Становление и развитие системы общественного призрения

Нищенство на Руси считалось одним из главных средств нравственного воспитания, практически институтом благонравия, состоящим при церкви. Отсюда вывод - при подобном взгляде вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Быть нищим было более выгодным, чем зарабатывание хлеба тяжелым трудом, отсюда и всевозможные симуляции безумия, ущербности – и в целом масштабность нищенства. Нищих было несколько категорий: «блаженные» - раздавали свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» - прорицатели, ясновидцы (чаще всего симулировали безумие); «немощные» - слепые, старые, душевнобольные; «гулящие» - бродяжничали в собственное удовольствие или скрывались от властей. В 1551 г. – время правления Ивана Грозного - на собрании высшего духовенства России (Православной церкви) – констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Отсюда был выдан указ - прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» - питаться по дворам. Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты – создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным – фактически создается система занятости и подготовки кадров. Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики. Далее - попытки Петра I искоренить профессиональное нищенство. Заслуга в развитие мер призрения в определенную систему принадлежит Императору Петру Великому. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее важные из них: заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые не могут работать. В связи с тем, что при богадельнях стало, кормится много народа способного самостоятельно зарабатывать на жизнь, он приказывает произвести разбор призреваемых. По замыслу Петра 1 духовное ведомство должно заботиться о тех кто не межет трудиться на “государсвтенную пользу”, остальными же нищими должен заниматься магистрат. В соответсвии в указами тех времен отправлять нищих-мужчин в смирительные дома, чтобы в дальнейшем использовать их на тяжелых работах, а нищенок в прядильные дома. Он не запрещал раздачу милостыни вовсе, если человек хочет употребить свои деньги на благое дело он может пожертвовать их богадельни, монастырю или в специальный приказ. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно классифицировать на 3 направления: 1.социально-философское; 2.социально-административное или реформистское; 3.социально-медицинское. Социально-философское направление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного призрения. Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать: призрение детей, вдов, служащих; попечение и опеку несовершеннолетних; богадельни для людей, потерявших трудоспособность; смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы; губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты); профилактика нищенства; школы для детей. Социально-медицинское направление: госпитали и «другие, где болезни лечат»; лазареты; дома для душевнобольных. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство. Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных). Новым законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен и т.д. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения. Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова. К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учрежден 6 попечительных комитетов в Москве. Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.





Наши рекомендации