Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Социальные изменения — одно из наиболее общих социологических понятий, В зависимости от исследовательской парадигмы под социаль­ным изменением может пониматься переход социального объекта из од­ного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его ин­ститутах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества; второй, революци­онный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективно­сти социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII—XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объ­ективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители — приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о при роде социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную при­роду, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили ш необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними зако­номерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвя на. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал та ким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым ге­роям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благо­даря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных из­менений в усложнении структуры общества, усилении его дифферен циации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свобо­ды индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности орга­нической, возникающей на основе разделения труда и социальной диф­ференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и яв­ляется высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечи­вает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, произ­водительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоре­чие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает кон­фликт внутри способа производства, образуемого единством производи­тельных сил и производственных отношений. Прогресс общества возмо­жен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ус­корение развития общества. В работах Маркса представлены эволюцион­ный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Ввбер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения характе­ризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические нравственные ценности, создает определенные социальные структуры' облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция — резкий качественный переворот в соци­альной структуре общества; способ перехода от одной формы социаль­но-политического устройства к другой. Социальные революции подраз­деляются на антиимпериалистические, антиколониальные, нациста пыю-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции оп­ределяются условиями той общественно-экономической формации кото­рую она призвана устранить, а также спецификой того социально-эконо­мического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масшта­бы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи револю­ции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общин­ного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массо­вых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических пао-тии и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному поло­жению в системе производственных отношений заинтересованы в нис­провержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил
революции.

Большинство современных концепций революционных социаль­ных изменении, разрабатываемых в рамках модернистского подхода базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой фран­цузской революции 1789 г. Марксистская теория революций акценти­рует внимание на радикальных изменениях в экономической и поли­тической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся ч в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального' порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернист­скому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, — теория, предложенная,
в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины ре^
волюций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства
населения и неспособности властей воздействовать на изменяюще­
еся поведение масс; ;

2. психологическая — представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что мад-сы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедли­вость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная — при анализе революций сосредотачивается на мак-1 роструктурном уровне и отрицает психологические факторы; совре-1 менным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая — рассматривает революции как результат нару­шения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за = управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в ес­тественных и социальных науках (геуоКю — лат. «возвращение», «кру­говорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и поли­тических реформ в государстве в соответствии с присущими ему законо­мерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «об­ратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положи­тельное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

Социальная реформа — это преобразование, переустройство, из­менение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в ру­ках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь посте­пенного преобразования существующих отношений противопоставляет­ся революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировав­ший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучитель­ным для народа.

Сегодня великие реформы (т.е. революции, осуществляемые «свер­ху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие ре­волюции. Оба эти способа решения общественных противоречий проти­вопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного рефор­мирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

Социальный прогресс

Социальный прогресс — направленный процесс, в ходе которого ста­новится более совершенным устройство общества и реализуются опре­деленные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной транс­формации и в некоторые версии теории развития. Классический струк­турно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии об­щество периодически возвращается к отправной точке. Концепция про­гресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансфор­мации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго вы­ползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, неве­жества, поднимаясь ко все более высоким уровням цивилизации. Такое движение будет продолжаться в настоящем и будущем, несмотря на слу­чайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. представление о необратимом времени, текущем линейно и обес­печивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положитель­но оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. представление о направленном движении, в котором ни одна ста­дия не повторяется;

3. представление о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. представление о различии между типичными, необходимыми ста­диями процесса;

5. представление об эндогенных причинах, вызывающих самодвиже­ние (саморазвитие) процесса;

6. представление о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или от­вергнут;

7. представление об улучшении, усовершенствовании, о том, что каж­дая последующая стадия лучше предыдущей.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описа­тельная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала цен­ностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значи­тельной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слиш­ком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэро­порты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хо­рошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распы­ление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом без­работицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, не­управляемостью и широким распространением масс-культуры.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории мно­гие мыслители — от Платона до Томаса Мора и Маркса — верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологи­ческого роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопиче­скому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX — начала XXI в. стало повсеместное рас­пространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматри­вать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предви­дят его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эман­сипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Наши рекомендации