Предмет и задачи курса «Невропатология детского возраста».
Предмет и задачи курса «Невропатология детского возраста».
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.
Обучение и воспитание, имеющие огромное значение для становления личности ребенка как в норме, так и в патологии, неразрывно связаны с процессами развития, имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии положительно влияет на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития:
1)актуальный уровень развития (В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки).
2) зона ближайшего развития (если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос)
Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием, в тех случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен.
Задача педагога-дефектолога в каждом конкретном случае состоит в том, чтобы вместе с врачом проанализировать причины задержки развития той или иной функции, найти адекватные способы для ее преодоления.
При обучении аномального ребенка нормальный переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.
Высшие корковые функции; формирование гнозиса, праксис, фазиса.
К высшим мозговым функциям относятся речь, гнозис и праксис.
Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический. Для правильного выполнения функции речи необходима сохранность иннервации мышц, в первую очередь языка, гортани, мягкого неба. Также существенную роль играет сохранность и состояние придаточных пазух и самой ротовой полости, так как они выполняют резонаторную функцию при речеобразовании. Для того чтобы речь протекала нормально, необходима сохранность функции всех мозговых образований. Помимо головного мозга, в речевой функции принимают участие волокна пирамидного и экстрапирамидного путей, а также ряд черепных нервов: зрительный, глазодвигательный, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, подъязычный. Все это объясняет многообразие речевых расстройств.
Анализ средовых воздействий на высшем уровне по сушеству представляет собой распознавание, т.е. сопоставление получаемой информации с накопленной ранее. Эта функция называется гнозисом (гнозис — узнавание). Операции гнозиса могут осушествляться как в пределах одного анализатора, так и при взаимодействии анализаторов.
Выработка программ действий и осуществление этих программ носит название праксиса (праксис — действие). Как правило, практис требует участия нескольких анализаторов (по крайней мере вигательного и чувствительного), ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля.
Понятие "фазис" (речь) — сложный комплекс аналитико-синтетической деятельности, направленной на формирование мотивации целого высказывания, коммуникативной функции речи. Виды патологии речи (афазия, алалия). Общие характеристики речевых нарушений.
Понятие о минимальной мозговой дисфункции (ММД).
Мозговая дисфункция (ММД) является весьма распространенной патологией головного мозга в раннем детском возрасте. Данное заболевание относится к так называемым перинатальным энцефалопатиям.
Перинатальная энцефалопатия - это обобщенное понятие, которое включает поражения головного мозга различного характера в перинатальном периоде (период, охватывающий промежуток времени, начиная от 28 недели беременности и заканчивая примерно первой неделей жизни малыша).
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается расстройствами общих регуляторных механизмов в центральной нервной системе и характеризуется нарушениями в эмоционально-волевой сфере, отклонениями от нормы восприятия, поведения, вегетативных функций, но это не аутизм.
Причин для развития минимальной мозговой дисфункции существует достаточно много. Среди основных можно выделить такие, как:
• хронические болезни беременной женщины, в ходе которых имеет место негативное воздействие на плод
• острые инфекции беременной или обострение хронических
• генетические, хромосомные заболевания будущей матери и плода
• патология беременности: угроза прерывания, токсикоз
• травмы матери во время беременности, отравления, воздействие вредных излучений,
• прием некоторых лекарственных средств
• патологические роды: затяжные или стремительные, крупный плод, асфиксия, обвитие пуповины, акушерский травматизм
• недоношенность новорожденного, различные заболевания, которые мешают ему адекватно приспосабливаться к окружающим условиям
• вредные воздействия на ребенка в первую неделю жизни: травмы, инфекции нервной системы.
Симптомы малой мозговой дисфункции наиболее ярко проявляются, начиная с трехлетнего возраста. Именно в это время очень важно их распознать и назначить адекватное лечение. К основным признакам ММД относятся:
• быстрая утомляемость нервной системы: ребенок не может долго заниматься одним и тем же делом
• очень легкая отвлекаемость, которая мешает заниматься занятиями, требующими повышенного внимания, нормально усваивать школьный материал
• сложности в запоминании новой информации, что также сказывается на школьном обучении
• ребенок почти совсем не может переносить длительный громкий шум, закрытые душные помещения, жару, яркий свет
• частое укачивание при езде, которое всегда сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением
• иногда наблюдаются периодические головные боли.
Для подтверждения диагноза минимальной мозговой дисфункции применяются такие методики, как:
• электроэнцефалография
• вызванные потенциалы
• ультразвуковое исследование
• магнитно-резонансная томография (для исключения поражения органического характера)
• нейросонография (у детей младшего возраста)
• видио ЭЭГ
• лабораторная диагностика.
