Порядок оценки физического развития.
1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком - в случае недостаточного развития признака).
2. Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (s) находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.
3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1s; +2s; +3s) и отрицательными влево (-1s", -2s; -3s).
Таблица.
Стандарты физического развития детей. | ||||||
Возраст | Мальчики | Девочки | ||||
М ±s | М | ±s | ||||
Длина тела (см) | ||||||
5 110,0 | 4,86 | 109,5 | 4,44 | |||
6 116,4 | 5,27 | 115,6 | 5,08 | |||
7 123,76 | 5,88 | 123,2 | 5,49 | |||
8 128,08 | 6,00 | 127,0 | 5,86 | |||
9 132,1 | 6,19 | 131,4 | 6,36 | |||
10 137,0 | 6,90 | 137,3 | 7,08 | |||
11 141,2 | 6,82 | 142,4 | 7,10 | |||
12 146,5 | 7,44 | 148,8 | 7,84 | |||
13 152,4 | 8,44 | 153,6 | 8,70 | |||
14 158,9 | 8,70 | 157,3 | 6,14 | |||
15 165,0 | 8,54 | 159,0 | 6,02 | |||
16 169,3 | 8,10 | 160,5 | 6,00 | |||
17 172,0 | 6,78 | 160,7 | 5,62 | |||
18 173,9 | 6,78 | 161,2 | 4,54 | |||
Масса тела (кг) | ||||||
5 19,4 | 2,48 | 19,2 | 2,68 | |||
6 21,9 | 3,13 | 21,7 | 3,37 | |||
7 24,7 | 3,88 | 24,5 | 3,98 | |||
8 27,02 | 4,24 | 26,1 | 4,41 | |||
9 29,1 | 4,86 | 28,8 | 5,20 | |||
10 32,2 | 5,80 | 32,4 | 6,38 | |||
11 34,8 | 5,74 | 36,9 | 6,82 | |||
12 37,4 | 6,70 | 39,9 | 7,62 | |||
13 43,0 | 8,10 | 44,6 | 8,34 | |||
14 48,1 | 8,66 | 49,2 | 7,50 | |||
15 54,3 | 9,22 | 52,0 | 7,30 | |||
16 58,8 | 8,72 | 54,8 | 6,72 | |||
17 62,7 | 7,54 | 56,2 | 6,83 | |||
18 64,5 | 8,08 | 56,4 | 6,42 | |||
Окружность грудной клетки (см) | ||||||
5 56,9 | 3,16 | 56,1 | 3,27 | |||
6 58,7 | 3,62 | 57,7 | 3,70 | |||
7 61,5 | 4,02 | 60,2 | 3,94 | |||
8 63,6 | 4,22 | 60,9 | 3,42 | |||
9 66,0 | 3,92 | 63,6 | 4,76 | |||
10 67,0 | 4,30 | 65,7 | 5,28 | |||
11 68,6 | 3,28 | 68,1 | 5,56 | |||
12 70,2 | 5,06 | 71,3 | 5,82 | |||
13 74,2 | 5,58 | 74,9 | 6,08 | |||
14 77,6 | 6,08 | 77,9 | 5,50 | |||
15 80,8 | 6,04 | 79,4 | 5,18 | |||
16 83,6 | 6,00 | 80,9 | 5,12 | |||
17 85,9 | 5,78 | 81,3 | 5,50 | |||
18 87,4 | 5,14 | 81,0 | 4,84 | |||
Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1s указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1s до -2s, при низком физическом развитии от -2s до -3s. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1s до +2s, при высоком - от +2s до +3s. При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.
Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму - развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2s, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.
Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений с последующим графическим изображением профиля физического развития приведен ниже.
Таблица.
Признак | Индивид. показатели | Стандартные показатели | Величина фактического отклонения | Величина сигмалыюго отклонения, s |
M s | ||||
Рост стоя, см Масса тела, кг Окружность груди, см | 133,4 31,4 65,8 | 131,8 6,1 28,1 2,4 63,7 3,1 | +1,6 +3,3 +2,1 | +0,3 +1,4 +0,7 |
Представлены индивидуальные признаки данного ребенка (длина и масса тела, окружность грудной клетки) стандартные показатели для мальчиков этого возраста (см. таб.), расчет величины фактического и сигмального отклонения для каждого из оцениваемых показателей. Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис.
