Приобретение, хранение и использование наглядных пособий и технических средств обучения, оборудование кабинетов

Умелое применение наглядных пособий и технических средств содействует пробуждению интереса учащихся к науке, развитию логического мышления, выработке навыков самостоятельной работы, расширяет кругозор детей, способствует сближению обучения с жизнью. В каждой школе, как правило, имеются оснащенные учебные t кабинеты, обеспечивающие применение ТСО на всех этапах учебной работы. Начинающему директору следует тщательно продумывать следующие вопросы:

— как обеспечить систематическое пополнение кабинетов техническими средствами и наглядными пособиями, своевременное получение фильмов;

— каким образом сохранить оборудование, обеспечить его ремонт;

— как добиться квалифицированного использования имеющегося оборудования, соблюдения правил безопасности.

Решение этих проблем связано со множеством трудностей: ограниченностью возможностей, отсутствием специалистов и материалов. Еще нередко встречаются у нас кабинеты, которые отличаются друг от друга лишь портретами ученых: портреты писателей — кабинет литературы, портреты историков — кабинет истории. Более или менее отвечают своему назначению кабинеты физики, химии, биологии. В таких случаях переход на кабинетную систему нередко приводит к отрицательным результатам: надобности переходить из кабинета в кабинет нет, но дети бегают по школе с портфелями, шапками, лишены нормального отдыха, возможности провести собрание, сбор, беседу.

Начинающему директору необходимо четко рассчитать, сколько часов будет занят тот или иной кабинет, как будут использоваться наглядные пособия и ТСО. В базовой девятилетней школе порой бывает целесообразно создать 1 или 2 кабинета технических средств: один — для начальных классов, другой — для старших. В больших сред-

них школах приходится иметь несколько кабинетов по каждому предмету.

Оснащенность кабинетов проходит по строгому плану и поэтапно: сначала распределяются классные комнаты, назначаются руководители кабинетов, определяются сроки их оборудования: строительство стеллажей, подводка электросети, подключение оборудования, затемнение и т.д. Подготавливаются места для хранения наглядных пособий, карт, диафильмов, аппаратуры. При каждом кабинете должен быть актив учащихся — помощников учителей, отвечающих за сохранность, порядок, ремонт всего оборудования.

Директор школы обеспечивает выучку персонала: каждый учитель обязан уметь пользоваться простейшей аппаратурой: эпидиаскопом, магнитофоном. Во многих школах учителя овладевают и более сложными устройствами: кинопроекторами, обучающими и контролирующими машинами. При этом очень важно обеспечить соблюдение правил безопасности.

В школе точно устанавливается порядок получения фильмов из фильмотеки, их хранение и возврат. Весь учительский коллектив придерживается единых правил хранения и использования наглядных пособий: каждое пособие должно иметь свое место, должно быть пронумеровано и подготовлено к использованию. Учитель возвращает пособие на место и добивается его своевременного ремонта.

Директор продумывает все до мелочей: где хранятся ключи от кабинетов, от комнаты наглядных пособий, как ведется учет и хранение, кто и когда приобретает наглядные пособия и ТСО и т.д.

В специальных пособиях содержатся конкретные рекомендации по оборудованию учебных кабинетов и методике проведения уроков с использованием наглядных пособий и ТСО. Мы касаемся лишь некоторых организационных мероприятий, которые нужно осуществлять вновь назначенному директору. Учителя составляют на год, с указанием сроков, график пополнения кабинета нужными пособиями, ТСО, реактивами, материалами, устанавливают связь с учколлектором, шефами, лабораториями, чтобы при прохождении нужной темы, проведении лабораторных, практических работ не было никаких перебоев.

24.4. Хозяйственное обеспечение школы

Учебно-воспитательный процесс в значительной мере зависит от должного уровня хозяйственного обеспечения школы, санитарного состояния, своевременного ремонта, профилактической проверки оборудования, четкости работы технического персонала.

Нелегко решать хозяйственные вопросы. Вероятно, давно назрел вопрос о передаче котелен, водоканализаци-онного хозяйства, электросети и других технических служб в ведение специализированных районных организаций. Во многих местах этот вопрос решен, но часто еще директору школы приходится самому заниматься многими сложными хозяйственными проблемами. В некоторых школах существует договоренность со специалистами по оборудованию о постоянном сотрудничестве. Они изучают особенности школы, знают состояние котлов, электросети, водопровода и быстро устраняют все неисправности, а главное — периодически осуществляют профилактический осмотр. Подсчитывают действительную потребность в электролампочках, стекле, краске и других материалах. Такая определенность сводит до минимума затраты времени на ликвидацию тех или иных неполадок. Ведется систематический учет всех аварий, повреждений, устанавливаются подлинные причины и виновные, что предупреждает возможность повторных нарушений.