Лечение минимальной мозговой дисфункции всегда носит комплексный характер. В нашей клинике всегда сочетают такие методики, как:
• психотерапия
• педагогическая коррекция
• применение медикаментозных препаратов: ноотропов, средств, улучшающих мозговое кровообращение, нейропротекторов
• современные высокотехнологичные методики, например, транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга, применение которой позволяет добиваться очень хороших результатов.
Комплексный подход, работа в ногу со временем - это то, что помогает нашим специалистам вот уже длительное время успешно бороться с минимальной мозговой дисфункцией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью , энцефалопатией.
Гиперкинезы
Гиперкинезы
(греч. hyper- + kinēsis движение) непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз. Развиваются при инфекционных поражениях ц.н.с. (эпидемический энцефалит, клещевой энцефалит и др.), сосудистых, демиелинизирующих заболеваниях головного мозга, черепно-мозговой травме, опухолях мозга, интоксикациях. Ряд Г. является признаком наследственных дегенеративных заболеваний нервной системы, передающихся по аутосомно-доминантному или аутосомно-рецессивному типу.
Гиперкинез является следствием поражения экстрапирамидной системы (Экстрапирамидная система), а также мозжечка, таламуса, коры больших полушарий головного мозга и их сложных связей. В механизме развития Г. ведущую роль играют нарушения метаболизма, прежде всего дофамина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты, глутаминовой кислоты, серотонина, ацетилхолина, вещества Р и мет-энкефалина. Установлено также определенное значение изменений церебральных дофаминовых рецепторов.
Хореические гиперкинезы проявляются в виде быстрых сокращений различных групп мышц лица, туловища и конечностей; чаще всего они наблюдаются в проксимальных отделах конечностей и на лице. Они носят неритмичный, нескоординированный характер. Для них типична острая смена локализации, подергиваются то мышцы рук, ног, лица, то одновременно мышцы разных групп. Отмечаются непроизвольное нахмуривание бровей, лба, высовывание языка, порывистые, беспорядочные движения конечностей. Гиперкинезы могут быть выражены только в одной половине тела (гемихорея). Атетоз (непроизвольное червеобразное сокращение пальцев рук и ног) наблюдается в нижних отделах конечностей. Атетоидные движения могут наблюдаться и в мышцах лица (выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье).
Торзионный спазм проявляется в виде тонического искривления позвоночника в поясничном и шейном отделах. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища.
Спастическая кривошея-судорожные сокращения мышц шеи. Голова при этом поворачивается в сторону и наклоняется к плечу.
Гемибаллизм- производимые с большой силой крупные, размашистые бросковые движения конечностей.
Лицевой гемиспазм- периодически повторяющиеся сокращения мышц половины тела.
Тремор- дрожание вытянутых рук, туловища, головы.
Тики представляют собой насильственные однообразные движении, производящие впечатление нарочитых. Они проявляются быстрым наморщиванием лба, поднятием брови, миганием, высовыванием языка.
Гиперкинезы, как правило, сопровождаются мышечной гипотонией. У детей они наблюдаются часто; возникают вследствие органических поражений стериарного отдела экстрапирамидной системы из-за отсутствия тормозящего влияния стриатума на нижележащие двигательные центры. Однако у детей нередко наблюдаются и функциональные (невротические) гиперкинезы., которые носят характер навязчивых движений. Они возникают после испуга, переутомления, перенесенных заболеваний, ЧМТ и травмирующих психику ребенка переживаний.
Навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может их произвольно задержать. Они изчезают, если внимание ребенка отвлечено. Навязчивые движения усиливаются при волнении, физическом и психическом переутомлении.
Миоклонии-быстрые, молниеностные подергивания отдельных групп мышц или одиночных мышц
Диагностика экстрапирамидной системы(151 стр.)
МЕНИНГИТЫ
Менингит — воспаление мозговых оболочек. Причиной заволевания могут быть бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Различают первичные и вторичные менингиты. При первичном менингите воспалению мозговых оболочек не предшествуют заболевания каких-либо других органов. Вторичные менингиты возникают как осложнение других заболеваний (воспаление полости среднего уха, гнойные процессы в области лица и головы, черепно-мозговые травмы, туберкулез, эпидемический паротит и др.). По клиническому течению менингиты подразделяются на молниеносные, острые, подострые и хронические. Течение менингита зависит от характера возбудителя, реактивности организма, возраста больного.
Основным клиническим проявлением менингита служит менингеальный (оболочечный) синдром, к которому относятся головная боль, рвота, общая гиперестезия, специфическая поза больного и ряд других симптомов.
Головная боль обычно имеет разлитой характер и отмечается в любое время суток. Она обусловлена токсическим и механическим (вследствие повышения внутричерепного давления) раздражением рецепторов мозговых оболочек. Головная боль сопровождается рвотой, которая возникает внезапно или на фоне предшествующей тошноты. Рвота не связана с приемом пищи и приносит некоторое облегчение.
