Смена нательного и постельного белья, пеленание

Нательное и постельное белье больного ребенка должны содержаться в чистоте. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младший медицинский персонал. При смене рубашки тяжелобольному ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подводят руку под спину, подтягивают за край рубашки до затылка, снимают её через голову и затем освобождают руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, а затем на здоровую руку.

Смену постельного белья в отделении производят не реже 1 раза в 7 дней, при необходимости чаще. Если ребенок может сидеть, его пересаживают с кровати на стул и меняют простынь, наволочку, пододеяльник. В тех случаях, когда больному запрещено двигаться, грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног до половины туловища, одновременно под крестец подводят чистую простыню, скатанную с двух сторон как бинт, грязную простынь удаляют, чистую расправляют. Второй способ смены простыни предусматривает перекладывание больного ребенка на край кровати, затем грязную простыню скатывают по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую помещают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Пеленание детей проводится на пеленальном столике. Пеленальный стол застилают пеленкой, на ребенка надевают чепчик, распашонку, подгузник или памперс. Голову ребенка можно закрыть пеленкой в виде косынки, концы которой проводят под подбородком. Количество пеленок и одежды зависит от зрелости новорожденного, времени года, температурного режима помещения. При пеленании с закрытыми руками верхний край пеленки располагают выше уровня надплечий ребенка. Один угол верхнего края пеленки ведут вниз к противоположной стороне туловища, закрывая одну руку, затем другим углом пеленки укутывают вторую руку. Нижним краем пеленки закрывают ноги, конец пеленки фиксируют. При пеленании с открытыми руками ребенка укладывают таким образом, чтобы верхний край пеленки касался подмышечной впадины. Боковыми краями пеленки попеременно с обеих сторон заворачивают нижнюю часть туловища и ноги, руки малыша остаются свободными.

Измерение температуры тела, оформление температурного листа

Термометрию выполняют с помощью медицинского ртутного или электронного термометров. Наиболее часто температуру тела измеряют в подмышечной впадине, реже – в полости рта, прямой кишке. У детей грудного возраста предпочтительнее измерять температуру в паховой складке. Перед процедурой термометр необходимо встряхнуть, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35ºС.

При измерении аксиллярной температуры подмышечную впадину предварительно досуха вытирают, в противном случае данные термометрии могут оказаться заниженными, поскольку влага охлаждает ртуть. Термометр устанавливают так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом на глубине подмышечной впадины. В процессе измерения температуры больной должен плотно прижимать плечо к грудной клетке, при этом детям младшего возраста, тяжелобольным и ослабленным необходимо помогать удерживать руку в правильном положении.

Оральная температура измеряется в полости рта, термометр помещается под язык.

При проведении термометрии в прямой кишке больного ребенка укладывают на бок, термометр, предварительно смазанный вазелином, вводят в просвет прямой кишки.

При измерении температуры в паховой складке ногу ребенка несколько сгибают в тазобедренном суставе.

Продолжительность измерения температуры тела составляет 7-10 мин. Термометрию проводят, как правило, 2 раза в день: утром (от 6 до 8 ч) и вечером (от 16 до 18 ч), не ранее чем через 30-40 минут после пробуждения. По окончании процедуры осуществляют цифровую и графическую регистрацию результатов термометрии. Для графического изображения суточных колебаний температуры тела оформляют температурные листы. По оси абсцисс температурного листа заполняют дни болезни, при этом каждый день болезни рассчитывается на двухкратное измерение температуры тела. По оси ординат располагают температурную сетку, каждое деление которой равно 0,2ºС. На температурный лист соответствующими точками наносят результаты ежедневной двухразовой термометрии. Точки соединяют между собой, образуется температурная кривая, отражающая при наличии лихорадки тот или иной ее тип.

После проведения термометрии использованный термометр опускают в посуду с дезинфицирующим раствором, затем насухо протирают, после чего его можно использовать повторно. Хранят медицинские термометры в стеклянной посуде, на дно которой помещают слой ваты и заполняют на 1/3 или на 1/2 объема 0,5% раствором хлорамина.

В настоящее время для быстрого определения повышенной температуры тела могут использоваться методы экспресс диагностики лихорадки. На область лба накладывают специальную пластинку или полоску бумаги с термолабильным веществом, изменяющим свою окраску при гипертермии. Метод экспресс диагностики фиксирует лишь факт повышения температуры, не определяя при этом точные значения.

Наши рекомендации