Принципы обеспечения оптимальных условий обучения
Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существенное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых.
Повышенные температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настроение школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5—6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.
Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособности и положительного эмоционального фона принадлежит световому и звуковому режиму школы.
Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и снижения умственного утомления школьников большое значение имеет соблюдение эргономических требований к мебели и оборудованию школ. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.
ГИГИЕНЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ
Правильное оснащение учреждения для детей мебелью и ее наличие в домашних условиях имеют важное значение как для охраны здоровья детей и подростков, так и для повышения эффективности воспитательного и педагогического процессов.
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, основываются на современных данных антропометрии, физиологии, эргономики и способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
Одним из основных требований является соответствие размеров мебели длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологически рациональной позы является соответствие мебели антропометрическим данным физически нормально развитых детей и подростков.
Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.
В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.
Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.
Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы:
Цвет | Высота от пола, мм |
Оранжевый | От 1000 до 1150 |
Фиолетовый | От 1150 до 1300 |
Желтый | От 1300 до 1450 |
Красный | От 1450 до 1600 |
Зеленый | От 1600 до 1750 |
Голубой | Более 1750 |
По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.
В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметровой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.
Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте — форма № 26) и прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.
Существенными являются правильные расстановка оборудования и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.
При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния:
• между рядами двухместных столов — не менее 60 см;
• между рядами столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70 см;
• между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50—70 см;
• от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см;
• от первой парты до учебной доски — 2,4—2,7 м;
• наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной
доски — 860 см;
• высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90 см.
Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II—III ступени школы и не менее 45° для школьников 6—7 лет. Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие — ближе к учебной доске, большие — дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их размера, ставятся впереди. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду.
Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в I и III рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели их длине тела с целью профилактики сколиоза и косоглазия.
Наблюдение учителя за ребенком в процессе урока позволяет отметить отклонения от правильной позы и в последующем установить их причины.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ КНИГАМ, УЧЕБНИКАМ И УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЯМ
В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности. Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации по длительности, режиму и организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям.
Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше становится угол между осями и, следовательно, усиливается работа мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета. При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрачкового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.
Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при часто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирования очень близких субъектов либо при рассматривании мелких деталей.
Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8—9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11—12 лет — 29,1 см; лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30—35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным особенностям школьников.
Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. С возрастом формируется навык чтения и происходит совершенствование процесса чтения, что выражается в его ускорении.
Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза.
Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—3 (4)-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х классов; 600 г для 10—11-х классов. Масса изданий для 1—3 (4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %.
Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3(4)-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ
Игрушки играют важную роль как в жизни, так и в воспитании детей. Они способствуют познаванию окружающего мира, служат источником положительных эмоций. Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особенностях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, движения, позволяющие менять положение тела (садиться, вставать, цепляться руками за барьер и т.д.). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов — погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки-каталки и т.д.
В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду, у него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более разнообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры.
В дошкольном возрасте ребенок переходит к настоящей ролевой игре (в маму, бабушку, доктора), в которой активно используются игрушки для коллективных игр.
Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, соответствовать возрастным и умственным способностям ребенка.
Гигиенические требования, предъявляемые к играм и игрушкам, касаются материалов, из которых они изготовляются, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек. Для изготовления сырье и материалы должны получить гигиеническую оценку.
Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Содержание тяжелых металлов (барий, кадмий, хром, свинец, ртуть, селен) в игрушках регламентируется гигиеническими требованиями.
Гигиенические требования к конструкции и особенностям игрушек относятся к органолептическим нормативам, оформлению, устойчивости как покрытий игрушек, так и полимерных материалов, используемых для изготовления игр и игрушек. Игрушки должны иметь гладкую, сухую поверхность, быть нелипкими. Игрушки всех видов не должны пахнуть. Допустимый уровень запаха составляет 2 балла, что соответствует возможности обнаружить запах неопытным специалистом (дегустатором), если на это обратить его внимание.
Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки. Гигиенические требования к стойкости покрытия игрушек по отношению к действию слюны и пота распространяются на все игрушки, за исключением мягконабивных.
Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.
Профилактике травматизма и охране здоровья детей содействует требование к прочности крепления отдельных деталей игрушек (нос, звуковое устройство и др.). Усилий ребенка для этого должно быть недостаточно. Все эти детали не должны отрываться при усилии в 10 кг.
Предприятия по производству игр и игрушек для детей должны гарантировать выпуск продукции, безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием соответствующего заключения.
Работники, непосредственно связанные с изготовлением и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний к работе на этом производстве, в учреждении по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами. На потребительской упаковке или вкладыше должен быть указан возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка.
При несоответствии игрушек требованиям санитарных правил их производство или реализация запрещаются (приостанавливаются). При реализации товаров запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.
Контрольно-обучающие тесты
1. Для определения готовности детей к систематическому обучению в школе следует использовать:
а) тест Векслера;
б) тест Керна-Иразека;
в) мотометрический тест вырезание круга;
г) чистота звукопроизношения.
2. Особенности протекания основных нервных процессов у детей младшего школьного возраста:
а) преобладания торможения над возбуждением;
б) преобладание возбуждения над торможением;
в) иррадиация возбуждения.
3. Гигиеническая рациональность организации урока определяется по следующим показателям:
а) плотность урока;
б) количество, продолжительность и чередование видов деятельности;
в) психологический климат на уроке;
г) наличие физкультурных минуток;
д) чередование поз учащегося.
4. Облегченным в расписании учебных занятий при обучении
старших школьников по 5-дневной рабочей неделе должен быть:
а) понедельник;
б) вторник;
в) среда;
г) четверг;
д) пятница.
5. Условия, способствующие развитию близорукости у детей и подростков:
а) недостаточность освещения рабочего места;
б) неравномерность освещения;
в) слепящая яркость;
г) неправильная посадка.
6. Показанием к началу физкультурных минут на уроке является:
а) 20-я минута 45 минутного урока;
б) 30-я минута 45 минутного урока;
в) появление первоначальных признаков утомления у отдельных учащихся;
г) появление первоначальных признаков утомления у большинства учащихся.
7. Столы и стулья в детских дошкольных учреждения маркируются:
а) цветными пятнами или полосами;
б) порядковыми номерами;
в) индивидуальными картинками;
г) фамилиями учащихся.
8. Показатель, который учитывается при подборе парты для учащихся это:
а) возраст;
б) длина голени;
в) рост.
1. б, в, г;
2. б, в;
3. а, б, в, г, д;
4. г;
5. а, б, в, г;
6. в;
7. а;
8. в.