Тема 1. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.

Лекционный комплекс.

Тема 1. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.

Цель: познакомить студентов с историей становления психологии как науки, показать ее специфические особенности, современное научное понимание психики и особенности психического отражения, значение и задачи современной психологии и значение данной науки для человеческого познания и медицинской практики.

План и тезисы лекции

1. Общее понятие о психике и психологии.

2. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.

3. Этапы развития психики. Физическое, физиологическое и психическое

отражение.

4. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая

особенность психического отражения.

5. Классификация мира психических явлений: психические процессы,

психические свойства, психические состояния.

1). Становление психологии прошло четыре этапа:

первый (психология как наука о душе). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй (психология как наука о сознании). Начинается в ХYII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать. Желать назвали сознанием. Основным методом изучения был метод интроспекции.

Третий (психология как наука о поведении). Начинается в ХХ веке. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Четвертый (психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики). Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной психологии на постсоветском пространстве является закономерное осмысление теории отражения.

Психология – это наука об отражательной деятельности мозга, регулирующей поведение и деятельность, наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой

Предметом психологии как науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления человеческой психики.

2). Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку. Сознание возникло не сразу, развитие психики прошло ряд стадий:

Сенcорную

Нервная система представлена в виде сети (медузы) или узлов –

Перцептивную , когда появились сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и навыков. На этой стадии сформировалась ЦНС и образовалась кора головного мозга (все млекопитающие);

Интеллектуальную (рассудочную), позволяющую отражать связи между явлениями – интеллектуальное поведение высших млекопитающих;

Сознания – высший уровень развития психики, свойственен только человеку. Если эволюция психики у животных обусловлена биологическими законами, то сознание – продукт не только биологического, но и, главным образом социально-исторического развития.

В своем развитии сознание также прошло несколько этапов: психика (пока еще не сознание!) животных и предчеловека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и, наконец, появление самосознания.

Сознание-результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга.

Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения. Существует ряд форм отражения, простейшая из которых – физическое отражение , например отражение света и звука. Более сложная физиологическая форма отражения является функцией живой материи. Примером физиологического отражения являются изменения, происходящие в сетчатке глаза под влиянием света или сокращение мышцы.

На основе физиологического отражения на более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение.

3). Психическое отражение становится возможным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздействий.

Психическое отражение – отражение объективного мира в его связях и взаимоотношениях, субъективный образ объективного мира, возникающий в процессе взаимодействия человека с другими людьми и окружающей средой.

Особенности психического отражения заключаются в том, что благодаря ему обеспечиваются широкие многообразные связи организма со средой. Важнейшей особенностью психического отражения является активность, как источник преобразования или поддержания связей с окружающим миром, выражающаяся в деятельности.

Понятие деятельности применимо только к человеку. Оно означает такое взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого достигаются сознательно поставленные им цели. Активность является важнейшей особенностью психического отражения. (Более подробно см. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.)

4). Психические процессы – результат нейрофизиологической деятельности мозга. По сравнению, например, с психическими состояниями более кратковременны и представляют собой начальные стадии познавательных процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, представления, память, воля, мышление и речь, сознание. С психическими процессами тесно связаны психические состояния, более длительные по времени и более сложные, нежели элементарные познавательные процессы. Состояние бодрости и работоспособности, например, может продолжаться днями или неделями, в отличие от психических процессов, ограничивающимися долями секунд или минутами. Могут быть эмоциональные психические состояния, которые выражаются в эмоциональном тоне ощущений, в эмоциональном отклике на явления действительности, настроении, в конфликтных эмоциональных состояниях (стресс, аффект, фрустрация), волевые состояния (инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость) и мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). Психические состояния могут быть кратковременными, личностными, ситуативными, устойчивыми.

Более продолжительными являются психические свойства личности (типичные для данного человека особенности его психики), ее убеждения, знания, навыки, умения, направленность, темперамент, способности и характер.

Литература основная :

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.

2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.

3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.

5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная

медицинская библиотека. Питер, 2007

Дополнительная:

1. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –

слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.

