Конфликты возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий.
Социальная работа как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника – профессионала, среди которых – овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.
Социальная работа рассматривается как деятельность, цель которой – разрешение разнообразных конфликтов человека, попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию.
К позитивным функциям конфликта можно отнести:
информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряженности, рассогласования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях системы;
объединяющую функцию. Конфликт в данном случае выступает как способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений;
функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;
функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Это функция характерна только для конфликтов в свободно структурированных группах и открытых обществах;
инновационную функцию. Конфликт в данном случае выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях;
Функцию социализации. Конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции при взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.
К негативным функциям конфликта можно отнести:
функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта;
функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность;
функцию деформации отношений между субъектами, системами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценностно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность;
функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.. приводит следующую типологию конфликтов:
Межиндивидуальные конфликты.
Межгрупповые конфликты
При этом в числе групп можно выделить:
Группы интересов,
Группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.
Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия.
В таком случае можно выделить:
Экономические конфликты (экономические интересы).
Политические конфликты (власть, влияние).
Ценностные конфликты (убеждения, идеи).
Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порождаться целым комплексом причин. Комплексным характером обладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкновение между представителями разных национальностей порождаются борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право.
В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:
Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.