Наблюдается общая гиперестезия. Больному крайне неприятны прикосновения к коже, зрительные и слуховые воздействия. В основе общей гиперестезии лежит механическое раздражение чувствительных корешков спинальных и черепных нервов переполняющей субарахноидальное пространство цереброспинальной жидкостью.
Характерна поза больных менингитом: голова запрокинута назад, туловище выгнуто, живот втянут, руки согнуты, прижаты к груди, ноги подтянуты к животу (рис. 87, а). Такое положение больного является следствием рефлекторного тонического напряжения мышц. Этот механизм лежит в основе и других менингеальных симптомов. Ригидность мышц затылка выявляется при попытке пригнуть голову больного к груди (рис. 87, б).
Назовем наблюдающиеся при менингите симптомы. Симптом Кернига — невозможность разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую в тазобедренном и коленном суставах (рис. 87, в)
Рис. 87. Менингеальные симптомы:
а - поза больного менингитом; б - напряжение мышц затылка и верхний симптом Брудзинского; в - симптом Кернига и нижний симптом Брудзинского
Верхний симптом Брудзинского - непроизвольное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах при приведении головы больного к груди (рис. 87, б).
Нижний симптом Брудзинского - непроизвольное сгибание одной ноги в коленном и тазобедренном суставах при разгибании другой (рис. 87, в).
Симптом подвешивания Лесажа определяется у детей раннего возраста: ребенок, поднятый под мышки, подтягивает ноги к животу и некоторое время держит их в таком положении (рис. 88).
Рис. 88. Ребенок с менин-геальным симптомом подвешивания
Симптом Бехтерева — гримаса боли на соответствующей половине лица, возникающая при постукивании по скуловой дуге. Симптом посадки — невозможность сидеть в кровати с выпрямленными ногами.
Наиболее постоянный и обязательный признак менингита — воспалительные изменения в цереброспинальной жидкости, характеризующиеся увеличением числа клеток и умеренно выраженным повышением содержания белка (белково-клеточная диссоциация). Изменения цереброспинальной жидкости позволяют диагностировать менингит даже в отсутствие выраженных менингеальных симптомов, как это часто бывает у маленьких детей (клинически бессимптомный, ликвороположительный менингит).
В зависимости от характера воспалительного процесса и изменений цереброспинальной жидкости менингиты делят на гнойные и серозные.
Гнойные менингиты вызываются главным образом бактериями — менингококком, пневмококком, стафилококком, стрептококком, кишечной палочкой, протеем, синегнойной палочкой и др. При гнойных менингитах мозговые оболочки пропитаны серозно-гнойным выпотом, располагающемся на выпуклой поверхности мозга и его основании. Если не проводится лечения, то к 4 —8-му дню гнойный выпот уплотняется, оседает на мозговых оболочках и изеняет их строение. Воспаление может распространяться на оболочки спинномозговых и черепных нервов, внутреннюю оболочку лудочков, вещество и сосуды головного мозга. Патологическиеие изменения в мозговых оболочках при несвоевременном и неправильном лечении могут привести к блокаде ликворных пространств, нарушению продукции обратного всасывания церебро-спинальной жидкости, развитию гидроцефалии. Менингеальный синдром при гнойных менингитах обычно развивается на фоне выраженных признаков интоксикации, т. е. отравлении ядами и другими продуктами жизнедеятельности бактерий. К таким признакам относятся учащение дыхания и сердцебиения, отсутствие аппетита, бледность или сероватый оттенок кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, беспокойство или вялость, безучастность больных. При стертых, абортивных формах гнойных менингитов симптомы общей интоксикации могут выступать на первый план. При остром и молниеносном течении вследствие развития отека мозга иногда уже в первые часы заболевания могут отмечаться нарушения сознания и при этом судорожные приступы. Такие приступы иногда перерастают в эпилептический статус — состояние, при котором судорожные приступы следуют один за другим.
Вторичные формы гнойных менингитов сопровождаются клиническими симптомами, обусловленными определенной локализацией первичного инфекционного очага. Можно назвать такие симптомы, как выраженная дыхательная недостаточность при заболевании, вызванном пневмококком, тяжелая диарея (понос) и эксикоз (обезвоживание) при заражении кишечной палочкой. К внеоболочечным симптомам относятся также разного рода кожные сыпи, которые могут быть следствием токсического пареза мелких сосудов кожи или их бактериальной эмболии (рис. 89).
В крови при гнойных менингитах наблюдаются значительный лейкоцитоз (3,0-109/л и более), повышение скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Цереброспинальная жидкость мутная, гнойная, молочно-белого цвета. Количество клеток достигает нескольких тысяч в 1 мм3, из них 70—100% составляют нейтрофилы. Содержание белка несколько повышено. Количество сахара нормально или уменьшено. Форма гнойного менингита устанавливается при бактериологическом исследовании цереброспинальной жидкости.