Оформление школы и учительской

Оформление школы — вопрос педагогический. Нужно отказаться от массы стендов, начисто закрывающих стены коридоров, классов, учительской. И дело не только в эстетическом воспитании детей. Социологи отмечают, что чрезмерное нагромождение картин, цифр, пропагандистского материала имеют обратное действие: никто не стоит и не читает этих материалов, они не производят впечатления. Еще нередко мы видим наспех сколоченные стенды с цветными картинками, вырезанными, из журналов. Дурной вкус, не достойный современной школы.

Ряд школ выработали определенную систему оформления школы, и она, как нам кажется, сыграла немалую роль в воспитании детей. Прежде всего, на стенах было очень мало разных украшений и стендов. Пусть будет больше воздуха и меньше пыли. Во-вторых, мы обращали

особое внимание на качество исполнения. Пусть меньше, но лучше. В-третьих, оформление носило тематический характер (с учетом возраста и .интереса детей). В-четвертых, соблюдалась периодичность сменяемости материалов. Содержание одних стендов менялось каждую четверть, других — раз в месяц, третьих — раз в полугодие. Содержание стендов определялось юбилеями, знаменательными датами, интересными событиями. На первом этаже, где занимались малыши, появились сказки, хорошо оформленные цветными репродукциями. Здесь же был стенд о правилах уличного движения тоже с красочными картинками и юмористическими комментариями.

На 2-м и 3-м этажах было несколько тематических уголков: "В мире науки", "Клуб путешественников", "Юный математик", "Литературный альманах", "Современная живопись" и т.д. Оформление выполняли лучшие художники и умельцы школы, ученики и учителя, привлекались спонсоры, а порой и профессиональные оформители из художественной мастерской.

Оборудование и оформление учительской преследовало одну цель: создать для учителей максимум удобств для работы и отдыха.

Школьная документация

Осуществление функций управления во многом зависит от внедрения строго продуманной внутришкольной информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации руководители школы могут ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечить их практическую реализацию.

Одна из наиболее характерных особенностей управленческой информации в современных условиях — резкое возрастание ее объемов. Но было бы неверно сводить возрастание объемов информационных потоков к объективным причинам. Сказываются субъективные факторы, привычка многих руководителей к "бумажному" стилю руководства, желание побольше собрать сведений про запас, на всякий случай. Большая часть информационных нововведений является излишней, дублирующей сведения, отражаемые официальной документацией первичного учета. В некоторых школах общее количество различных дел,

учетных книг и журналов достигает 80—90 единиц. Неудивительно, что у руководителей таких школ, охваченных бумажной текучкой, постоянно не достает времени на то, чтобы обдумать систему работы, по-настоящему управлять учебно-воспитательным процессом.

Некоторые директора школ в целях "совершенствования" учебно-воспитательного процесса стали требовать от учителей и классных руководителей ежедневных рапортичек об успеваемости и поведении учащихся, сценариев и журнала проведения внеклассных, внешкольных мероприятий, отчетов о походах, соревнованиях, олимпиадах, подробных планов самообразования учителей, конспектов первоисточников, различных сведений о питании, подробных психолого-педагогических характеристик на каждого учащегося и т.д. В школе увеличилось количество планов и отчетов. Это только усложняет работу.

Документы учителя и классного руководителя очень просты: планы уроков и план воспитательной работы на четверть. Для себя учителя могут вести еще другие записи. Планы работы учителей и классных руководителей носят произвольный характер и составляются на основе существующих методических рекомендаций. Тематические планы, как правило, публикуются в методических журналах, и нет надобности требовать от учителя специальных разработок. Поурочный план должен быть у каждого учителя. План воспитательной работы, как показывает опыт, целесообразнее всего составлять на полугодие или учебную четверть. В нем важно предусмотреть тематику классных часов и основные мероприятия по учебной и воспитательной работе с коллективом и отдельными учащимися.

У руководителей школы должны быть индивидуальные тетради посещения уроков и воспитательных мероприятий. Общешкольного контрольного журнала вести не следует, опыт показал его педагогическую несостоятельность: записи ведутся формально, он не удобен для руководителей школ, анализ уроков учителей не всегда этично делать предметом всеобщего обсуждения.

