Основные направления социальной политики государства.
Основные направления социальной политики государства.
Теоретические основы социальной работы: объект, предмет, понятийно-категориальный аппарат, закономерности.
Государственно-правовые основы социальной работы.
История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).
Становление и развитие системы общественного призрения.
Социальная работа в послереволюционный и советские периоды.
Медико-социальные основы социальной работы.
Технологии социальной работы: понятие, классификация, специфика.
Коммуникативные технологии в социальной работе.
Социальное консультирование.
Социальная адаптация.
Социальная реабилитация.
Социальная профилактика.
Социальная диагностика.
Социальная терапия.
Технологии разрешения конфликтов.
Семья как объект социальной работы: социальные проблемы, социальные службы, социальная защита семьи.
Технология социальной работы с семьей.
Инвалидность как социальная проблема: трудоустройство и быт инвалидов, инвалидность и ее виды.
Правовые основы социальной защиты инвалидов.
Медико-социальные аспекты работы с инвалидами.
Социальная работа с пожилыми людьми: социальное обслуживание и обеспечение, социальное положение и психологические особенности пожилых людей.
Социальная работа с молодежью.
Социальные проблемы детства.
Социальная защита детства.
Социальная поддержка малообеспеченных и бездомных.
Проблема бездомности и пути ее решения.
Социальная работа с мигрантами и беженцами: правовые аспекты, причины, социальная сущность.
Социальная защита интересов женщин: социальное положение женщин в России.
Профессиональный портрет социального работника, социального педагога.
Управление социальной работы.
Эффективность социальной работы: общее понятие, показатели, социальные нормы и потребности.
Социальная адаптация.
Адаптация социальная -процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, к жилищным условиям вследствие болезни или инвалидности, организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия ( к примеру, стиля руководства, круга общения) и характерных для нее форм деятельности (способов выполнения профессиональных обязанностей).
Адаптация социальная имеет две формы:
- активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм и ценностей, а также форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять),
- пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее.
Показателями успешной социальной адаптации являются: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (пример - удовлетворенность условиями работы или ее содержанием).
Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (например, в случае миграции или текучести кадров), отклоняющееся поведение, выход на пенсию и др.
Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от характеристик самого человека. Наиболее значимыми для социальной адаптации социально-демографические характеристики человека являются образование и возраст. Поскольку социальная адаптация нередко ставит перед человеком проблемы, которые он сам не в состоянии решить, она становится объектом социальной помощи и одной из задач социальной работы.
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых коммуникаций и массовой информации;
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.
К основным целям социальной реабилитации относятся:
- восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта,
- достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости
- повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в
последствии его трудоустройство.
Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:
- своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
- дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
- последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
- индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
- доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
Социальная профилактика.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психологопедагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социальнопрофилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
Характер и содержание социальнопрофилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.
Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.
В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:
1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).
2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).
3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели (32.С.419).
4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).
5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домовинтернатов, приютов, детских домов и заключённые).
6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).
Несмотря на то, что при работе с данными социальными группами могут и должны быть достигнуты те цели социальной профилактики, о которых говорилось выше, в каждом конкретном случае предполагается постановка и достижение собственных целей, обусловленных особенностями конкретного объекта деятельности. Так, при работе с лицами, находящимися в зависимости от государства одной из важнейших социальнопрофилактических целей является предотвращение и пресечение возможных нарушений прав этих людей со стороны персонала соответствующих учреждений, государственных органов и чиновников. Работа с теми социальными группами, которые можно рассматривать как сравнительно новые (фермеры и предприниматели) предполагает достижение такой цели, как формирование у них системы гуманистических и альтруистических ценностей.
Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:
1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.
2.Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».
3.Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.
4.Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.
Помимо вышеперечисленных, многие другие проблемы социальной жизни могут рассматриваться, при определённых условиях, как возможные объекты социальной профилактики – экологическое благопол учие региона, состояние рынка труда, демографические и т.д.
Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадия предупрежденияосновной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадия предотвращениянаправлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожнотранспортное проишествие.
3.Стадия пресеченияиспользуя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, моральнонравственных, педагогических, административных и др угих санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения.
Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1.Медикосоциальные направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медикосоциальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медикосоциальный патронаж и т.п.
2.Организационноадминистративныесоздание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
3.Правовыеразработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогическиеформирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономическиенаправлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политическиесоздание в обществе эффективной системы политиче ских прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющи х всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.
Социальный эффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социальнопрофилактических мероприятий. В зависимости от того, какие цели будут преследовать эти мероприятия, можно выделить следующие их разновидности.
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение какихлибо тенденций , возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца)
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социальнопрофилактических мероприятий.
Успех социальнопрофилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность. Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить :
Во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использо вание для этого различных методов и способов деятельности.
Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей.
В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса).
В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта.
И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.
Социальная диагностика.
Социальная диагностика- изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант, процессов и явлений общественной жизни. Основной целью социальной диагностики является выявление социального содержания факторов, действующих в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни.
В основе социальной диагностики лежат:
I.Объективные факторы.Это статистические данные.
В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры.
Практика социальных обследований с применением статистики уходит корнями в XVII век. В XIX веке социальные обследования проводились для получения достоверного материала об условиях и уровне жизни в городах, распространения бедности и т.д. Эти данные становились предметом общественного внимания, они использовались в аргументации позиций по актуальным проблемам, обсуждавшимся в обществе.
В наши дни мы чаще всего используем статистику как базу для установления объективных параметров той или иной социальной проблемы.
На основании данных о числе родившихся и числе умерших можно судить об утрате или естественном прироста населения.