Течение гнойных менингитов и характер последствий во многом зависят от своевременности и характера проводимого лечения. При рано начатой и рациональной терапии состояние больных значительно улучшается на 3 — 4-й день болезни; полная нор мализация наступает к 8 — 15-му дню. В этих случаях после гнойного менингита у детей могут наблюдаться негрубо выраженные остаточные явления в виде повышенной возбудимости и истощаемости нервной системы, эмоциональной неустойчивости, нарушения концентрации внимания, гидроцефального синдрома. При позднем диагнозе и неправильно проводимой терапии возможно затяжное течение гнойного менингита, приводящее к грубым нарушениям в строении мозговых оболочек, дисциркуляции цереброспинальной жидкости и другим осложнениям. Повышение секреции цереброспинальной жидкости, нарушение ее обратного всасывания, а также нарушения, препятствующие ее нормальному перемещению в желудочковой системе и суб-арахноидальном пространстве, являются причинами развития гидроцефалии. Гидроцефалия наиболее часто наблюдается при менингитах у детей раннего возраста. Примерно у 20 % детей, перенесших гнойный менингит, отмечаются признаки очагового поражения нервной системы: эпилептиформные судороги, сходящееся и расходящееся косоглазие, парезы лицевого нерва, глухота, вегетативно-обменные расстройства, двигательные нарушения, задержка психического развития.
Рис. 89. Кожная сыпь у больного гнойным менингитом
Серозные менингиты вызываются главным образом вирусами. Патоморфологические изменения при них менее грубы, чем при гнойных менингитах. В мозговых оболочках наблюдается серозный воспалительный процесс, основной характеристикой которого являются отек и полнокровие сосудов. В клинической картине серозных менингитов в отличие от гнойных в меньшей степени выражены признаки интоксикации. Ведущими являются симптомы повышения внутричерепного давления: частая рвота, головная боль, возбуждение, беспокойство. Реже наблюдаются вялость, адинамия, заторможенность.
Давление в цереброспинальной жидкости повышено. Она вытекает частыми каплями или бьет струей. Жидкость бесцветная, прозрачная. Ее клеточный состав представлен главным образом лимфоцитами, количество которых колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен в 1 мм3. Люмбальная пункция при серозных менингитах обычно приносит больным облегчение. Серозные менингиты, как правило, не оставляют после себя выраженных последствий. Некоторое время могут наблюдаться головняя боль, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, быстрая истощаемость нервной системы. Лечение менингитов в остром периоде следует начинать как жно раньше и проводить в стационаре под наблюдением мединского персонала. При всех формах гнойных менингитов назнаот антибактериальную терапию. Применение того или иного тибиотика зависит от вида возбудителя. До установления харакра возбудителя проводят так называемую ургентную (срочную) антибактериальную терапию. При менингококковом менингите начинают с назначения пенициллина, который в 90% сдучаев является эффективным средством лечения. Пенициллин применяют в больших дозах, соответственно возрасту и массе тела ребенка. Пенициллин вводят через короткие интервалы (2—3) с целью поддержания лечебной концентрации его в крови. Если тип возбудителя установлен, то нужно использовать те антибиотики, к которым бактерии более чувствительны. Наряду с антибактериальными применяют средства, уменьшающие отек мозга и снижающие внутричерепное давление, снимающие неспецифические аллергические реакции, нормализующие кровообращение, кислотно-основное состояние и минеральный обмен, жаропонижающие и т.д. От того, как рано начинают и насколько рационально проводят лечение, зависят исход заболевания и характер остаточных явлений. Перенесший менингит ребенок нуждается в щадяще-оздоровительном режиме, здоровом сне пребывании на свежем воздухе, полноценном питании. Занятия ребенка не должны быть однообразными в течение длительного времени. Необходимо чередовать умственную и физическую деятельность. Ребенку надо давать витамины, а также средства, улучшающие обмен веществ в мозговой ткани и усиливающие снабжение мозга кислородом.
ЭНЦЕФАЛИТЫ
Энцефалит — воспаление головного мозга. Под таким названием объединяют группу заболеваний, вызываемых различными возбудителями. В развитии этих заболеваний важную роль играет изменение иммунологической реактивности организма.
Предмет и задачи курса «Невропатология детского возраста».
Невропатология (от греч. neuron — нерв, pathos — болезнь, logos — наука) — раздел медицинской науки, который изучает болезни нервной системы.
Основные цели и задачи курса: ознакомление со строением и функцией нервной системы, изучение причин заболеваний нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. В сферу компетенции невропатологии входит так же изучение влиянии я нервной системы на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие и т.д.)