Факторы формирующие здоровье детей и подростков. Группы здоровья. Современная комплексная оценка физического развития и состояния здоровья детей.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

1) гетероморфность и гетерохронность развития;

2) наличие полового диморфизма и акселерации;

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

В зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

программу унифицированных антропометрических исследований входит определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических показателей.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

К соматоскопическим показателям относятся оценка состояний опорно-двигательного аппарата, степени полового созревания, кожных покровов, слизистых оболочек глаз и полости рта, определение степени жироотложения, осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрические, или функциональные, показатели включают жизненную емкость легких, силу сжатия кисти рук.

При выборе методов оценки физического развития необходимо учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

• гетероморфность и гетерохронность развития;

• наличие полового диморфизма и акселерации;

• зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют: методы сигмальных отклонений (профиль физического развития), центильный, регрессионный (оценочные таблицы), комплексный и другие методы. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.




Метод сигмальных отклонений позволяет сравнить показатели развития индивидуума со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница которых выражается в долях сигмы. Поскольку для каждой возрастнополовой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Центильный (процентильный) метод позволяет оценить вероятность распределения показателей физического развития детей и подростков в процентных интервалах. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25-го центиля, оцениваются как ниже средних, от 25 до 75-го центиля - как средние и свыше 75-го центиля - как выше средних.

Существенным недостатком данных методов является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи.

Регрессионный метод применяют для взаимосвязанной оценки показателей физического развития. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь данного показателя с массой тела и окружностью грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.

Комплексная оценка физического развития осуществляется в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают биологический возраст. Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавками длины тела за последний год, уровню оссификации скелета, срокам прорезывания и смены молочных зубов на постоянные, изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку на-

ступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам.

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких, измеряют толщину кожно-жировых складок.

Комплексный метод индивидуальной оценки физического развития детей и подростков позволяет учитывать как биологический уровень физического развития и морфофункциональное состояние организма, так и гармоничность развития.

Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов).

При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

• общая заболеваемость;

• инфекционная заболеваемость;

• индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей;

• распространенность и структура хронических заболеваний;

• процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии;

• распределение по группам здоровья.

Акселерация (от лат. acceleratio - ускорение). Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

68)гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса в школах, распорядку дня учащихся различных возрастных групп, профилактика утомления.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляются в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ приняты три ступени общеобразовательного учреждения:

• первая - начальное общее образование (4 года);

• вторая - основное общее образование (5 лет);

• третья - среднее (полное) общее образование (2 года). Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит

в том, чтобы отодвинуть наступление утомления основной массы детей и предупредить быстрое падение работоспособности и развития переутомления. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего

времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учащихся 1-го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов для учащихся 1-го класса введены обязательные динамические занятия после 2-го урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев детей 6 лет из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления - важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании: русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, повышает интерес к учебной и творческой деятельности, способствует нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

69) Гигиенические требования к размещению ,планировке и оборудованию детских дошкольных учреждений. Гигиенические основы режима дня детей преддошкольного и дошкольного возраста.


Детские комнаты для грудных детей в яслях и объединенных дошкольных учреждениях оборудуют манежами прямоугольной формы, для ползунковых групп - горками-манежами, одноместными или общими столами, для старшей группы -преимущественно столами, стульями, диванами. Столы и стулья предусматриваются в каждой детской. Помимо указанной мебели, в детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в которых хранят предметы ухода за детьми.

Групповые комнаты в детских садах оборудуют столами, стульями, диванчиками, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Для старшей дошкольной группы рекомендуются двухместные столы и стулья.

Столы и стулья для преддошкольных и дошкольных учреждений установлены 6 номеров соответственно для 6 ростовых групп детей. Стол и стул подбирают детям на основании измерения их роста. Медицинский персонал, воспитатели обращают особое внимание на посадку ребенка, приучают его сидеть прямо, не ложиться грудью на край стола, не горбиться, не наклонять низко голову. Особенно это важно в детских садах во время занятий; лепки, рисования, рассматривания картинок.

Помимо фабричной маркировки мебели - указания номера и группы роста детей, для которых она предназначается, детское учреждение производит дополнительную маркировку. Эта маркировка заключается в том, что на стулья и столы соответственного номера наклеивают одинаковый рисунок. По этому рисунку каждый ребенок находит требуемый по его росту стул и стол.

Мебель для дошкольников - крышки столов, сиденья и спинки стульев, а также качалок - изготовляют из материалов с малой теплопроводностью. В качестве материалов используют дерево разных пород, фанеру, обработанную особым образом и поддающуюся штамповке, древесно-опилочные плиты, покрытые пластиком, и другие материалы.

Мебель (столы и стулья) должна быть легкой и в то же время устойчивой. Углы и грани округляют, винты и шурупы заделывают заподлицо. Все поверхности зачищают, чтобы не было отколов и отщепов. При изготовлении мебели из твердых пород древесины отделку поверхностей производят с сохранением текстуры и покрывают водостойкими эмульсиями и лаками. Водостойкими эмульсиями и лаками покрывают мебель, штампованную из фанеры. Мебель, сделанную из мягких пород дерева, окрашивают красками светлых тонов различных оттенков. Крышки столов, сиденья и спинки стульев окрашивают светло-зеленой, светло-голубой и другими красками, а основания - светло-желтой краской или краской цвета слоновой кости. Отдельные изделия, предназначенные для игр и отдыха детей, могут бить выполнены в более легких и ярких цветах (красный, оранжевый и др.).

