Тема 4. Стресс и фрустрация.

Цель:познакомить с конфликтными эмоциональными состояниями (стресс, аффект, фрустрация). Показать, что стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Обратить внимание на то, что стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Показать связь психического и соматического.

План и тезисы лекции:

1. Конфликтное эмоциональное состояние – аффект (физиологический и патологический). Этапы протекания аффекта.

2. Конфликтное эмоциональное состояние – стресс (физиологический и

психический). Этапы их протекания.

3. Понятие о фрустрации.

1).Аффект- внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Наблюдаются аффекты ярости, ревности, гнева, радости и др., обычно сопровождающиеся бурной двигательной реакцией, но находящийся под контролем сознания. Такой аффект носит название физиологического.

Патологический аффект , когда в ответ на довольно слабый раздражитель внезапно развивается бурная эмоциональная реакция, в такой степени, что на несколько секунд или минут глубоко помрачается сознание. Поэтому поступки человека в этом состоянии носят нелепый характер, психологически необъяснимы.

Во всех многообразных аффектах можно выделить следующие этапы:

1 – резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

2 – перевозбуждение сопровождается резкими плохо контролируемыми действиями;

3 – спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

2).Стресс (от англ.stress –напряжение –Г.Селье) – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которую ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил, на поиск выхода из создавшегося положения.

Р.Лазарус ввел понятие физиологического стресса - возникает под воздействием крайне неблагоприятных физических условий, вызывающих нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия) и психического (эмоционального) стресса – вызывают те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных, при внезапном нападении и т.д.)

В развитии стрессового состояния Ганс Селье выделил три этапа:

1. Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

2. Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора

3. Стадия истощения – силы организма иссякают, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма) при длительном воздействии стрессоров.

Устранение психических стрессоров предполагает два возможных подхода: устранение психотравмирующей ситуации (либо ситуация должна быть изменена в желательном для личности направлении, либо или личность уходит из этой ситуации), изменение отношения личности к этой ситуации.

Биологическая суть человеческого существа мало изменилась за последние несколько столетий. Зато причин, лежащих в основе стресса, прибавилось.

3).Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы чувство опасности являются наиболее разрушительными для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.

Литература основная :

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.

2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.

3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.

5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная

медицинская библиотека. Питер, 2007

Дополнительная:

6. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –

слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.

2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.

3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:

Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.

4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской

психологии. Л. «медицина», 1975

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете, что такое «стрессопланктон»?

2. Как вы понимаете выражение: «Совершил в состоянии аффекта»?

3. Как вы думаете можно ли уйти от стрессовой ситуации?

4. Может ли стресс привести к гибели организма?

Наши рекомендации