Принципы обеспечения оптимальных условий обучения

Окру­жающая детей среда образовательных учреждений оказывает су­щественное влияние на их самочувствие, настроение и рабо­тоспособность. Чувствительность детского организма к большин­ству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых.

Повышенные температура и влажность, бактериальная заг­рязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочув­ствие и настроение школьников, способствуют быстрому на­растанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5—6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменени­ями физических свойств воздуха это придает помещению спе­цифический запах, что вызывает у школьников ряд субъектив­ных расстройств.

Главная роль в создании возможностей для высокой рабо­тоспособности и положительного эмоционального фона при­надлежит световому и звуковому режиму школы.

Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и снижения умственного утомления школьников большое зна­чение имеет соблюдение эргономических требований к мебе­ли и оборудованию школ. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.

ГИГИЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ

Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее наличие в домашних условиях имеют важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, фи­зиологии, эргономики и способствуют гармоничному физичес­кому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Одним из основных требований является соответствие раз­меров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечи­вающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необхо­димым условием для поддержания физиологически рациональ­ной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья учени­ческие) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с дли­ной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание уча­щихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потреб­ности. Запрещается использовать табуреты и ска­мейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цве­товая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или гори­зонтальной полосы шириной 20 мм.

Школьники должны сами знать необходимые для них груп­пы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы выве­сить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы:

Цвет Высота от пола, мм
Оранжевый От 1000 до 1150
Фиолетовый От 1150 до 1300
Желтый От 1300 до 1450
Красный От 1450 до 1600
Зеленый От 1600 до 1750
Голубой Более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно изме­рить свою длину тела и определить маркировочный цвет необ­ходимой мебели.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркиров­ки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индиви­дуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Существенными являются правильные расстановка оборудо­вания и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как пра­вило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:

• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;

• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70 см;

• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50—70 см;

• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;

• от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 м;

• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной

доски — 860 см;

• высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90 см.

Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середи­ны крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет. Парты, столы и стулья расстав­ляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной дос­ке, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.

Школьников с ревматическими заболеваниями, часто бо­леющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных пу­тей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела с целью профилактики сколиоза и косоглазия.

Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позво­ляет отметить отклонения от правильной позы и в последую­щем установить их причины.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ КНИГАМ, УЧЕБНИКАМ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ

В школьном возрасте чтение являет­ся главным видом учебной деятельности. Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям.

Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета. При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. С возрастом формируется навык чтения и происходит со­вершенствование процесса чтения, что выражается в его ус­корении.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе­реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас­сов; 600 г для 10—11-х классов. Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ

Игрушки играют важную роль как в жизни, так и в воспи­тании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, служат источником положительных эмоций. Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особеннос­тях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, дви­жения, позволяющие менять положение тела (садиться, вста­вать, цепляться руками за барьер и т.д.). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов — погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки-каталки и т.д.

В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду, у него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более раз­нообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры.

В дошкольном возрасте ребенок переходит к настоящей ролевой игре (в маму, бабушку, доктора), в которой активно используются игрушки для коллективных игр.

Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, со­ответствовать возрастным и умственным способностям ре­бенка.

Гигиенические требования, предъявляемые к играм и иг­рушкам, касаются материалов, из которых они изготовляют­ся, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек. Для изготовле­ния сырье и материалы должны получить гигиеническую оценку.

Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

Содержание тяжелых металлов (барий, кадмий, хром, сви­нец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеничес­кими требованиями.

Гигиенические требования к конструкции и особенностям иг­рушек относятся к органолептическим нормативам, оформле­нию, устойчивости как покрытий игрушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления игр и игрушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть. Допусти­мый уровень запаха составляет 2 балла, что соответствует воз­можности обнаружить запах неопытным специалистом (дегус­татором), если на это обратить его внимание.

Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки. Ги­гиенические требования к стойкости покрытия игрушек по отношению к действию слюны и пота распространяются на все игрушки, за исключением мягконабивных.

Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

Профилактике травматизма и охране здоровья детей содей­ствует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек (нос, звуковое устройство и др.). Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг.

Предприятия по производству игр и игрушек для детей дол­жны гарантировать выпуск продукции, безопасной для здо­ровья ребенка, подтвержденной наличием соответствующе­го заключения.

Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве, в учреждении по состоянию здо­ровья в соответствии с действующими нормативными докумен­тами. На потребительской упаковке или вкладыше должен быть указан возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка.

При несоответствии игрушек требованиям санитарных пра­вил их производство или реализация запрещаются (приоста­навливаются). При реализации товаров запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

Контрольно-обучающие тесты

1. Для определения готовности детей к систематическому обучению в школе следует использовать:

а) тест Векслера;

б) тест Керна-Иразека;

в) мотометрический тест вырезание круга;

г) чистота звукопроизношения.

2. Особенности протекания основных нервных процессов у детей младшего школьного возраста:

а) преобладания торможения над возбуждением;

б) преобладание возбуждения над торможением;

в) иррадиация возбуждения.

3. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:

а) плотность урока;

б) количество, продолжительность и чередование видов деятельности;

в) психологический климат на уроке;

г) наличие физкультурных минуток;

д) чередование поз учащегося.

4. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
старших школьников по 5-дневной рабочей неделе должен быть:

а) понедельник;

б) вторник;

в) среда;

г) четверг;

д) пятница.

5. Условия, способствующие развитию близорукости у детей и подростков:

а) недостаточность освещения рабочего места;

б) неравномерность освещения;

в) слепящая яркость;

г) неправильная посадка.

6. Показанием к началу физкультурных минут на уроке является:

а) 20-я минута 45 минутного урока;

б) 30-я минута 45 минутного урока;

в) появление первоначальных признаков утомления у отдельных учащихся;

г) появление первоначальных признаков утомления у большинства учащихся.

7. Столы и стулья в детских дошкольных учреждения маркируются:

а) цветными пятнами или полосами;

б) порядковыми номерами;

в) индивидуальными картинками;

г) фамилиями учащихся.

8. Показатель, который учитывается при подборе парты для учащихся это:

а) возраст;

б) длина голени;

в) рост.

1. б, в, г;

2. б, в;

3. а, б, в, г, д;

4. г;

5. а, б, в, г;

6. в;

7. а;

8. в.

Наши рекомендации