Сельский врачебный участок (1 этап).

В состав сельского врачебного участка входят:

6) Сельская участковая больница;

7) Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП);

8) Колхозные родильные дома;

9) Сезонные и постоянные ясли;

10) Фельдшерские здравпункты при промышленных предприятиях и промыслах.

Количество сельских врачебных участков определяется численностью населения и расстоянием до центральной районной больницы.

Критерии организации сельского врачебного участка:

- средняя численность населения от 5000 до 7000-10000;

- оптимальный радиус участка 8-10 км (расстояние от пунктового села, в котором расположена сельская участковая больница до самого отдалённого населённого пункта).

Однако, в зависимости от природных и экономико-географических факторов, влияющих на доступность медицинской помощи, размеры врачебных участков, численность населения на них могут быть различными.

Например, радиус сельского врачебного участка на Севере колеблется в пределах 50-100 км.

Близлежащее медицинское учреждение, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью – фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).

Наличие ФАПа является одной из особенностей сельского здравоохранения, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы и невысокой плотности сельских жителей.

Критерии организации ФАПа:

- рекомендуемый норматив числа жителей – 700-800, при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения не менее 5 км;

- если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП можно организовать в населённых пунктах с числом жителей 300-500 человек.

Различают 4 категории сельских участковых больниц:

1 категория (75-100) – должны быть специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням, туберкулёзу.

2 категория(50-75) – койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням.

3 категория(35-50) – койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству, инфекционным болезням.

4 категория(25-35) – койки по терапии, хирургии, акушерству.

Особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в сельской участковой больнице:

- нет чёткого ограничения времени амбулаторного приёма;

- часы приёма больных должны назначаться в наиболее удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;

- возможность приёма больного фельдшером при отсутствии врача;

- вызовы на дом осуществляются врачом лишь в пунктовом селе (где расположена участковая больница), в других населённых пунктах-фельдшер;

- выделение одного профилактического дня в неделю у врача для объезда участка и выполнения возложенных на него функций;

- дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своём местонахождении на случай необходимости оказания неотложной помощи.

Районные учреждения здравоохранения (2-ой этап).

На втором этапе медицинской помощи сельским жителям – районные учреждения здравоохранения:

- центральная районная больница;

- номерные районные больницы;

- районная санэпидстанция;

- противотуберкулёзный диспансер;

- медико-санитарная часть и др.

Центральная районная больница (ЦРБ) является основным звеном в системе организации медицинской помощи сельским жителям, в которой оказывается специализированная помощь по основным её видам жителям всего района, соответственно всех сельских врачебных участков, его составляющих (3-4).

Основные задачи ЦРБ:

- обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной медицинской помощью;

- оперативное и организационное методическое руководство учреждениями здравоохранения в районе;

- планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;

- разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинской помощи и улучшению здоровья населения.

Существует 6 категорий ЦРБ от 400 до 1000 коек. Средняя коечная мощность ЦРБ, расположенных в городских посёлках, примерно 270 коек, расположенных в сельских посёлках – 165 коек.

Главный врач ЦРБ является одновременно и главным врачом района:

- непосредственно осуществляет руководство деятельностью ЦРБ, отвечает за всю профилактическую, лечебную, диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность больницы;

- руководство работой всех учреждений здравоохранения района;

- несёт ответственность за организацию и уровень здравоохранения района.

Организационно-методический кабинет и врачей-специалистов ЦРБ главный врач использует для организационно-методического руководства учреждениями здравоохранения района, которое осуществляется путём:

- организации плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи;

- систематического изучения работниками оргметодкабинета основных качественных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, общей и детской смертности, расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов);

- разработка на этой основе мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала.

Больничная помощь сельскому населению в ЦРБ оказывается по 10-15 специальностям.

На базе центральных районных больниц организуются межрайонные специализированные отделения по различным профилям, функции которых могут выполнять специализированные отделения стационара или поликлиники.

Областные (краевые) медицинские учреждения (3-ий этап).

Областная больница (республиканская, краевая), выполняет функции:

- обеспечение населения области в полном объёме высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической и стационарной медицинской помощи;

- организационно-методическая помощь лечебно-профилактическим учреждениям области в их деятельности;

- координация лечебно-профилактической и организационно-методической работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими учреждениями области;

- оказания экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации и наземного транспорта с привлечением врачей-специалистов различных учреждений;

- руководство и контроль за статистическим учётом и отчётности ЛПУ области;

- анализ и управление качеством медицинской помощи, оказываемой в самой областной больнице и во всех ЛПУ области;

- изучение и анализ заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности населения области;

- проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений области.

Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области и врачей-специалистов по 34 специальностям. Существует 5 категорий областных больниц от 300 до 800-1000 коек.

Независимо от мощности областной больницы она должна иметь следующие структурные подразделения:

- стационар;

- лечебно-диагностические отделения;

- кабинеты и лаборатории;

- оргметодотдел с отделением медицинской статистики;

- отделение экстренной и планово-консультативной помощи.

Организационно-методическая работа является составной частью деятельности всех отделений больницы. Каждое отделение выполняет роль организационно-методического центра для лечебно-профилактических учреждений области.

Наши рекомендации