Средства бюджетов всех уровней
СЛАЙД 2.
По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 % ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12 % ВНП.
Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью.
СЛАЙД 3. (таблица)
США, страна с либеральной рыночной экономикой, выделяло на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВНП, не обеспечивая при этом доступности современного, качественного медицинского обслуживания для всего населения, хотя и имея высокосервисное медицинское обслуживание для достаточно богатых слоев населения.
Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 ВНП. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4 % ВВП (ВНП), до начала реформ в СССР (РСФСР) на здравоохранение расходовалось в различные годы 3-5 % ВНП.
Слайд 4.
В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законом « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В соответствии с конституцией (статья 41 ) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Слайд 5
Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ими являются :
Средства бюджетов всех уровней,
Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с законом Российской Федерации « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан,
Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.
Доходы от ценных бумаг,
Кредиты банков и других кредиторов,
Безвозмездные и/ или благотворительные взносы и пожертвования,
Иные источники, не запрещенные законом.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения (статья 11 закона « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации») предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.
СЛАЙД 6.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются:
- для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;
- для обеспечения профессиональной подготовки кадров;
- для финансирования научных исследований;
- для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
- для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;
- для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Слайд 7
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование (статья 12 выше названного закона). Эти средства находятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
СЛАЙД 8
Существуют следующие способы оплаты медицинской помощи:
- для амбулаторно-поликлинических учреждений: финансирование по смете расходов; по подушевому нормативу; оплата законченных случаев лечения; оплата отдельных медицинских услуг.
- для стационарных учреждений: финансирование по смете расходов,; оплата средней стоимости пролеченного больного; оплата законченного случая лечения; оплата за койко-дни.
При наличии системы медицинского страхования, в которой «деньги следуют за пациентом», распорядителями финансовых ресурсов системы становятся по существу врачи, которые проводя обследование больных и выбирая схемы лечения и объемы медицинских услуг, во многом определяют уровень содержания медицинского учреждения.
Слайд 9
Смета - финансовый план учреждения, где фиксируются расходы учреждения по утвержденным статьям:
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату ( на социальное страхование работающих).
Статья 8. Стипендии.
Статья 18. Прочие расходы.
СЛАЙД 10.
Так как именно источники финансирования определяют систему здравоохранения страны, то здравоохранение Российской Федерации, законодательство которой позволяет использовать практически все имеющиеся в обществе источники финансирования, два из которых (государственный бюджет трех уровней, федеральный, территориальный и местный, а также средства обязательного медицинского страхования) гарантируются законом, - систему здравоохранения современной России называют общественной или бюджетно-страховой. Поскольку средства здравоохранения формируются и используются в основном на уровне территории, на этом уровне принимаются многие управленческие решения – такую систему здравоохранения называют децентрализованной.
Формирование и использование финансовых средств в здравоохранении современной России коренным образом отличается от того, которое было характерно для государственной, централизованной системы здравоохранения, существовавшей в СССР.
Сократилась до 10-12 % доля федерального государственного бюджета; основные расходы государственного бюджета идут из бюджета регионов и, как уже отмечалось, из отчислений на обязательное медицинское страхование.
Слайд 11.
Слайд 12.
Данные отчетов, публикаций и выступлений специалистов позволяют говорить, что в РФ средства бюджетов трех уровней ( федерального, территориального и местного) составляют около 75 % всех расходов на здравоохранение, более 20 % средств поступает на здравоохранение через систему обязательного медицинского страхования, частные средства (общественных фондов, добровольного медицинского страхования, пожертвований, поступающие путем частной оплаты медицинских услуг и др.) составляют около 5 %. При этом потребности системы здравоохранения в оказании качественной медицинской помощи населению не удовлетворяются, а утвержденный бюджет выполняется с большим дефицитом, в среднем на 70 %.
СЛАЙД 13.
СЛАЙД 2.
По расчетам специалистов расходы на здравоохранение в процентах от ВНП (валового национального продукта) или, как сейчас говорят в нашей стране, ВВП (валового внутреннего продукта) составляют от 3% до 14%. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6-9 % ВНП, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества не менее 12 % ВНП.
Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для их решения необходимо тратить средства с максимальной эффективностью.
СЛАЙД 3. (таблица)
США, страна с либеральной рыночной экономикой, выделяло на здравоохранение (с учетом всех источников средств) более 14 % ВНП, не обеспечивая при этом доступности современного, качественного медицинского обслуживания для всего населения, хотя и имея высокосервисное медицинское обслуживание для достаточно богатых слоев населения.
Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8 ВНП. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4 % ВВП (ВНП), до начала реформ в СССР (РСФСР) на здравоохранение расходовалось в различные годы 3-5 % ВНП.
Слайд 4.
В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законом « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
В соответствии с конституцией (статья 41 ) в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Слайд 5
Источники финансирования охраны здоровья указаны в статье 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Ими являются :
средства бюджетов всех уровней,