Учебно-педагогическая документация:

— Алфавитная книга записи учащихся.

— Личные дела учащихся.

— Классные журналы.

— Журналы факультативных занятий.

— Журналы групп продленного дня.

— Книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем образовании.

— Книга учета бланков и выдачи свидетельств о базовом образовании.

— Книга учета золотых медалей "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение".

— Книга учета похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальных листов "За отличные успехи и примерное поведение".

— Книга учета личного состава педагогических работников школы.

— Книга приказов по школе.

— Книга учета и движения детей школьного возраста с 6 до 16 лет включительно;

— Ведомость выдачи учащимся свидетельств о получении ими специальности.

— Журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

— Книга протоколов педагогического совета школы.

— Копии актов о результатах инспекторских проверок работы школы.

— Книга замечаний и предложений инспектирующих лиц, копии статистических отчетов школы.

— Книга регистрации входящей и исходящей корреспонденции.

Финансово-хозяйственная документация:

— Технический паспорт школы.

— Инвентарные списки основных средств.

— Книга складского учета материалов на нужды учреждения.

— Ведомости выдачи материала на нужды учреждения.

— Ведомость оперативного учета движения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, находящихся в эксплуатации.

— Инвентарная книга библиотечного фонда школы.

— Акты списания материальных ценностей.

В делах школы должны находиться тарификационный список учителей и действующее штатное расписание. Виды отчетности:

— Отчет начальной, базовой девятилетней и средней школы на начало учебного года

— Отчет об успеваемости учащихся начальной, девятилетней и средней школы за учебный год.

628 -"""--

- Отчет начальной, девятилетней и средней школы за учебный год.

— Отчет начальной, девятилетней и средней школы об интернате при школе (если он имеется).

24. 7„ Внутришкольная оперативная информация

Под управленческой информацией понимается совокупность сведений, данных актов, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. Внутришкольная оперативная информация — это один из видов управленческой информации, обеспечивающей ознакомление руководителей школ, учителей и классных руководителей о состоянии дел в школе и отдельных классах. Это может быть устная или письменная информация, она получается путем личного ознакомления и осмотра, устного сообщения или письменного отчета. Чтобы рационально руководить деятельностью школы, класса, отдельных учителей или учащихся, необходимо своевременно получать сведения об успеваемости, дисциплине и посещаемости учащихся, а также качестве уроков и воспитательных мероприятий. Необходимо знать о состоянии кабинетов, хозяйственного обеспечения, работы технических служащих и обслуживающего персонала.

Однако далеко не всякая, даже обоснованная информация, получаемая руководителями школы из различных источников, может сразу использоваться в качестве средства управления педагогическим коллективом. Так, например, живое содержание первичного учета хорошо характеризует текущий, ежедневный учебно-воспитательный процесс, но взятые отдельно разрозненные данные этого учета не отражают общего, главного в деятельности школы. Для этой цели они должны быть подвергнуты обобщению. Ведь суть информации не в количестве собранных бумаг, а в том, что она способствует эффективности внут-ришкольного управления и, в конечном результате, — улучшению учебно-воспитательной работы, повышению качества урока. На основании этих требований и надо подходить к совершенствованию информации в школе.

В практике работы школы установилась определенная система внугришкольной оперативной информации, цель которой — резко сократить поток письменных документов.

Ежедневная информация анализируется учителем и классными руководителями на основе изучения классного

журнала и устных сообщений старосты класса о посещаемости учащихся, успеваемости, дисциплине, санитарном состоянии. Еженедельная информация обрабатывается заместителем директора. Это устная информация классных руководителей, обмен сведениями на совещании при директоре: об успеваемости и посещаемости "трудных" учеников, о внеклассных и внешкольных мероприятиях, о качестве работы учителей и классных руководителей, о состоянии журналов, дневников и тетрадей.

Ежемесячная информация готовится заместителем директора, изучается директорам и членами администрации школы: о выполнении школьных программ; качестве работы учителей-предметников и классных руководителей; об успеваемости, посещаемости и дисциплине по отдельным классам; о результатах специальных проверок и контрольных работ; о санитарном состоянии школы, сохранности мебели, оборудовании. Почетвертная информация об успеваемости и дисциплине по классам и предметам анализируется администрацией.

Наши рекомендации