Группировка детей по состоянию здоровья (пять групп здоровья) Паспортный и биологический возраст.
В соответствии с изложенными критериями здоровья и методологическим подходом к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
1-я группа - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
2-я группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения.
3-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма.
4-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями.
5-я группа - больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма, дети-инвалиды.
Хронологический возраст (паспортный) - это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу - день, месяц, год.
Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
81. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных учреждений. Гигиенические основы режима дня детей преддошкольного и дошкольного возраста.
См вопрос 70.
Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
время пребывания на воздухе в течение дня;
продолжительность и кратность сна;
продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.
В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;
в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;
в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.
Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.
Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня:
в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин,
в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,
в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 мин;
в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин
Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
82. особенности воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения в детских учебных учреждениях.
В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в жарком климате температура в классе должна быть в жаркое время года 17-18 градусов C°, в умеренном климате 19-20 градусов C°, в холодном климате –21-22 градуса C°.
Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе
осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон.
Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время
перемены, класс в это время должен быть пуст. Совершенно недопустимо
следующее: когда наказанного за плохое поведение ученика оставляют сидеть в
классе – это вредно для его здоровья, т.к. он подвергается воздействию
сквозняка.
Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных
выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она
зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности
увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность
30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.
Большое значение для микроклимата класса имеет скорость движения
воздуха, она должна быть не более 0,2-0,4 м/сек. Скорость движения воздуха
до 1 м/сек организмом не воспринимается, свыше 1м/сек воспринимается как
ветер, а в условиях классной комнаты это означает сквозняк.
Атмосферное давление в среднем должно равняться 760 мм ртутного столба
Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического
пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света,
определяющая инсоляционный режим помещений.
В зависимости от ориентации различают три основных типа инсоляционного
Режима.
Инсоляционный режим | Ориентация по сторонам света помещений | Время инсоляции площади | Процент инсолируемой радиации, | |Количество тепла за счет солнечной КДЖ/м |
Максимальный | ЮВ; ЮЗ | 5 - 6 | Свыше 3300 | |
Умеренный | Ю; В | 3 - 5 | 40 -50 | 2100 – 3300 |
Минимальный | СВ; СЗ | Менее 3 | Менее 30 | Менее 2100 |
Нормы КЕО от 1.25% до 1.5%
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности). Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.