Тема 3. Психология эмоций и воли.
Цель: показать, что эмоции и чувства представляют собой очень важный и необходимый компонент жизнедеятельности человека, оказывают определенное влияние на течение болезни. Конфликтные эмоциональные состояния могут вызвать стресс , аффект, значительную роль эмоций и чувств в жизни человека. Познакомить с физиологическими механизмами эмоциональных процессов. Научить студентов регулировать проявление своих эмоций, применять это умение в разных видах практической деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям.
План и тезисы лекции:
1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Виды эмоций: высшие и
низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные. .
2. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние
эмоций на течение болезни.
3. Настроения и их виды.
4. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.
5. Понятие о воле. Этапы волевого действия. Борьба мотивов.
1). Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоция ( в пер. с лат. возбуждать, волновать) – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Эмоция – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, они или положительные или отрицательные (потому, что предметы или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности).
Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.
Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора)
Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий в подкорковые образования (гипоталамус и др.) («центр наказания», «центр поощрения» –Дж. Олдс), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.
Различаются: низшие и высшие эмоции, положительные и отрицательные, стенические и астенические.
Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, страха.) Высшие (сложные) эмоции , или чувства возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п., формируются у человека по мере его включения в социальные связи,
Различают чувства интеллектуальные (любознательность, радость открытия), моральные (симпатия, антипатия, любовь, долг), эстетические (при создании или восприятии прекрасного) и праксические (связаны с процессом трудовой деятельности, с решением практических задач.)
Положительные, которые переживаются нами как удовольствие и отрицательные, проявляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека, которые приводят к пониженному настроению, раздражению, недовольству.
Кроме того, чувства можно рассматривать с той точки зрения насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. Тогда выделяют чувства стенические и астенические (от греч.stenos – сила)
2). Что же происходит с организмом и поведением человека в связи с появлением эмоциональных переживаний? В организме разыгрывается целая цепь событий. Иногда настолько мощных, что один психолог назвал их «вегетативной бурей». Эта буря выражается в сдвиге и резком изменении функционирования внутренних органов и почти всех показателей жизнедеятельности организма. Изменяются: психогальванический рефлекс (ПГР), кровообращение (побледнение, покраснение, повышение давления и т.п.), дыхание (человек задыхается или у него перехватывает дыхание), мышечные изменения (нарушения моторики, тремор), пиломоторная реакция («гусиная кожа»), движения желудка и кишечника (замедление или усиление перестальтики), зрачковые реакции (расширение или сужение), изменение состава крови (содержание сахара, адреналина, холестирина и т.д.), обертоны голоса.
Было выяснено, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), т.е. эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу).
Одновременно наблюдаются определенные типичные изменения внешнего поведения, так называемые экспрессивные движения (мимика, жесты, пантомимика, паралингвизмы, экстралингвизмы).
3). Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода (от 0,5 часа до нескольких дней и даже недель) На всем протяжении наблюдается довольно постоянный эмоциональный тон.
Настроения своим качеством кодируют степень удовлетворения основных потребностей индивида. Обычно различают три таких степени:
1. высшее оптимальное удовлетворение (приподнятые настроения)
2. среднее, нормальное удовлетворение (ровные настроения)
3. низкое, недостаточное удовлетворение (подавленные настроения).
Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда не осознается, оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.)
4). Чувства – это одно из проявлений общественного сознания. Они определяются не изолированным объектом, а самим бытием человека, независимо от того осознает он это или нет.
Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства характеризуются полярностью. Это сказывается в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д. Чувства охватывают весь организм.
Чувства у человека всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Они могут быть амбивалентными – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному объекту (уважать за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость).
Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность чувств, их амбивалентность. Именно поэтому часто чувства переходят в свою противоположность.
5). Когда люди приступают к решению стоящей перед ним задачи, или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлением их воли.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Все сознательные действия – действия волевые. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
Способность к волевым условиям зависит в некоторой мере от темперамента человека, от силы подвижности и уравновешенности нервных процессов. В основном от сформированности у человека чувства долга, установки на обязательное завершение начатых дел, на наилучшее их исполнение.
Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными. Степень волевого усилия может не соответствовать объективной трудности, так, стеснительный человек затрачивает очень большое усилие при публичном выступлении, тогда как у другого человека это не связано с большим напряжением.
Исторически воля возникла в труде, поэтому и в онтогенезе она формируется в систематическом, настойчивом труде. Все волевые действия человека проходят следующие этапы:
стадия предрешения, борьба мотивов (осознание различных вариантов удовлетворения потребностей). Процесс выбора одного из этих вариантов – процесс формирования цели действия.
Принятие решения.
Осознание задач и выбор способов деятельности.
Формирование программы
Исполнение и его текущая корректировка
Достижение результата деятельности и его итоговая оценка.
(1,2 этапы – подготовительный, 2-6 - исполнительный)
Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта. Препятствия преодолеваемые, посредством волевых усилий являются объективным показателем проявления силы воли.
Первый этап волевого действия (борьба мотивов) имеет свои особенности. Борьба мотивов – это есть противоборство различных желаний, которые различаются по уровню. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной. Она напряженно происходит между доводами чувства и разума. Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то борьбы мотивов не происходит.
Литература основная :
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.
2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.
3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.
5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная
медицинская библиотека. Питер, 2007
Дополнительная:
5. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –
слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.
2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.
3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:
Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской
психологии. Л. «медицина», 1975
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Как вы думаете можно по внешнему виду определить эмоциональное
состояние человека?
2. Кто не стесняется, не скрывает своих эмоций – ребенок или взрослый?
3. Всегда ли нужно скрывать свои эмоции?
4. Как вы думаете мужчина должен плакать?
5. Может ли человек находиться без какого-либо настроения?
6. Слышали ли вы выражение «буриданов осел»? Что оно означает?