2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.

3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:

Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.

4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской

психологии. Л. «медицина», 1975

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете как давно возникла психология?

2. Можно ли психологию души считать наукой?

3. Как вы думаете, методом интроспекции мы можем проверить верно ли осознает человек те психические процессы, которые протекают у него в голове?

4. Можно ли считать психологию сознания наукой?

5. Каким методом будет определять бихевиорист дисциплинированного студента и недисциплинированного студента (на лекции)?

6. Можно ли считать поведенческую психологию подлинно научной?

7. Чем психическое отражение отличается от других форм отражения?

8. Что является более продолжительным по времени психические свойства, психические процессы или психические состояния?

9. Назовите главные методы психологии.

10. Как вы думаете какие методы в медицинской психологии являются главными?

Мышление).

Цель: познакомить студентов с познавательными психическими процессами человека (внимание, мышление). Показать, что воображение представляет собой очень важный и необходимый компонент познавательной деятельности человека «воображение охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции», а память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, в основе способностей человека;

Показать, что знания психических познавательных процессов и закономерностей их протекания необходимо студентам-медикам для использования и применения в разных видах практической деятельности.

План и тезисы лекции:

1. Определение внимания. Основные виды и свойства внимания.

2. Общее понятие о мышлении. Связь мышления и речи.

3. Операции, формы и виды мышления.

1). Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

При внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого.Таким образом внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование очага оптимального возбуждения, благодаря которому в определенной области коры мозга создаются условия для наиболее точного и полного отражения всего того, что особенно значимо в данный момент , а также врожденный ориентировочный рефлекс.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное (пассивное) возникает независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

3 группы причины, вызывающих непроизвольное внимание:

1. характер и качество раздражителя, его сила и интенсивность.

2. те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего, имеющимся у него потребностям.

3. общая направленность личности. Направленность личности тесно связана прежним опытом и чувствами (апперцепцией) человека.

Итак, то что интересно нам, что вызывает у нас определенную реакцию является причиной непроизвольного внимания.

Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные.

Послепроизвольное. Оно подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.

К свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности.

Распределение – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Распределение внимания является обратной стороной переключаемости.

Переключаемость – сознательно и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания хорошо тренируемое качество, означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Объем внимания – это возможность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Прибор (тахистоскоп), позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Классическим показателем объема внимания считается от 3 до 7.

2). Мышление качественно отличается от ранее изученных форм чувственного познания. Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Возможности познания мира с помощью анализаторов очень ограничены. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает только человеческое мышление.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности человека, обобщающей и опосредующей отражение действительности.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства – выявляя взаимосвязи и постигая действительность через них. Мышление совершается в обобщениях. Иными словами, мышление в развернутом виде – это опосредованное отражение наглядно не данных отношений и зависимостей объектов реального мира.

Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея. Для мышления человека более существенна взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. Высшей формой мышления является вербально логическое мышление, посредством которого человек, опираясь на коды языка, становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные теоретические задачи. Более того, человеческое мышление невозможно без языка, в каких бы формах оно не осуществлялось. Если я спрошу вас «На каком языке вы думаете?» это не вызовет удивления: в этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Мышление животных всегда наглядно. Речь позволяет отвлекаться от познаваемого объекта, выражая то или иное свойство, представление о нем в предмете.

В речи мы имеем дело с новым способом отображения реальности, новой формой кодирования информации о действительности.

Язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов, а речь – психологический процесс формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Однако мышление не может быть сведено к речи. Мыслить – не значит говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

3) Выделяют следующие мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, классификация, абстракция, обобщение и конкретизация. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи этих операций.

Анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, отношений, с последующим их сравнением.

Синтез – мысленное объединение частей, свойств в единое целое. Анализ и синтез всегда протекают в единстве. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредованным и опосредованным.

Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа.

Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрыть содержание. Когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их существенным признакам.

Анализ и синтез являются важнейшими мыслительными операциями, ядром мыслительного процесса, другие же операции имеют более частный характер.

Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключении, индукция, дедукция

Понятие – система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

Суждение высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Индукция – вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

По степени развернутости мышление может быть:

дискурсивным (поэтапный процесс) и интуитивным (быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, минимальная осознанность);

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Литература основная :

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.

2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.

3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.

5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная

медицинская библиотека. Питер, 2007

Дополнительная:

4. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –

слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.

2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.

3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:

Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.

4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской

психологии. Л. «медицина», 1975

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете можно сосредоточить внимание на двух или нескольких объектах одновременно?

2. В каких случаях человек может делать несколько дел одновременно?

3. Вы знаете на какое время приходится пик активности внимания?

4. Как вы думаете зачем нужно человеку наглядно-образное мышление?

5. Как вы понимаете, что такое стереотип мышления?

6. Как вы думаете почему периодическую таблицу во сне увидел именно Менделеев, а ни кто-то другой?

7. Известно, что Наполеон мог одновременно диктовать несколько

дипломатических писем разного содержания. Каким свойством внимания

можно объяснить этот факт?

Тема 5. Психология общения.

Цель: показать, что общение как вид деятельности – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Познакомить с содержанием и целями общения, особенностями вербальной и невербальной коммуникации, с интерактивнй и перцептивной сторонами общения, с основными механизмами познания другого человека, с теорией конфликтного общения Э.Берне. (трансактный анализ)

Показать, что любому специалисту, а тем более тому, чья работа строится на контактах с людьми, необходимо владеть средствами общения, учитывая его различные стороны. Студент должен уметь владеть способами вербальной и невербальной коммуникации и использовать все виды общения в учебной и практической деятельности, владеть навыками эффективного общения в группе, коллективе, построения бесконфликтных взаимоотношений.

План и тезисы лекции:

1. Роль общения в психическом развитии человека. Содержание, цель и

средства общения.

2. Вербальная и невербальная коммуникации. Паралингвистическая и

экстралингвистическая система знаков. Проксемика. Визуальное общение.

3. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

4. Виды общения.

5. Теория конфликтного общения Э.Берне.

1).Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Что же касается вербального общения, то его роль трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и личностного.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. У человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных, нравственных и ряда других.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи этой информации. Кроме данных от природы способов передачи информации у человека есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

2). Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное общение. Вербальное общение присуще только человеку. Вербальный означает словесный. Это общение при помощи речи. Речь – самое универсальное средство коммуникации, т.к. при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл общения.

Невербальное общение. Невербальный означает несловесный. К невербальным средствам общения относятся сенсорные или телесные контакты, зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью , а также оптико-кинетическая система знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Невербальные сигналы могут усиливать действие слов, ослаблять их или совершенно изменять их смысл.

Большое значение для общения имеют так называемые «добавки» к вербальной коммуникации – паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, что означает связанные с речью, окружающие речь, но не являющиеся самой речью. Например, громкость , тембр, диапазон, тональность голоса, быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов

Нельзя забывать о визуальном общении («контакт глаз»), которое также имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. Здесь имеют значение обоюдность визуального контакта, частота обмена взглядами, статические и динамические моменты контакта глаз.

Все вышеперечисленные механизмы общения можно отнести к психологическим средствам коммуникации. В последнее время появилась специальная область исследования – проксемика, которая занимается нормами пространственной и временной организации общения, используя особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Данная методика предложена Э.Холлом.

3).Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. В данном случае общение выступает как межличностное взаимодействие.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Обращаясь к социальным нормам, человек отвечает за свои действия и поступки, оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Социальный контроль осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.).

Один и тот же человек выполняет разные роли, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза и т.д. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

«Социальная роль» - нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальным положением. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Эта обязательная часть общения условно может быть названа перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Перцептивная сторона общения включает восприятие не только физических характеристик человека. Но и его поведенческих характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

Общение не может быть сведено к простой передачи информации. Оно обязательно предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Носителями информации выступают отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонация, которые следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя т.е. при общении необходимо учитывать весь комплекс сигналов, поступающих от партнера по общению.

