Некроз твердых тканей зубов.

Это заболевание нередко ведет к полной потере зубов. Оно может быть вызвано местными причинами (химический некроз – у длительно работающих на производстве кислот), но чаще развивается на фоне заболеваний ЦНС, эндокринной системы, хронической интоксикации организма (радиационный – постлучевой, компьютерный некроз).

Патогистологическая картина.При изучении шлифов зубов с белым пятном обнаруживаются подповерхностные изменения, при сохранившемся наружном слое эмали, хорошо видны линии Ретциуса, определяется центральная темная зона с более светлыми участками по периферии (как при кариесе), на этом основании можно считать, что некроз эмали есть не что иное, как быстро прогрессирующий кариозный процесс.

Клиническая картина.Независимо от причины возникновения некроза твердых тканей в клинике прослеживаются общие симптомы. Изначально эмаль утрачивает характерный блеск, становится тусклой, серовато-блеклой, при этом больные могут жаловаться на кратковременные боли от всех видов раздражителей. Затем цвет пораженных очагов может меняться до темных оттенков. На этом фоне появляются участки некроза, легко удаляющиеся экскаватором, как правило безболезненные. Постепенно участки некроза расширяются и захватывают значительную часть зуба. Образованные в зубах полости имеют неровные изъеденные края, при этом эмаль становится хрупкой, откалывается. При радиационном, компьютерном и химическом некрозе ЭОД может снижаться до 15-30 мкА.

Диф.диагностикупроводят с - клиновидным дефектом;

- эрозией твердых тканей.

Лечение.

При возникших поражениях принимают меры, способствующие устранению гиперестезии, укреплению тканей зубов (после удаления некротизированных тканей накладывают кальцифицирующую пасту – /глицерофосфат Са, оксид цинка, глицерин – 1:1:1/ тонким слоем под временную пломбу, через 1-1,5 мес. Процедуру повторяют и покрывают стеклоиономерным материалом). При значительных разрушениях показано ортопедическое лечение.

Травматические повреждения подразделяют на острые и хронические.

Острые травмы классифицируют на:

I.Ушиб зуба (без повреждения или с повреждением сосудисто – нервного пучка).

II. Вывих зуба:

- неполный (без повреждения или с повреждением сосудисто – нервного пучка):

- со смещением коронки в сторону окклюзионной поверхности;

- со смещением коронки в сторону преддверия полости рта;

- со смещением коронки в сторону соседнего зуба;

- со смещением коронки в небную сторону;

- с поворотом вокруг оси;

- комбинированный;

- вколоченный;

- полный.

III.Перелом:

- коронки зуба:

- в зоне эмали;

- в зоне эмали и дентина без вскрытия или со вскрытием полости зуба;

- шейки зуба:

- выше дна зубодесневой бороздки;

- ниже дна зубодесневой бороздки;

- корня зуба с разрывом или без разрыва пульпы в месте перелома ( без смещения или со смещением отломков): поперечный, косой, продольный, оскольчатый, в пришеечной, верхушечной и средней частях зуба.

IV. Комбинированная травма.

V. Травма зачатка зуба.

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба- смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба - трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе - ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ - 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

- по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

- по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

- по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов.Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

· . Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И. , Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В. , Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология : Учебник / Э. Хелвич , И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg , Munchen , 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №7

1. Тема занятия:

Наши рекомендации