Стереотипы, существующие относительно наркомании
В той или иной мере распространение и потребление психоактивных веществ подвергалось социальному контролю во все времена. В процессе развития человеческой культуры отношение к различным веществам менялось, но практически всегда правовые нормы были тесно связаны с вопросами ПАВ. Социальная среда внутри общества очень важна. То, насколько глубоко укоренились в обществе представления о различного рода психоактивных вещества которые люди имеют право использовать, будет сильно влиять на вероятность их потребления, а также на общую терпимость общества к такому поведению и на степень применения санкций, если таковые имеются, против потребителей.
Существуют значительные расхождения между странами в их подходе к ПАВ. Некоторые страны имеют хорошо разработанное законодательство и юридические процедуры, которые позволяют предупреждать или контролировать потребление наркотиков.
Поведение наркоманов тесно связано со стереотипами общественного сознания и в первую очередь представляет собой социальную проблему. Устойчивость этого вида патологического поведения как социального явления зависит и от стереотипов общественного сознания, касающихся прав человека и ответственности за употребление ПАВ. Также человек, употребляющий наркотики, вынужден постоянно противостоять общественному мнению, в котором он осуждается и стигматизируется другими людьми.
Психологический прогноз динамики состояния наркомана также зависит от того, какими мифами о ПАВ отягощен сам человек и какие стереотипы бытуют среди ближайшего окружения и специалистов (юристов, врачей и т.д.). Немаловажно еще и то, что сами потребители чаще всего тоже разделяют эти негативные установки.
Согласно теории Ханса Олафа Фекьяер, природа потребления психоактивных веществ это скорее социальная болезнь, нежели физическая. Согласно теории важную роль играет играют символы и ритуалы. Человеческая жизнь полнится ими: пламя свечей делает вечер интимным, любимая музыка навевает воспоминания, вечерние платья, хорошо сервированные столы воплощают ощущение праздника. Простой пример: мы улыбаемся, видя сверкающую новогоднюю елку. Эмоциональный эффект возникает, не благодаря ботаническим свойствами или химическим составом хвои: в нас срабатывают воспоминания детства и подсознательное ожидание чуда. Елка - это просто символ долгожданного праздника. Алкоголь является аналогичным символом. В компании друзей, который собираются за праздничным столом, хорошее настроение появляется задолго до того, как все будет выпито и съедено. Вероятно, что дело все-таки в другом, человеческая культура формирует и детерминирует индивидуальное сознание, которое определяет границу между повседневной рутиной и отдыхом. Человек как бы рассуждает в логике: "Сейчас я выпью (покурю, уколюсь) и расслаблюсь". Кроме того, применение одурманивающих веществ - удобный повод отказаться от выполнения работы. Выпив, человек решает: "Сегодня я уже не смогу работать, буду отдыхать". «Индивид получает право на то, чтобы быть больным и быть принятым обществом в таком качестве. Общество берет на себя обязательство заботиться о нем. Болезнь теперь указывает на невозможность работать (это легитимизируется врачами) и на необходимость получения лечения»[8]. Одна из важных функций психоактивных веществ - консолидация. Когда люди встречаются под предлогом употребления ПАВ. Следующий пункт этой теории: наркотик – это надежное алиби. Он является удобным и унизительным отказом от персональной ответственности. Человек как бы получает возможность оправдываться, желая сохранить имидж и репутацию. Подобным образом люди списывают свои ошибки и неудачи на обстоятельства: усталость, болезнь, недостаток образования, молодость или, наоборот, старость, перенапряжение или упадок сил. ПАВ являются подобными "извиняющими" обстоятельствами, которые всегда "под рукой". Ссылаться на наркотическое или алкогольное опьянение очень просто. Человек говорит: "Я плохо танцую и потому перед танцами выпиваю". На первой взгляд парадоксальное явление (алкоголь нарушает координацию), является стратегией, теперь неуклюжесть танцора окружающие спишут на действие водки.
Опьянение может помочь людям не реализовавшим свои мечты, и не устроившимся в жизни поддерживать иллюзию своего высокого потенциала. Человек убежден, что многого мог бы достичь, если бы не наркотики. Но расстаться с ними он не спешит, ибо тогда все неудачи и неприятности придется объяснять собственным несовершенством. Злоупотребление ПАВ как и болезнь, выступают здесь в роли некого щита. О пьяных и наркоманах обычно говорят: они не ведают, что творят. Общество критикуетт пьяниц и наркоманов не за их поведение "под кайфом", а за сам факт использования этих веществ и повторяют: "Ты должен перестать употреблять наркотики", "Тебе не надо пить так много!" Когда женщину бьет трезвый муж, она называет его негодяем. Если он пренебрегает oбязaннocтями по дому - бездельником. Но если он ведет себя точно так же после выпивки, она скажет: "Вообще-то он хороший человек, но слишком много пьет". Подобное смещение акцентов выгодно обеим сторонам. Проштрафившийся муж избавляется от чувства вины, ему не стыдно (виноват-то не он, а зелье!), а близкие успокаивают себя мыслью, что их муж, сын, отец, друг "в принципе неплохой человек".
В быту сложилось мнение, что употребление одурманивающих веществ и общепринятые нормы поведения несовместимы. Но прием снотворных препаратов не вызывает поведенческих отклонений, хотя их фармакологический эффект очень схож с эффектом воздействия на мозг алкоголя. Дело в сложившихся общественных стереотипах: прием снотворного - лечебная процедура, выпивка же или прием наркотиков - ритуал, развлечение, отдых. Когда непредвиденные события (например, неожиданно возникшая угроза для жизни) делают потерю самоконтроля невыгодной, опьяненные люди мгновенно трезвеют.
Большиество людей полагают, что психоактивные вещества имеют определенное влияние в благоприятном направлении, могут помочь в самоуверенности, избавиться от комплексов, помогают забыться. Хотя, ряд фактов показывает, что здесь больше действует эффект самовнушения и внушение определенных влияний обществом. Например, нередки случаи, когда, подростки, вдыхая пары клеев, лаков испытывали приятные ощущения. Но люди, постоянно связанные с этими веществами, в силу профессиональной деятельности, не испытывают хоть сколько-то похожего эффекта. Здесь, в первую, очередь важен эффект ожидания: когда человек уверен, что от принятия определенных веществ появится положительный эффект, он его получает. Люди же, которые работают с этими веществами не ждут подобного эффекта и трактуют ощущения как побочные явления.
Состояние, называемое на сленге кайфом, предполагает типичное поведение и переживания. Человек, находящийся в подобном состоянии, обладает некоторыми привилегиями, ведь можно позволить себе лишнее и с меньшими обязанностями, когда разрешено не делать необходимого.
Во время первичных принятий психоактивных веществ, люди как правило испытывают негативные ощущения, такие как рвоту, боль, неприязнь, головокружение. После нескольких приемов веществ, перенимая опыт более опытных потребителей, человек начинает истолковывать объективные эффекты токсинов с положительной стороны.