Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием.
Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности.
Существует множественность подходов к изучению сознания, в каждой области свой подход и свои определения.
Биологи и физиологи – не разграничивают сознание и внимание.
Медицина – отождествляет сознание с бодрствованием.
Философы – акцент на субстанции. Сознание – способность отражать действительность или как форма организации духа.
Юристы – способность субъекта отдавать отчет о своих действиях и деятельности.
Психология – высший уровень психической деятельности, как человеческое качество психики, как высшая ступень организации психики.
Сознание и психика.
Психика присуще животным и человеку, а сознание только человеку.
Работа психики – постоянный фактор, сознание – переменный.
Психика – для всех возрастов, сознание – в младенчестве и старости может и не быть.
Патология сознания не исключает работу психики, а патология психики может вызвать потерю сознания.
Самосознание
- это способность человека выделять себя из окружающего мира, определять к нему то или иное отношение и отношение к самому себе. Иначе, отражение самого себя.
Образы «Я» в структуре самосознания:
- активное «Я» - как субъект познания, действий, общения;
- пассивное «Я»;
- актуальное (реальное) «Я» - образ себя в настоящем;
- динамическое «Я» - образ к которому стремиться субъект;
- идеальное «Я» - образ, соответствующим которому субъект должен стать, исходя из усвоенных моральных норм.
- фантастическое «Я» - желал бы стать, если это было возможно;
- представленное «Я» - образ маска (за ним скрывается истинное лицо.
Отрасли прикладной психологии.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости.
Социальная психология рассматривает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и общества.
Медицинская психология изучает особенности общения медицинских работников и больных, психику людей, страдающих соматическими или психическими расстройствами, а также психологическими средствами воздействия на пациента в целях профилактики и лечения различных заболеваний.
Психология труда - изучает закономерности трудовой деятельности.
Методы психологии.
Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ продуктов деятельности, тестовый метод.
Наблюдение
- самонаблюдение (интроспекция)
- внешнее наблюдение (объективное) – прямое и косвенное.
Самонаблюдение – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями.
Вопрос: Приведите примеры самонаблюдения за своим поведением в данный момент.
Внешнее наблюдение – самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования. Основное преимущество метода заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Пр.: ребенка можно изучать в условиях обучения в школе.
Эксперимент:
- лабораторный;
- естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. Эк-т позволяет измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека.
Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека. Естественный эк-т строится так, что испытуемые не подозревали о том, что они подвергаются психологическому исследованию, - это обеспечивает естественность их поведения.
Вопросы на самоподготовку.
Как Вы считаете, профессиональная подготовка медика должна ли включать психологическую подготовку? Обоснуйте свой ответ.
Может ли поведение и мышление человека способствовать его здоровью? Приведите примеры.
В чем мы видим проявляется работа психики? Приведите примеры.
Если бы Вы определили содержание психологической подготовки медсестры, то каким психологическим знаниям и умениям Вы бы обучали в медицинском колледже?