Шкафы для хранения игрушек, строительного материала и пособий по своим размерам также должны соответствовать росту детей. Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для младшей группы, 145 см для средней и старшей групп при ширине 100 см и глубине полок в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного материала несколько иные: высота 110 см, ширина 175 см, глубина 35 см.

Острые края и углы у всех предметов оборудования закругляют, поверхность делают гладкой. Всю мебель окрашивают в светлые неяркие цвета.
При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами:

• здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей;

• расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов;

• выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих.

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы:

• групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);

• обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка);

• создание благоприятного воздушно-теплового режима;

• обеспечение естественного освещения, инсоляция зданий и участка;

• достаточное озеленение земельного участка;

• правильная организация рационального питания детей.

Здания дошкольных учреждений не должны превышать 2 этажей. В крупных городах из-за плотности застройки и недостатка площадей при согласовании с центром гигиены и эпидемиологии допускается высота здания в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения. Групповые ячейки для детей ясельного возраста располагают на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

70) гигиенические требования к размещению ,планировке и оборудованию детских школьных учреждений. Особенности воздушно – теплового режима, естественного и искусственного освещения в детских учебных учреждениях.

Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей(800-1000м для городских школ и 2000м- для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета40-50 м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной(секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина(ширина)класса не должна превышать 6,3м т.к при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м,- не ниже 3м.

Школьные здания бывают трех типов: централизованные, блочно-секционные, павильонные. В централизованных школах все помещения располагаются в одном здании, что не позволяет осуществить дифференцированное по возрасту разобщение школьников. Принцип повозрастного разобщения учащихся благоприятно решается в школьном здании павильонного типа, когда классные комнаты школьников разного возраста размещаются в отдельных зданиях. Однако этот тип школьного здания стоит дорого, требует большой территории и приемлем в южных районах страны, где не нужно устраивать теплые коридоры, связывающие отдельные павильоны. Наиболее перспективным типом школьного здания является блочно-секционный. При этом типе здание размещается в нескольких двух-трехэтажных блоках, на всех этажах которого располагаются 2 секции на 4 класса. Каждая секция имеет отдельный вход, раздевальню, туалет, рекреацию, что позволяет осуществить максимальное разделение детского коллектива на возрастные группы. Кроме того, блочно-секционная структура здания дает возможность изолировать учебные помещения от общешкольных (гимнастический и актовый залы, пищеблок, мастерские), которые являются источником пыли, шума и загрязнения воздуха. При блочно-секционной композиции школьного здания улучшается связь с земельным участком, обеспечиваются условия для отдыха во время перемен на земельном участке. Школьное здание рекомендуется строить не выше 3-х этажей.

Помещения школы делятся на учебные (классные комнаты, лаборатории, мастерские, гимнастический зал, комнаты обслуживающего и ручного труда), вспомогательные (рекреация, вестибюль, раздевальня, туалет), административно-хозяйственные (учительская, кабинет директора, завуча, медпункт, столовая, канцелярия). При внутренней планировке, централизованного школьного здания учитывают следующие гигиенические требования: на первом этаже следует размещать учебные комнаты для учащихся младших классов и групп продленного дня, физкультурный зал, кабинет врача, учебные мастерские, канцелярию, кабинет директора, пищеблок. На втором этаже — учительскую и учебные кабинеты, на третьем — кабинеты. В школах с блочно-секционным зданием на третьем этаже блока желательно располагать кабинеты для учащихся старших классов по предметам, которые наиболее часто у них изучаются (математика, физика, литература и русский язык). На первом этаже размещаются аналогичные кабинеты для школьников 5—7 классов. На втором этаже—кабинеты по прочим предметам. Это дает возможность учащимся при кабинетной системе обучения переходить из кабинета в кабинет в пределах не более 2-х этажей и отдохнуть на перемене.

При кабинетной системе учащиеся среднего и старшего возраста не закреплены за определенным классным помещением, а обучаются в специализированных кабинетах (математики, истории и т. д.), что позволяет поднять качество обучения.

71) Гигиенические требования к расположению, планировке и оборудованию и содержанию детских учреждений.

Требования к участку :

Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.

Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50 % площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.

Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

Изготовление оборудования для различных помещений детских учреждений производится в соответствии с педагогическими, гигиеническими и производственно - техническими требованиями.Предметы оборудования и инвентаря своим устройством должны способствовать проведению воспитательной и учебной работы, обеспечивать детям, воспитателям и учителям удобные условия для занятий. Каждому предмету придается изящный и красивый вид, что способствует воспитанию эстетического вкуса у детей.
Для крышек столов и парт, сидений и спинок стульев используют только материалы с малой теплопроводностью, обладающие высокой прочностью. Покрытие мебели должно быть водостойким, хорошо поддаваться очистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом, содой и обработку дезинфицирующими средствами.

Основные производственно-технические требования включают прочность, экономичность изделий, простоту технологии их изготовления, что позволяет организовать
массовое серийное производство на фабриках й в кустарных мастерских.

Наши рекомендации