II.Субъективные факторы.Это установки населения и исследователей.
Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходимо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное поведение людей.
Установки могут существенно изменить объективные параметры проблемы.Всегда необходимо учитывать, что в социальной сфере объективные данные несут на себе отпечаток субъективных позиций исследователя.
Через объективные и субъективные факторы мы описываем параметры социальной реальности, которые нам необходимо будет сравнить с социальными показателями для установления соответствия или не соответствия.
В показателях, применяемых в социальной сфере, отражаются культурные традиции, принятые стандарты жизни, идеальные представления о благосостоянии (например, нормы жилплощади, рождаемости, средней зарплаты и т.п.).
Этапы диагностики:
На первом этапе диагностики проводится сравнение:
— с результатами деятельности (свойствами и т. д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;
—с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т. д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»;для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков — «групповая соотносительная норма»;
—с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.
На втором этапе делается анализ полученных измерений,итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой — определение причинно-следственных связей.
Третий этап составляет интерпретация(синтез) полученной разнородной информации.
Социальная диагностика призвана дать инициатору проекта характеристику социальной реальности «здесь и сейчас».Но то, что есть «здесь и сейчас», имело свое прошлое, свою историю, оно не пришло из ниоткуда. Оно будет иметь и свое будущее, причем будущее не обязательно станет повторением того, что есть «здесь и сейчас». Это обстоятельство требует от нас не ограничиваться диагнозом сегодняшних проблем и сложившихся к данному моменту наших возможностей. Даже краткосрочный проект имеет временное и пространственное протяжение. Если же говорить о долгосрочных проектах, нам невозможно браться за их осуществление, если мы не прогнозируем будущих стадий развития общества и влияния нашего проекта на это развитие.
В этой связи в следующем параграфе и пойдет речь о социальном предвидении и социальном прогнозировании, применяемом для оценки жизнеспособности социального проекта.
Социальная терапия.
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации (28.С.277). Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социальнотерапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;
- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована иосуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них :
- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития субъекта;
- самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные. Характерными особенностями этих методов являет-
ся, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, сущест-
вующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Во-вторых, система административных методов социальной терапии по-
строена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наибо-
лее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных,
судебных и административных органов и учреждений. Использование админи-
стративных методов предполагает выработку субъектом определённых реше-
ний, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний,
а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и
подразделениями. Примерами использования административных методов в
практике социальной терапии является принятие главой администрации реше-
ния об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное ре-
шение о лишении родительских прав и т.п.
2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии
предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанали-
зированы экономические интересы и экономическое положение того или иного
социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические
льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические
санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значи-
тельно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда
других методов.
3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и
экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические мето-
ды направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые соци-
альные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздей-
ствие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний
мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной
особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложен-
ным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны
далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, пси-
хологическая коррекция и т.п.
Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.
Решение социальной проблемы может означать следующее.
1. Максимально приблизить цели, стремления, потребности и ожидания субъекта к аналогичным характеристикам других субъектов. Например, решение проблемы материального неблагополучия семьи может состоять в том, что члены семьи пересмотрят собственные критерии благополучия либо свою систему потребностей (научатся жить «по средствам»).
2. Достижение субъектом своих целей, удовлетворение своих желаний и потребностей. В таком случае, субъект получает то, к чему стремился и чего желал (образование, работа, семья и др.), Можно утверждать, что это один из самых эффективных подходов к решению социальных проблем.
3. Преобразование системы ценностных ориентаций и интересов субъекта. В этом случае речь идёт о том, что процесс решения конкретной проблемы предполагает изменение отношения субъекта к тем или иным ценностям. Например, при решении проблемы затруднённого общения ребёнка со сверстниками, возможна не только попытка совершенствования навыков общения ребёнка, но и формирование у него представлений о самодостаточности, о ценности уединения и т.п.
Однако, какой бы путь решения проблемы клиента мы не избрали, всегда следует помнить о том, что процесс решение не означает её ликвидации или исчезновения. Решение проблемы возможно лишь в определённых условиях и в определённых временных рамках. При изменении условий жизнедеятельности субъекта, его личностных или социальных характеристик проблема, решённая ранее, может вновь напомнить о себе, но уже в других формах, с иной степенью значимости для человека и т.п. Так, оказывая клиенту помощь в поиске и получении новой работы, социальный работник не может быть уверен в том, что по прошествии определённого времени человек вновь не столкнётся с этим человеком в этом же качестве. Человек, получив работу, может с течением времени
утратить к ней интерес, заболеть, сменить место жительства или семейное положение. Эти и другие подобные обстоятельства могут послужить основой для того, чтобы перед ним снова встала проблема поиска новой работы и нового рабочего места.
Социальная терапия занимает важное место в структуре социальной работы как вида деятельности. Можно утверждать, что организация и осуществление эффективного социально-терапевтического воздействия является его основным содержанием. При этом, процесс социальной терапии направлен на выполнение ряда важных и значимых функций.
К функциям социальной терапии можно отнести:
1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.;
2.Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие;
3.Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1.Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека,разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от социального работника или другого
специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию.
2.Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических
процедур и операций.
3.Семейная терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные
обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.
К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии
относятся следующие.
1.Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.
2.Терапия самовоспитанияпредставляет собой собственную деятельность субъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако, эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника, психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы, во-первых, научить
человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых, контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений его личности.
3.Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной
проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.
Организуя и осуществляя процесс социально-терапевтического воздействия на клиента, социальный работник должен обладать комплексной теоретич