Таким образом, перцептивная сторона общения – это установление особого рода отношений: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

4).Одна из главных причин, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и для студентов-медиков эта проблема должна стать предметом специального рассмотрения – это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами. В данном случае можно говорить о следующих видах общения: примитивное, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное общение, манипулятивное общение, «контакт масок».

5). Прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики позволило Э. Берну выделить типичные состояния сознания. Репертуар этих состояний Берн разбил на три категории:

1) состояния “Я”, сходные с образами родителей;

2) состояния “Я”, автономно направленные на объективную оценку

реальности;

3) состояния “Я”, все еще действующие с момента их фиксации в раннем

детстве и представляющие собой архаистические пережитки.

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонацию голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позы и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Берн выделяет три формы трансакций дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Литература основная :

1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.

2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.

3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.

5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная

медицинская библиотека. Питер, 2007

Дополнительная:

8. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –

слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.

2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.

3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:

Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.

4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской

психологии. Л. «медицина», 1975

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Что вы слышали о феномене Маугли?

2. Что такое сензитивный период развития?

3. При общении с другим человеком на что вы больше всего обращаете внимание? (речь, жесты, мимика, глаза).

4. Как вы думаете мимика дана человеку от рождения или приобретается в течении жизни?

5. Нужно ли знать особенности невербального общения представителей других стран?

6. Как можно назвать ваше состояние при общении с другим человеком , если вы его поучаете, ругаете?

7. Как можно назвать ваше состояние при общении с другим человеком , если вы капризничаете, упрашиваете?

Лекционный комплекс.

Тема 1. Специфические особенности психологии как естественной и социальной науки.

Цель: познакомить студентов с историей становления психологии как науки, показать ее специфические особенности, современное научное понимание психики и особенности психического отражения, значение и задачи современной психологии и значение данной науки для человеческого познания и медицинской практики.

План и тезисы лекции

1. Общее понятие о психике и психологии.

2. Этапы развития психологии. Научное понимание психики.

3. Этапы развития психики. Физическое, физиологическое и психическое

отражение.

4. Особенности психического отражения. Активность как важнейшая

особенность психического отражения.

5. Классификация мира психических явлений: психические процессы,

психические свойства, психические состояния.

1). Становление психологии прошло четыре этапа:

первый (психология как наука о душе). Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Второй (психология как наука о сознании). Начинается в ХYII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать. Желать назвали сознанием. Основным методом изучения был метод интроспекции.

Третий (психология как наука о поведении). Начинается в ХХ веке. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Четвертый (психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики). Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной психологии на постсоветском пространстве является закономерное осмысление теории отражения.

Психология – это наука об отражательной деятельности мозга, регулирующей поведение и деятельность, наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой

Предметом психологии как науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления человеческой психики.

2). Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная только человеку. Сознание возникло не сразу, развитие психики прошло ряд стадий:

Сенcорную

Нервная система представлена в виде сети (медузы) или узлов –

Перцептивную , когда появились сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и навыков. На этой стадии сформировалась ЦНС и образовалась кора головного мозга (все млекопитающие);

Интеллектуальную (рассудочную), позволяющую отражать связи между явлениями – интеллектуальное поведение высших млекопитающих;

Сознания – высший уровень развития психики, свойственен только человеку. Если эволюция психики у животных обусловлена биологическими законами, то сознание – продукт не только биологического, но и, главным образом социально-исторического развития.

В своем развитии сознание также прошло несколько этапов: психика (пока еще не сознание!) животных и предчеловека, стадное сознание, сознание разумного человека, сознание человека родового общества и, наконец, появление самосознания.

Сознание-результат труда и общественно-исторических условий, вызвавших существенные изменения организма первобытного человека и его мозга.

Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения. Существует ряд форм отражения, простейшая из которых – физическое отражение , например отражение света и звука. Более сложная физиологическая форма отражения является функцией живой материи. Примером физиологического отражения являются изм

Наши рекомендации