Сознание как высшая ступень развития психики

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего дости­гается познание и преобразование окружающей действитель­ности.

Функция сознания заключается в формировании целей де­ятельности, в предварительном мысленном построении дей­ствий и предвидении их результатов, что обеспечивает разум­ное регулирование поведения и деятельности человека. В со­знание человека включено определенное отношение к окружа­ющей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание. Отсюда непосредствен­но следует включение мышления и эмоций в процессы со­знания. Действительно, основной функцией мышления яв­ляется выявление объективных отношений между явления­ми внешнего мира, а основной функцией эмоции — форми­рование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание как высшая ступень развития психики - student2.ru

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, сим­вола и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человечес­кого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятель­ность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание(сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание(сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваивае­мое человеком, — это могут быть операционные значения, пред­метные, вербальные значения, житейские и научные значе­ния — понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуа­ции, информации. Непонимание связано с трудностями осмыс­ления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выс­тупают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные за­дачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведе­ния необходима актуализация нужного в данный момент обра­за и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житей­ских и научных знаний соотносится со значением рефлектив­ного сознания.

Мир производственной, предметно-практической деятель­ности соотносится с биодинамической тканью движения и дей­ствия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, вообра­жений, культурных символов и знаков соотносится с чувствен­ной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и при­сутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание — 1) рождается в бытии,

2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) от­ражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлек­сии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем,

3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлек­тивного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бы­тийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) об­раз, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

вопрос 45

Самосознание

Венцом развития сознания является формирование само­сознания, которое позволяет человеку не только отражать вне­шний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внут­ренний мир, переживать его и определенным образом отно­ситься к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый соци­альный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предпола­гает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оста­ваться сама собой. Ощущение человеком своей единственнос­ти поддерживается непрерывностью его переживаний во вре­мени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое це­лое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возмож­ность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные све­дения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфлик­та.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях; самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве у ребен­ка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубин­штейн), согласно которой самосознание — высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. «Не созна­ние рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возни­кает в ходе развития сознания личности...»

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмыс­ливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексив­ный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (Зинченко В. П.). Исследования показали, что самоощущение кон­тролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные ме­ханизмы самосознания — левым полушарием.

Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно на протя­жении его жизни под воздействием многочисленных соци­альных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельнос­ти;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта обще­ния и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, со­знание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) мо­ральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желае­мых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познаватель­ные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем на­стоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы само­познания и самопереживания.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

• непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в орга­низме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоиден­тификация личности;

• целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопере­живание, самоактуализация, отрицательная и положи­тельная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

• рефлексивный, интеллектуально-аналитический уро­вень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возмож­но самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный

синтез трех рассмотренных уровней, в результате выпол­няются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, са­мопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания свя­зано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентифика­ция») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

Наиболее известная в современной науке модель структу­ры самосознания предложена К. Юнгом и основана на. проти­вопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов че­ловеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотобра­жения. Первый — субъект всей человеческой психики — «са­мость», которая персонифицирует как сознательные, так и бес­сознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная лич­ность. Второй уровень — форма проявления «самости* на по­верхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одно­временно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и «самостью» относительно. «Я» является наблюдающим началом, «самость» — наблюдае­мым «Я».

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека: 1) от­ношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений — отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то это хоро­шие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоцен­ность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть»;

«Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каж­дый человек находится в определенном соотнесении с духов­ным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — глав­ное в отношении к другому человеку»).

Нарушения самосознания.

При всех психических заболеваниях самосознание поража­ется раньше, чем предметное сознание. Существуют специфи­ческие расстройства самосознания:

• деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

• расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуж­дых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал «Я» обладало памятью, индивидуальностью, утвер­ждало собственную жизненную целостность, но не при­знавало саму мысль о возможном существовании дру­гих начал;

• нарушение телесной идентификации, когда люди жалу­ются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существо­вания всего окружающего мира.

ВОПРОС 46

Наши рекомендации