Перечень наглядных материалов, учебных пособий и технических средств обучения и контроля
№ п/п | Темы лекций и занятий | Наименование ТСО, ТСКЗ и ЭВМ |
Медицинская этика. История биомедицинской этики (модуль 1) | - Анкета на выявление эмпатической готовности и стандартов этического мышления. - Тест - контроль №1 (контроль усвоения материала лекции № 1) - Тест СПС - выявление первичного знания правовых норм | |
Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики (модуль 2) | Разбор документов отражающих историю возникновения, этические теории и принципы медицинской этики - Клятва Гиппократа - Присяга врача СССР - Присяга российского врача - Конвенция Совета Европы | |
Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязанности врачей. Права пациентов (модуль 3) | Разбор документов, отражающих права и обязанности врача и пациента - Права пациентов (Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ. ст 30) - Кодекс врачебной этики - Этический кодекс российского врача - Кодекс врачебной этики - Этический кодекс медицинской сестры России | |
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Этика – профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности (модуль 4) | - Тест профессионального качества врача - Нюрнбергский кодекс - Женевская декларация (1948 г) - Женевская декларация ВМА - Международный кодекс медицинской этики - Положение о медицинской этике в условиях бедствия | |
Морально-этические проблемы проведения клинических испытаний и экспериментов на человеке. Моральные принципы проведения экспериментов на животных (модуль 5) | - Тест - коммуникативная толерантность - Хельсинскяя декларация - Хельсинско-Токийская декларация. - Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения. - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничижающих достоинство видов обращения и наказания - Декларация об использовании животных в медико-биологических исследованиях | |
Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики (модуль 6) | Церковно-общественный совет по биомедицинской этике заявление о недопустимости клонирования человека - Декларация о генетическом консультировании и генной инженерии. Генная инженерия - Декларация о проекте «Геном человека» - О клонировании человека. Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике | |
Смерть и умирание. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей (модуль 7) | - Декларация о политике лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль. - Венецианская декларация о терминальном состоянии. - Декларация об использовании психотропных средств - Библия о врачах и медицине | |
Эпидемиология и этика. СПИД - морально-этические проблемы (модуль 8) | - Тест - контроль № 2 | |
Этика в психиатрии и психотерапии (модуль 9) | - Анкета на выявление эмпатической готовности и стандартов этического мышления. (Тест № 2) - Тест СПС № 2 - выявление первичного знания правовых норм | |
Моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения (модуль 10) | - Заявление о торговле живыми органами - Декларация о трансплантации эмбриональных тканей - Рекомендации по предоставлению медицинской помощи в сельской местности - Тест - контроль № 3 | |
Заключительное занятие. Деловая игра «Этический кодекс студента БГМУ» | ||
Зачетное занятие Итоговое тестирование. |
Результаты изучения материала программы
После прохождения цикла студент должен уметь:
- при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациента;
- защищать права пациентов на информацию, свободу выбора и действий;
- защищать неприкосновенность частной жизни, как основу человеческого
достоинства пациентов;
- сохранять конфиденциальность (врачебную тайну);
- проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным;
- проявлять такт и деликатность при общении с больными и родственниками больных людей,
- оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск;
отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.