Социальные конфликты (забастовки, восстания, революции)
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отожествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Но, безусловно, наибольшее количество социальных конфликтов вызывает неудовлетворенность материальным состоянием и условиями проживания отдельных классов (слоев) общества.
Каковы же причины, которые приводят к подобным отклонениям в поведении людей? Под причинами понимается комплекс условий, связь событий, т.е. непосредственной предпосылкой всякого акта социальной неудовлетворенности. Таковыми всегда является увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.
Таково в общих чертах суммарное утверждение о причинности забастовок, восстаний, революций, которые конечно проявляются во множестве конкретных реалий разных времен и места действия. Если пищеварительный рефлекс доброй части населения "подавляется" голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если "подавляется" инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, то налицо другая причина революций. Если "подавляется" рефлекс коллективного самосохранения (к примеру, семьи, религиозной секты, партии), оскверняются их святыни, совершаются измывательства над их членами в виде арестов и т.п., то мы имеем уже третью причину революций. Если потребность в жилище, одежде и т.п. не удовлетворяется, по крайней мере, в минимальном объеме, то налицо дополнительная причина революций. Если у большинства населения "подавляется" половой рефлекс во всех его проявлениях (в виде ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствуют условия его удовлетворения, распространены похищения, насилие жен и дочерей, принудительное замужество или разводы и т.п. - налицо пятая причина революций. Если подавляется собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения, и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем уже шестую причину революций. Если "подавляется" инстинкт самовыражения или индивидуальности, а люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблением, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой - с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того, то мы имеем еще одну причину революций.
Итак, растущее подавление базовых инстинктов, а также их всеобщий характер и бессилие групп порядка в противодействии являются тремя необходимыми составляющими всякого революционного взрыва.
Почему подавление импульсов всегда ведет к революции? Да потому, что подавление базовых инстинктов неизбежно вынуждает людей искать пути выхода, так же как и любой другой живой организм ищет спасения от несвойственной ему окружающей среды. Старые формы поведения нетерпимы, следовательно, необходим поиск новых форм. Репрессированный рефлекс вначале старается найти выход в подавлении, в свою очередь, других инстинктов, которые препятствуют его удовлетворению. Например, репрессированный пищеварительный рефлекс оказывает влияние на те тормоза, которые удерживают человека от воровства, лжи и т.п. В то же время, это означает и ослабление условных рефлексов, которые ранее сдерживали человека от совершения определенных актов насилия. Это приводит к новой серии сдвигов в условных рефлексах и вызывает еще большую "биологизацию" поведения людей, дальнейшее совершение антисоциальных актов [31].
Чтобы восстание или акция протеста переросла в революцию, необходимо еще немаловажное условие. Это недостаточное и недейственное сопротивление революционному подъему репрессированных масс, т.е. неспособность властей и властвующей элиты разработать контрмеры против давления репрессированных инстинктов, достаточных для достижения состояния социального равновесия; удалить или, по крайней мере, ослабить условия, продуцирующие "репрессии"; расщепить и разделить репрессированную массу на группы, настроив их друг против друга в целях их взаимного ослабления; направить "выход" подавленных импульсов в иное, нереволюционное русло.
Так, человек может быть доведен до крайнего голода, но если к его виску приставлен револьвер, то он и не притронется к еде. В каждом обществе в любой период его развития мы обнаружим более или менее сильную "репрессию" инстинктов значительной части населения. И если эта репрессия приводит к катаклизмам или мятежом, то лишь по причине сопротивления со стороны властей и привилегированных групп населения.
Иными словами, для революционного взрыва мало одних подавленных инстинктов, необходимо еще отсутствие мощного, эффективного сопротивления властей и правящих кругов.
Терроризм. Вандализм
За последние 25 лет в мире наметилась стойкая тенденция к росту числа актов терроризма. За период с 1970 но 1980 гг. терроризм количественно увеличился в два раза. В 1996 г. было совершено более 2500 актов терроризма. Количество погибших постоянно увеличивается: 1995 -177 чел., 1996 - 331 чел., 1997 - 221 чел. Больше всего актов терроризма было осуществлено на Среднем востоке - 440, в Азии - 334, Латинской Америке - 128, Европе - 52. В 1998 г. в России был осуществлен 21 акт терроризма. Проблему актуализирует и тот факт, что в будущем обоснованно прогнозируется увеличение числа актов терроризма в связи с существованием нелегального рынка оружия, взрывчатых веществ, также имеет место существование большого количества террористических организаций (по данным Всемирной сети Internet - около 200).
Терроризм как социальное явление известен давно. Итак, терроризм - это осуществление или угроза осуществления общеопасных действий, которые направлены на создание обстановки страха, беспокойства с целью запугивания населения, влияния на принятие любых решений или отказ от них в интересах террористов. Существует некоторое разграничение понятий "террор" и "терроризм", оба эти понятия от лат. La terreur - ужас, однако более правильным будет относить понятие "террор" к силам, находящимся при власти, опирающим на властные структуры и репрессивный аппарат принуждения, армию, т.е. к тем, которые объективно являются более сильной стороной в конфликте, понятие "терроризм" следует относить к оппозиционным силам, объективно являющимся более слабой стороной. Разграничение видов терроризма можно провести по его мотивации, т.е. на криминологическом или политическом уровне.
Вандализм также выступает как один из видов недоброкачественной агрессии. Под вандализмом понимают бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. Само слово произошло от названия древнегерманских племен вандалов, разграбивших в 455 году Рим и уничтоживших памятники античной культуры.
В современном обществе особенно распространено проявление вандализма среди молодежи. Примером этому - наши исписанные стены подъездов, разгромленные детские парки, поломанные деревья.
Особенно опасным является вандализм как результат фетишизма: разбитые и разграбленные могилы, уничтоженные памятники и надгробия сейчас можно встретить практически на любом кладбище.