапе приготовления сиропа, в него специально добавляют синтетическую аскорбиновую кислоту.
Многие из нас занимаются садоводством и делают запасы на зиму. Почти каждая хозяйка закатывает летом не одну банку черной смородины с сахаром. Вспомним, как протекает процесс консервирования.
Вначале черную смородину (прекрасный источник витамина С) продавливают через мясорубку, где при контакте с металлом разрушается половина витаминов. Затем все это сливается в тазик, перемешивается с сахаром и стоит в окружении пчел и ос, ожидая расфасовки. На открытом воздухе остаток витаминов успешно окисляется уже в первые минуты. Когда довольная хозяйка закатывает последнюю банку, витаминов в ней уже ноль!
Кстати, раньше смородину давили в деревянных ступах, оставляя до половины целых ягод, затем добавляли сахар или мед и быстро заливали банки под самую крышку, чтобы под ней не было воздуха.
Во многие современные поливитаминные комплексы входят витамины в коферментном варианте, то есть в наиболее доступной для усвоения форме. Так, например, витамин РР производится не в виде никотиновой кислоты, часто дающей аллергические реакции, а в виде никотинамида. Аллергия на него встречается в 100 раз реже, чем на чистую никотиновую кислоту. (А ведь многие из нас до сих пор убеждены, что у них аллергия на все витамины!)

Качественные натуральные витамины, выпускаемые промышленностью, изготавливают только из природного сырья. Так, витамины В2 и В12 в фармацевтическом производстве, как и в природе, получают путем синтеза микроорганизмами. Витамин С делают из природного сахара – глюкозы, витамин Р выделяют из черноплодной рябины, кожуры цитрусовых или софоры и т. д.
Как после этого можно считать их ненатуральными? А качественные поливитаминные препараты к тому же отличаются оптимальным соотношением всех компонентов, которое соответствует физиологическим потребностям человека, чего нельзя сказать о витаминах и минералах в большинстве отдельно взятых продуктов.

В последние годы появились компании, старающиеся выделить свою продукцию не за счет рекламных кампаний, а за счет совершенствования технологии и получения натуральных очищенных витаминов. Производители не тратят колоссальные деньги на рекламу, а предпочитают вкладывать их в научные исследования, в развитие технологии. О таких комплексах вам не расскажут ни яркие плакаты, ни ролики на телевидении. Но все врачи-диетологи знают об этих препаратах и применяют их, потому что они работают.
Как-то раз мой пациент, занимавший высокую должность в некой «контролирующей организации», вспомнил пословицу «Доверяй, но проверяй» и отнес одну капсулу витаминной добавки в лабораторию на работе. А надо заметить, что лаборатория в том учреждении была не самая отсталая. Результаты удивили всех, в том числе и меня. Состав препарата в точности соответствовал тому, что было заявлено на этикетке, и не содержал никаких примесей. С тех пор я стараюсь назначать добавки только этой компании.
Однако для производства натуральных витаминных комплексов требуется не только самое современное оборудование, но и огромные объемы овощей, фруктов, ягод. Надо проводить довольно сложные и дорогостоящие технологические операции, лабораторные анализы. Кроме того, витамины необходимо защитить от распада и сохранить. Поэтому кажется вполне логичным, что подобные препараты: Ultivit компании Santegra или EVE и ADAM компании Now Foods – должны стоить значительно дороже своих синтетических аналогов.
На лекциях мне часто задают вопрос: «А какие витамины пьете вы и ваша семья?» Поймите меня правильно. Я не рекламирую добавки, а тем более не лоббирую отдельные фирмы, их производящие. Я считаю, что это неэтично со стороны врача. Но всем своим пациентам я рекомендую покупать в аптеке только препараты, отвечающие стандартам GMP.
Еще пару лет назад у нас в стране никто даже не представлял, что это означает. Просто потому, что подобные препараты у нас не выпускала ни одна фармакологическая фабрика. Максимум, что мы могли видеть на упаковках, – это знак качества. Но уже тогда ВОЗ разработала GMP (Good Manufacturing Practice – «правильная производственная практика») – специальные правила, регламентирующие условия качественного и безопасного производства лекарств. Все ведущие мировые производители обязаны признавать и выполнять эти правила (стандарты), стремясь обеспечить максимальную безопасность, натуральность и эффективность выпускаемых лекарств.

Кстати
В Америке производством витаминных комплексов занимаются более ста компаний, и лишь пять из них работают с натуральными пищевыми витаминами. Причина проста: такие витамины стоят дороже. Американцы же умеют считать деньги: чтобы сэкономить, они предпочитают покупать «синтетику». И покупают ее аж на 9 миллиардов долларов в год!

Наши рекомендации