-3s -2 s -1 s М +1 s +2s +3s | ||||||
Рост стоя | ||||||
Масса тела | ||||||
Окружность груди | ||||||
Рис. Профиль физического развития. |
При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков - длина тела и окружность груди - находятся в пределах средних величин (М±1s), а масса тела в интервале "выше среднего" (М+1s - М+2s).
Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, т.к. масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности. Недостатком этого способа оценки физического развития является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.
Оценка физического развития по шкалам регрессии.
Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола.
Основу оценочной таблицы (табл.) составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкая, ниже средней, средняя, выше средней и высокая. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (±s) массы тела и окружности грудной клетки. Производя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего определяют, к какой группе (средняя, выше средней и т.д.) относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка.
Таблица.
Границы нормальных вариантов массы тела (веса)
при разном росте у детей 10 лет.
Вариант роста | Мальчики | Девочки | |||
Рост (см) Вес (кг) | Рост (см) | Вес (кг) | |||
Ниже среднего | От 20,5 до 32,2 | От 19,1 до 31,9 | |||
От 21,1 до 32,9 | От 19,8 до 32,7 | ||||
От 21,8 до 33,6 | От 20,5 до 33,4 | ||||
От 22,4 до 34,2 | От 21,2 до 34,1 | ||||
От 23,1 до 34,9 | От 21,9 до 34,8 | ||||
От 23,7 до 35,5 | От 22,7 до 35,6 | ||||
От 24,4 до 36,2 | От 23,4 до 36,3 | ||||
Средний | От 25,0 до 36,8 | От 21,1 до 37,0 | |||
От 25,7 до 37,5 | От 24,8 до 37,7 | ||||
От 26,4 до 38,1 | От 25,6 до 38,4 | ||||
От 27,0 до 38,8 | От 26,3 до 39,1 | ||||
От 27,7 до 39,4 | От 27,0 до 39,9 | ||||
От 28,3 до 40,1 | От 27,7 до 40,6 | ||||
От 29,0 до 40,8 | От 28,4 до 41,3 | ||||
От 29,6 до 41,4 | От 29,1 до 42,0 | ||||
От 30,3 до 42,1 | От 29,9 до 42,7 | ||||
От 30,9 до 42,7 | От 30,6 до 43,5 | ||||
От 31,6 до 43,4 | От 31,3 до 44,2 | ||||
От 32,2 до 44,0 | От 32,0 до 44,9 | ||||
От 32,7 до 45,6 | |||||
Выше среднего | От 32,9 до 44,7 | От 33,5 до 46,3 | |||
От 35,5 до 45,3 | От 34,2 до 47,1 | ||||
От 34,2 до 46,0 | От 34,9 до 47,8 | ||||
От 34,9 до 46,6 | От 35,6 до 48,5 | ||||
От 35,5 до 47,9 | От 36,3 до 49,2 | ||||
От 36,2 до 48,0 | От 37,1 до 49,9 | ||||
От 36,8 до 48, | |||||
Высокий | От 37,5 до 49,3 | От 37,8 до 40,7 | |||
От 38,1 до 49,9 | От 38,5 до 51,4 | ||||
От 38,8 до 50,6 | От 39,2 до 52,1 | ||||
От 39,4 до 51,2 | От 39,9 до 52,8 | ||||
От 40,1 до 51,9 | От 40,7 до 53,5 | ||||
От 41,4 до 54,3 | |||||
На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела. Имеется таблица для индивидуальной оценки физического развития детей 4-17 лет (табл.).
Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и разработанные общепринятым методом регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы (веса) тела (от М-1s до М+2s). При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке - соответствующий данному росту диапазон "нормы" массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка:
1. Оценку "нормальное физическое развитие" получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М-1s до М+2s.
2. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в 6 вариантов: "низкий рост", "высокий рост", "дефицит массы" I и II степени, "избыток массы" I и II степени.
Дети с избыточной массой тела направляются на консультацию к эндокринологу, т.к. в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением.
Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей).
Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.